Педсовет: "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения ФГОС ДО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педсовет: "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения ФГОС ДО
Автор: Киселева Елена Александровна

L/O/G/OВоспитатель высшей квалификационной категории: Е.А.Киселева г.РыбинскМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13Введение ФГОС ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.АктуальностьВ современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребёнка.Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования являютсяКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 2015 годы, нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования науки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».Проект–слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus -двинутый вперед, «брошенный вперёд»“Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;2)предварительный текст какого-нибудь документа; 3)замысел, план;4) целенаправленный и детально описанный прообраз будущего объекта или деятельности по его созданию.Проектирование–это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.Метод проектов —это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи —решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.Е. С. ПолатАктуальность:1234Проблемным и развивающим обучениеГумманизацией образованияПедагогикой сотрудничестваЛичностно-ориентированным и деятельностным подходамиИспользование метода проектов в ДОУ связано сМетод проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и обучающихся над определённой практической проблемойкак способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной целиэто метод личностно -ориентированного обучения Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста. Какие именно умения и навыки формируются в проектной деятельности?Умения и навыки работы в сотрудничестве:•Навыки коллективного планирования •Умение взаимодействовать с любым партнером •Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач •Навыки делового партнерского общения •Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: -Умение проектировать процесс (изделие)-Умение планировать деятельность, время,ресурсы -Умение принимать решения и прогнозироватьих последствия -Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Рефлексивные умения: •Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний •Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: •Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей •Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле •Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) •Умение находить несколько вариантов решения проблемы •Умение выдвигать гипотезы •Умение устанавливать причинно-следственные связи.Коммуникативные умения:-Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми -вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. -Умение вести дискуссию -Умение отстаивать свою точку зрения -Умение находить компромисс -Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки:-Навыки монологической речи -Умение уверенно держать себя во время выступления -Артистические умения -Умение использовать различные средстванаглядности при выступлении -Умение отвечать на незапланированные вопросыПроектный метод:Педагоги:Является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога, что влечет за собой развитие его культуры, в том числе и инновационнойРодители:Действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и модернизация информационно –просветительской функции сотрудничества ДОУ с семьейДети:В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, через умение самостоятельно конструировать свое знаниеПроектная деятельность (достоинства):•для детей -это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми в виде цели и задач; результатом этой деятельности становится найденный способ решения проблемы; каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.•для педагога -это способ организации самостоятельной деятельности, направленной на решение задачи проекта. Роль педагога при использовании метода проектов: учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.Проект –это «пять П»1-Проблема;2 -Проектирование , планирование;3 -Поиск информации;4 -Продукт;5 –Презентация результатов.Объектом проектирования может стать4педагогическая система ДОУ1235конкретная методикаиндивидуальная воспитательная системаотдельное специально-организованное занятиепедагогическая ситуацияКлассификация проектов•по составу участников (осуществляетсявнутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)•по целевой установке (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.•по тематике (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.•по срокам реализации (краткосрочный (1 или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочный (учебный год).Автор –Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:•1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.•2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.•3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.•4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)•5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.•6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. •7. По тематике•Исследовательские;•Творческие;•Приключенческие игровые;•Информационные;•Практико-ориентированные;•Интернет –проекты В соответствии с первым признаком —доминирующего метода —различают следующие типы проектов:По характеру координации проекты могут быть двух типов:•С открытой, явной координацией –в них координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.•Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)-координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Типы проектов в ДОУ (Киселева Л.С.)Типы проектаСодержаниеВозраст детейИсследовательско-творческийДетиэкспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности: газет, драматизации, детского дизайна.Старшая группаРолево-игровойИспользованиеэлементов творческих игр (когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).МладшаягруппаИнформационно-практическо-ориентированныйСбор информации, её реализация посредством социальных интересов(оформление и дизайн группы, витражи и др.).Средняя группаТворческийРезультат работы-детский праздник, дизайн и т.д.Младшая группаИсследовательский проект. •По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. •При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.Ролевой проект. •Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. •Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?Практико-ориентированный проект. •Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. •Форма конечного продукта при этом разнообразна -от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. •Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.Информационный проект. •Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. •Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. •Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети .Классификация проектов по продолжительности•Мини-проекты•Краткосрочные проекты •Недельные проекты •Долгосрочные (годичные и более длительные) проекты Долгосрочные проекты •могут выполняться как в группах, так и индивидуально. •В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. •Весь цикл реализации годичного проекта -от определения темы до презентации (защиты) -выполняется во внеурочное время.Краткосрочные проекты •требуют выделения 4 -6 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. •Основная работа по сбору информации, созданию итогового продукта и подготовке презентации. Недельные проекты •могут выполняться в группах в ходе проектной недели. •Их реализация занимает примерно 30 -40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. •При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, практические занятия) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, видеосъемки и др.). Мини-проекты •могут укладываться в один урок или часть урока;•работа над проектом может вестись в группах;•продолжительность -20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы -2 минуты).План работы по подготовке проекта•цель проекта•план достижения цели (обсуждение с родителями)•привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта •составление плана-схемы проекта•сбор, накопление материала•включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детскойдеятельности •презентация проекта, открытое занятие.Основные этапы метода проектов:Целеполагание1 этапРазработка проекта –план деятельности по достижению целиВыполнение проекта –практическая часть3 этап4 этап2 этапПодведение итогов –определение задач для новых проектовЭтапы работы над проектомЭтапыпроектаДеятельность педагогаДеятельность детей1 этап1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу (нежёстко).1. Вхождение в проблему.2. Вживание в игровую ситуацию.3. Принятие задачи.4. Дополнение задач проекта.2 этап4. Помогает в решении задачи.5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность.5. Объединение детей в рабочие группы.6. Распределение амплуа.3 этап7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта.7. Формирование специфических знаний, умений навыков.4 этап9. Подготовка к презентации.10.Презентация.8. Продукт деятельности готовят к презентации.9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.Виды презентаций проектов:•Деловая игра •Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий •Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей •Игра с залом •Научная конференция, доклад •Пресс-конференция •Путешествие, экскурсия •Реклама •Ролевая игра •Спектакль •Соревнование •Телепередача и т.д. Паутинка к планированиюПознание(ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формыЧтение художественной литературы(ведущая деятельность –чтение) указать формыКоммуникация(ведущая деятельность –коммуникативная) указать формыСоциализация (ведущая деятельность –игровая) указать формыТрудовая (ведущая деятельность –трудовая) указать формыБезопасность(интеграция разных видов деятельности) указать формыЗдоровье(интеграция разных видов деятельности) указать формыФизическая культура(ведущая деятельность –двигательная) указать формыХудожественное творчество(ведущая деятельность –продуктивная) указать формыМузыка(ведущая деятельность –музыкально-художественная) указать формыФормы взаимодействия с семьёй и социальнымипартнёрамиуказать формыРежимные моменты(интеграция разных видов деятельности) указать формыПримерные темы проектов:•комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», Книжкинанеделя»;•межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;•творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»;•групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;•индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;•исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».•Выводы:Важным моментом работы по использованию проектного метода является на столько подведение итогов проделанной работы, сколько определения её значимости и необходимости для каждого его участника в отдельности, а так же и для образовательного учреждения в целом;Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, в социуме и педагогическом сообществе на муниципальном и региональном уровнях становится важным стимулом для членов творческих групп, способствует повышению их профессионально-личностного статуса;Проектный метод –это верный путь обновления педагогического процесса, который ,не только, качественно повышает воспитательно –образовательный процесс в ДОУ, но и рейтинг ДОУ у родителей.Рекомендуемая литература по проектной деятельности•Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. –208 с. •Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-синтез, 2008. –112 с. •Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: –М.: АРКТИ, 2003. –96 с. 4. •Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. –288 с. •Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». –СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. –80 •Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. •// Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008. •// Дошкольное образование. № 8, 12 2008.•// Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 -с. 58. •// Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 -с. 69. •// Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009. •// Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008. •//Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. –80 с.