" Использование песочной терапии в развитии дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Использование песочной терапии в развитии дошкольников"
Автор: Солянова Евгения Сергеевна
Мастер-класс для педагоговТема: «Использование песочной терапии в развитии дошкольников» Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников. Задачи: -дать определение песочной терапии; -познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях, -познакомить с нетрадиционным направлением техникой рисования песком; -способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребѐнка дошкольника. Материалы и приспособления: песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, стол для песка и воды, кисти, палочки, расчески, трубочки, рамки со стеклом, ѐмкости с песком и манкой, пенопласт, музыкальное сопровождение, презентация по теме, фильм рисование песком. Предварительная работа: изучение опыта работы по данной теме, подготовка презентации и фильма.Ход мастер-классаТеоретическая частьУважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс по использованию песочной терапии в развитии дошкольников. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливает желание ребѐнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувственность, как основа развития «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребѐнка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.Какие ассоциации у Вас вызывает слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (ответы педагогов). Многие представляют золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лѐгкий бриз Всѐ это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже, не обязательно морском. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой. Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведѐрко, формочки, совок первое, что родители приобретают ребѐнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны. Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком. Просто сыграем, как делают дети, Что «вне игры», то для них мишура, Это сладчайшее дело на свете Общая наша игра!Практическая частьПриглашаю для проведения практической части воспитателей подойти к столу (на столе стоят закрытые тканью ящики с песком) и исполнить роль детей. -Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.Ритуал «входа» в Песочную страну: Звучит музыка Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесѐм заклинание: Куда мы с вами попадѐм Узнаете вы скоро. В стране далѐкой мы найдем Помощников весѐлых. А ещѐ нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок. Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться. Песок мы не бросаем, Друг другу не мешаем, Не спорим, не толкаемся, А делом занимаемся. Снимается ткань с песочного ящика. Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками. Тактильная разминка. Упражнение «Здравствуй, песок!» Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок! Послушайте Он с вами здоровается. Вы слышите?... Плохо слышите, потому, что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом. А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? Звучит фонограмма смеха. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер». В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. (учатся дышать через трубочку, не затягивая в неѐ песок) Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать. Игра-упражнение «Песочные прятки». Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте с вами аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей.откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей) Кого вы нашли? Песочные жители очень вам благодарны! Они вам улыбаются, и вы улыбнитесь им в ответ. Упражнение «Победитель злости» Ну что ж, сейчас настала пора, нам с вами навсегда прогнать злого волшебника из Песочной страны. Давайте его нарисуем. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, не хороший. Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот). Это «круг-злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость» Звучит музыка. Дети разрушают песочный круг ладонями. Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы победили злость! Посмотрите на нашу песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же, для этого надо сделать? (украсить Песочную страну) Упражнение «Картина загадок» Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке. Жѐлтая тарелка на небе висит. Жѐлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце) Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака) Течѐт, течѐт не вытечет, Бежит, бежит не выбежит. (речка) Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелѐной выйдет к свету, Растѐт, цветѐт всѐ лето. Коровам без неѐ беда Она их главная еда. (трава) 10 слайд А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше нравиться, найдите ей место в Песочной стране. Выставляя игрушки в песочнице, вы должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, за Как вы назовете свою композицию? По желанию можно рассказать о чувствах, которые вызывает картина и др. Ритуал «выхода» из Песочной страны. Пришла пора прощаться с нашими песочными друзьями и возвращаться обратно в детский сад.Давайте попрощаемся с Песочной страной и еѐ жителями, с песочной Феей. Для этого всѐ убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся. Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой всѐ важное, что было сегодня с нами, всѐ чему мы научились!» До следующей встречи в Песочной стране! Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки) Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением вы вернулись из Песочной страны? Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных упражнений. Наступит лето, и можно песочные игры переносить на улицу. Уважаемые дамы, спасибо Вам за активное участие. Вместо песка можно использовать и другие материалы: манную крупу и пшено, пенопласт. (Демонстрация материалов и оборудования). Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений арт-терапия. Одним из направлений арт-терапии является песочная анимация. Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильмы, созданные с помощью песка «Питер и Волк». Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком: 1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только песок и стекло. 2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставляют никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий. Для педагога это ещѐ один способ понять чувства ребѐнка, показать им что-то новое.Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы это такое подспорье. Причем указательный палец слушается ребѐнка даже лучше, чем карандаш. При работе с песком дети учатся использовать разнообразные средства: расчески, кисточки, крышечки и другой подручный материал. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. тесно связано с самостоятельной деятельностью. А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучиться технике рисования песком. Приглашаю трех педагогов, которые хотели бы превратиться в художников и поупражняться в технике рисования песком. Занимайте места за столами. В нашем мастер-классе будут использоваться рамки со стеклом, песок, манная крупа. Хотела бы напомнить, что всѐ это сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы он не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы можно вымыть руки или воспользоваться влажными салфетками. Практическая работа Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок или манку в кулачок и рассыпаем равномерным тонким слоем по стеклу. Пожалуйста, попробуйте подготовить поверхность для рисования. Давайте попробуем нарисовать сюжет известной всем сказки «Колобок». Поверхность у нас уже готова. Теперь, используя расческу, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка. Дорисуем мизинчиком или другим удобным пальчиком крышу, окно. Кисточкой или палочкой можно нарисовать забор. Затем любым способом рисуем дорожку, по которой укатился непослушный колобок. Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем колобка с помощью кулачка. При желании можно нарисовать Колобку глаза, нос, рот. Посмотрите, как здорово у вас получилось. Настоящие «песочные художники». Демонстрация картин присутствующим. Итог мастер-класса Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Действительно, данная методика несет в себе: Инновационность, оригинальность, простоту Способствует развитию психических процессов А мне остается только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте здоровы. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Самоанализ мастер-класса для педагогов по теме:«Использование песочной терапии в коррекционной работе»Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников. Задачи: -дать определение песочной терапии; -познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекционной работе; -познакомить с нетрадиционным направлением техникой рисования песком; -способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребѐнка дошкольника. Предварительная работа: изучение опыта работы по данной теме, Проведен мастер-класс, на котором познакомила педагогов с методикой проведения занятий с использованием песочной терапии. Все задания можно использовать для коррекции психологических проблем (разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; поднятие настроения, эмоционального состояния; совершенствование артикуляции; развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений). Основная часть мастер-класса разделена на теоретическую и практическую части, где были использованы различные виды заданий, упражнений, игр, с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, проблемного обучения, технологии ИКТ. Структура занятия содержала ритуалы «входа» и «выхода» из песочной страны; рефлексию. Сегодня мною были представлены игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук. Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а следовательно, активизирует умственную деятельность. Игры, направленные на коррекцию психологических проблем «Победитель злости», дыхательная гимнастика, релаксация. При работе с использованием песочной терапии прослеживается интеграция образовательных областей: -физическое развитие: снижение психофизического напряжения; укрепление психического здоровья; развитие мелкой моторики рук; -социально-коммуникативное развитие: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание отзывчивости, желания быть добрым, справедливым, смелым; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; -познавательное развитие: обогащение сенсорного, чувственного опыта, развитие восприятия; развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности; закреплении правил безопасного поведения во время работы с песком; - художественно-эстетическое развитие: развитие умения чувствовать характер музыки; развитие творческих способностей; - речевое развитие: проговаривание стихов; составление и рассказывание сказок, историй; поддержка внимания и интереса к слову. Мастер-классом я хотела показать, что песочную терапию можно использовать на различных занятиях