Пути повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики через применение коррекционно – развивающих упражнений.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики через применение коррекционно – развивающих упражнений.
Автор: Шалина Татьяна Петровна

Методическая разработка по теме:
Пути повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики через применение коррекционно – развивающих упражнений.
Выполнила: учитель математики
МКОУС(К) Ш № 107
Шалина Т.П.
г. Новосибирск -2018
ПЛАН.
I.Введение.
2. Коррекционно-развивающие задания:
- задания на развитие познавательной активности;
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие воображения;
- задания на смекалку;
- задания на сообразительность;
- задания на вариативность;
- задания на использование анализа;
- задания на нахождение удобного способа действия;
- задания на умение классифицировать;
- задания на умение сравнивать;
- задания на умение обобщать;
- задания на нахождение взаимосвязей;
- задания на установление последовательности.
III.Заключение (результативность).
IV. Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Математика в специальной (коррекционной) школе 8 вида является одним из основных учебных предметов и решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением развития. Изучение математики направлено на формирование определённого типа мышления, развития познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, обобщения и конкретизации, на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у обучающихся коррекционной школы развиты слабо, математика как учебный предмет даётся им с большим трудом. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность, сделать процесс обучения интересным.
Одним из путей повышения активности интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у обучающихся положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и навыки. Чаще всего игра присутствует на уроках в начальных классах.
В старших классах, классах среднего звена находят применения занимательные упражнения, проблемные и программированные задания, которые нравятся обучающимся, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их творческую деятельность
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Система коррекционно-развивающих упражнений представляет собой специальные задания и упражнения, направленные на развитие высших психических функций с одновременным усвоением программного материала по математике, а также отработкой и автоматизацией навыков учебного поведения.
Виды коррекционно-развивающих заданий, нацеленных на формирование различных приемов умственных действий.
Задания на развитие познавательной активности.
В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий.
Простые задачи чаще всего для устного счета. Задачи более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками.
1.Один хомяк запасает на зиму 800г. зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?
2.На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?
3.Сокол живет 170 лет, а жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живет дрозд?
4.Мама слониха имеет массу 6 т., а её слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?
Задания на развитие внимания.
Внимание – это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.
ли это быть?
1. Сосчитай птиц.
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и 5 ужей. Сколько птиц во стае всей?
2. На этапе проверки домашнего задания ученикам предлагается ряд чисел в беспорядке записанных на доске разными цветами.
Задание: прочитать пример, ответ которого написан желтым мелом в правом верхнем углу; прочитать пример, ответ которого написан зеленым мелом в нижнем левом углу, и т.п.
Задачи на развитие памяти.
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.
1. Вспомни.
Детям предлагается закрыть глаза и вспомнить, где находятся предметы в классе. Например: предметы прямоугольной формы, самые большие, зеленого цвета и т.д.
2.Память на фигуры.
Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.
Задания на развитие мышления.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.
1.Художники.
Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.
2. Учись мыслить логически.
Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.
Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе?
Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Машу, когда они вырастут?
Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши.
Задания на развитие воображения.
Здесь необходимо фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.
1.Веселый человечек.
Нарисуйте веселого человечка, используя геометрические фигуры. (Цифры)
3.Петушок.
Из одних кругов разного размера нарисуйте петушка.
Задания на смекалку.
Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д. Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.
1. Скажи не вычисляя.
Как число 86 увеличить на 12 без вычисления?
2. Пруд.
По углам пруда растут четыре старых дуба. Как увеличить пруд, сохранив квадратную форму и не трогая старых дубов. Причём дубы должны стоять у берегов нового пруда.
3. Диковенное животное.
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?
Задачи на сообразительность.
1.Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
2.В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
3.Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?
4.Во дворе находятся куры и поросята. У них всего 5 голов, а ног 14. Сколько было кур и поросят?
5.Боря гостил в деревне неделю и два дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне?
6.Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо вставать, чтобы быть на середине лестницы?
Задания на нахождение альтернативных вариантов.
В жизни человеку часто приходится искать несколько путей решения одной проблемы. Но он не задумывается о том, что тем самым участвует в творческом процессе. Учащимся нужно овладевать приемами альтернативы, чтобы суметь увидеть различные подходы к решению математических задач и выражений. Здесь же можно предлагать ребятам выбрать один или несколько правильных вариантов из множества предложенных или способы их решения.
1. Расположите цифры 1, 2, 3 в разном порядке. Найдите все 6 способов.
2. Расставь стулья.
В прямоугольной комнате расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула.
3. Раскрась.
Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.
Задания на использование анализа.
Умение анализировать – одна из главных особенностей творческой деятельности. Анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. Он может быть мыслительным, мысленно-зрительным. Ребятам можно предлагать задания на нахождение недостающей фигуры, определение последовательности, на зрительное восприятие точечного рисунка, на нахождение закономерности между рисунком и записью и др.
1.Подружки.
Катя и Таня одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше: Оля или Таня?
2. Рыбаки
Поймали щуку, леща и окуня. Щука тяжелее леща, а лещ тяжелее окуня. Какая рыбина самая лёгкая?
Задания на нахождение или выбор удобного способа действия.
Суть упражнений на выбор удобного способа действия заключается в том, что учащиеся ставятся в трудное положение: им нужно из нескольких верных ответов выбрать наиболее удобный. В рамках этого вида творческого задания дети пытались находить удобное направление движения, удобное решение, самый легкий и удобный путь до поставленной цели.
1. Раздели яблоко поровну.
Раздели яблоко 6 ребятам, чтобы никого не обидеть.
2. Удобный способ вычисления.
Найдите значения выражений удобным способом:
125 – 15 – 10
256 + 100 + 4
Задания на умение классифицировать
Классифицировать – это значит суметь распределить по группам, разрядам или классам. Основой этого типа задания является умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различия. Можно предлагать детям разные варианты формулировки подобных упражнений. В одних на основание классификации указывает учитель, в других – дети сами выделяют эти основания. Детьми классифицируются предметы по признакам: размер, форма, цвет; числа: двузначные и однозначные, четные и нечетные; геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники; линии: кривые, ломаные, отрезки. В более трудных случаях основание на классификацию содержит в себе 2 и более признака.
1. Игра в числа.
Разбейте числа на две группы так, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
63, 8, 1, 30, 45, 6, 7, 10, 9, 99, 2, 74
Задания на умение сравнивать.
Задания на умение сравнивать, это такие, где надо дорисовать недостающие части предмета, сравнить записанные выражения, не вычисляя их значения, найти схожее и отличительное в записи того или иного упражнения, сравнить выполненные на доске рисунки.
1. Хватит ли?
5 малышей и 7 пар варежек…
8 петель и 9 пуговиц…
2. Сравни.
- Сравните два рисунка, дорисуйте второй рисунок так, чтобы он стал одинаковым.
- Сравни два выражения: 5689 + 2734 * 2734 + 5 689
Задания на умение обобщать.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества чисел, слов, выражений, предметов и др. выделить лишнее. Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого дела выводы. От них требуется не только назвать или указать лишний предмет, лишнее число и др., но и обосновать свой выбор.
1. Назовите одним словом.
Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
2. Какая фигура лишняя.
Задания на установление взаимосвязей и соответствий.
Этот тип заданий – один из наиболее сложных для детей с нарушением интеллекта. Найти соотношение, выражающее согласованность, равенство в каком-либо отношении довольно трудная задача порой даже для взрослых. Учащиеся предлагается в рамках этого вида заданий найти соответствие между парами выражений, частями предмета, найти недостающую часть изображения, раскрасить по аналогии предметы и т.д.
1. Составь домик.
Найдите к каждому домику его крышу. По каким признакам вы ориентировались?
Задания на установление последовательности и использование зачатков планирования.
Творческие задания на установление последовательности очень редко встречаются в методической литературе. Чтобы научить детей находить логически обоснованные, закономерно вытекающие пути решения данных упражнений, учителю надо потрудиться самому, составляя и находя эти задания, посильные для детей. Это задания, где учащимся надо расставить картинки в определенном порядке, заполнить шведскую стенку, постепенно выполняя действия, подняться по математической лесенке с секретом, определить порядок действий, найти последовательность перехода по лабиринту.
1. Интересное задание.
Используя данную закономерность, продолжи ряд чисел:
- 16; 14; 12; 10; …
- 34; 44; 54; …; 74; …; 94;
III. Заключение.
Работая над темой Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики , я достигла следующих результатов в своей работе. В ходе урока удаётся избегать традиционной стереотипности учебного поведения, которое утомляет ученика, и он быстро выключается из учебного процесса, зная уже схему поведения и ориентируясь на многократное разжёвывание материала. Именно во время этого разжёвывания и наблюдаются паузы.
Игры и игровые упражнения провожу и в начале урока, чтобы привлечь внимание обучающихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме, а также в конце урока для закрепления пройденного материала.
Интерес к играм, которые требуют напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, поэтому коррекционно-развивающие игры, упражнения ввожу постепенно (одно, два задания). Трудные, непосильные задачи могут отпугнуть ученика от игры, поэтому необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Преодолевая первые трудности, обучающиеся испытывают большую радость и готовы перейти к более сложному заданию, у них появляется вера в свои силы.
И как результат: у обучающихся активизируется интерес к учению, пропали неработающие паузы, возникла потребность внимательно слушать объяснения учителя, появился азарт в выполнении заданий. Соответственно - более высокий показатель обученности, нежели это определено программой.
За текущий период обучения учащихся получили следующие знания, умения и навыки:
- умение читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать многозначные числа;
- знания метрической системы мер, мер времени и умение пользоваться этими мерами;
- сведения о простых и десятичных дробях и умение производить действия с дробями;
- навыки черчения и знакомство с простейшими геометрическими фигурами и телами на уроках геометрии;
- умение решать несложные арифметические задачи (на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; на нахождение суммы или остатка; на умножение; на деление по содержанию или на равные части; на цену, количество, стоимость; на движение (в том числе встречное), на нахождение периметра и площади и др.)
У ребят повысился интерес к предмету. Использование занимательного материала способствовало возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.
IV. Литература.
1.В. Волина Занимательная математика для детей. Дидактика С.Петербург 1994г.
2.Л.С. Дементьева В мире занимательной математики. Издательство Учитель Волгоград 2011г.
3.Г.Т.Дьячкова Математика 2-4 классы Олимпиадные задания. Издательство Учитель Волгоград 2008г.
4.Зимовцев Н.А. Игры на внеклассных занятиях по математике // Начальная школа. – 1986. – № 1. – с. 38.
5. Степурина С.Е. Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Издательство Учитель Волгоград 2009г.
6. Н.Е.Кордина Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. Издательство Учитель Волгоград 2008г.
7. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. – 1997. - № 2. – с. 52.
8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
9. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.
10. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.
11. Прохорова С. Смелей, подумай! Найди ответ. // Начальная школа. – 1997. - № 6. – с. 26.
12. Пчёлкина С.И., С.И.Волкова Математика и конструирование в 1 классе. Москва Просвещение 1993 г.
13. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: математика. Ярославль Академия развития 2000г.
14. Удодова Н.И.. Считай, смекай, отгадывай! Издательство Учитель Волгоград 2008г.
HYPER13PAGE HYPER15
10