Имя существительное как часть речи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Имя существительное как часть речи
Автор: Созонтова Мария Николаевна
Урок русского языка во 2 классе
по теме Имя существительное как часть речи
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: общеклассная дискуссия, самостоятельная, индивидуальная, работа в паре, в группе.
Цель урока: дать первоначальное представление об именах существительных (общее значение, вопросы).
Задачи урока:
Учить различать предмет и слово как часть речи;
Учить соотносить вопросы кто? и что?;
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
Развивать речь учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;
- развитие самостоятельности;
- формирование положительной мотивации к учению и познанию;
- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, в учебнике);
- формирование умения работать в парах;
- формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
- познакомить учащихся с понятием имя существительное;
- учить выделять имена существительные в тексте;
Методы обучения:
Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и с дополнительной литературой;
Наглядные методы: презентация,;
Практические методы: письменные упражнения;приемы ТРКМЧП: кластер, рыбная кость
Оборудование урока:
Компьютер;
Проектор;
презентация к уроку;
карточки со словами;
ватман для работы в группах;
у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.
Этап урока.
Цель этапа
Время
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты (УУД)
Организационный момент
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
3мин.
- Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- Поговорим? (поговорим)
- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)
- Поговорим? (поговорим).
- (вместе) Нам будет интересно.
У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите её и покажите.
Я хочу, чтобы и в конце урока у вас было такое же хорошее настроение.
(Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.)
А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Улыбка всегда располагает нас к приятному.
-Садитесь!
Приветствуют
Настраиваются на активную работу на уроке
диалог
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание
Мотивация к учебной деятельности
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
1 мин.
-Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем русский язык? (Чтобы правильно говорить и писать)
Отвечают
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Словарная работа
Чистописание
3 мин
3 мин
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
-Прочитайте слова на доске и вставьте пропущенные буквы. (Посуда, ноябрь, молоток, обезьяна, мороз, урожай, прощай, ягода.)
-Какая буква пропущена в словах?
-Она ударная или безударная?
-Можем мы проверить безударный гласный о в этих словах? Как называются такие слова?
-А какую орфограмму мы с вами здесь еще встретили, которую изучали совсем недавно?
2. Чистописание
-Пропишите строчную буквы о.
(Включить проектор)
Отвечают на вопросы учителя.
Работа с светофорами, взаимопроверка. Выходят по одному к доске.
Записывают число, классная работа.
Прописывают букву о с дополнительными элементами.
(показ ученика)
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
личностные:
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения;
Постановка учебной задачи
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.
4 мин
– А что объединяет слова, которые записаны у меня на доске? (кто? что?)
-А кто догадался о чем сегодня пойдет речь? (поднимите только руки, но не говорите)
-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.
АХ, какие все слова
Восхитительные,
Называются они…….
-Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Имя существительное как часть речи) Слайд1
-А как вы думаете, почему эти слова так называются?
-И какова история возникновения этой части речи?
-И какого значение и важность этих слов?
-Почему в русском языке их изучают первыми?
-Оказывается не так легко ответить нам на эти сложные вопросы, это проблема! Чего нам не хватает? (Информации) Слайд 2
-Есть такая поговорка Кто владеет информацией, тот владеет миром
-Как вы ее понимаете?
-Но мы сегодня добудем информацию. Мы будем исследователями и наша задача докопаться до истины, а я вам вместе с Дашей буду в этом помогать и направлять.
Выполняют синтез и анализ части речи
Доказывать правильность выбора
формулируют тему урока.
Познавательные –Извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности
на уроке.
Проектирование и фиксация нового знания.
Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи
8 мин
3. Работа по учебнику.
-Откройте учебники страница 44 упражнение 74.
-Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. Поставьте к каждому слову-названию предмета вопрос. Запишите слова в два столбика: в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй на вопрос что? Слайд 3
-Итак, давайте проверим всё ли верно. Какие же слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Слайд 4
(Кто?) девочка, сорока, заяц, обезьяна, воробей
(Что?) яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста.
-Проговариваем орфограммы
-К какой части речи относятся эти слова? (к именам существительным)
Давайте проверим правы ли мы. Прочитайте на странице 75 слова тётушки совы. Давайте ещё раз повторим, что же такое имя существительное.
Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто или что называются именами существительными.
- Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?
Отвечают на вопросы, обсуждают вопрос
Взаимопроверка в парах
Личностные – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
Физ.минутка для глаз
2мин.
Слайд 5
Повторяют движения.
Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.
Работа в группах
Цель: Развивать лидерские способности. Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение
Физ.минутка
6 мин
3 мин
2 мин
4 мин
3 мин
4.Работа в группах
Слайд 6
-Каждая группа получает текст, изучает и добывает нужную нам информацию.
-Отвечая на вопросы
1. Почему появилась речь? Почему имя существительное мы изучаем первым?
2. Что считается предметом?
3. История возникновения имен существительных.
-Даю вам время ознакомиться с текстом и извлечь из нее ответы на вопросы
(Ответы 1 группы)
-Проведем исследование и выявим важность имени существительного.
-Настолько ли она важна в речи?
– Может быть можно обойтись без неё?
– Давайте проверим наше предположение.
Слайд 7
– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.
– Всё ли понятно?
– Исправим текст.
(выполняется на карточках)
(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.
-У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Но только ли предметы обозначают имена существительные?
(ответ 2 группы)
- Скажите, какой девиз нашего класса? (Один за всех и все за одного!)
-Мы за дружбу! Слайд 8
-Вот мне нужна ваша дружеская помощь. Помогите собрать рассыпавшиеся слова в одно предложение.
-Побудьте сейчас в роли учителя
-Какое задание можем предложить?
- Найти имена существительные
-Выделить главные члены предложения
-Давайте выполним эти задания устно
-Помощь можно потрогать?
- Каким членом предложения выражено существительное?
-А об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Формулируют вывод вместе с учителем
самопроверка
Метапредметные(УУД)
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
познавательные:
-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-выдвигать гипотезу;
- проводить сравнение и классификацию слов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать обобщение;
-искать и выделять необходимую информацию;
-моделировать информацию;
регулятивные:
-высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Подведение итогов урока.
2 мин
-Вам нужно сообща, дружно создать кластер по теме Имя существительное ,вспомнить все, что мы о нем сегодня узнали и защитить его.
Слайд 12
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали?
-Мы получили представление об именах существительных? Что это такое и с чем его едят.
Групповая работа с проверкой по эталону, создание кластера
Познавательные:
владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.
Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание
2мин
1мин
-Подводим итоги нашего урока. Поможет в этом моя подсказка.
Слайд 13
-Я для себя сделал открытие…
-Меня удивило…
-Оказывается, что…
-За работу на уроке я бы поставил себе…
Слайд 14
-Итак, у вас на партах лежат картинки с корабликами, но на корабликах флажки не раскрашены. Нужно приготовить три карандаша (красный, желтый, зелёный) и раскрасить флажок.
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!
Работа на перспективу
-Скелет рыбы (Написать на ребрах слова отвечающие на вопрос Кто? Что?)
Анализируют свою деятельность на уроке
Записывают домашнее задание
Регулятивные – анализировать собственную работу;
осуществлять итоговый контроль.
Познавательный – строят рассуждение
Муниципальное БЮдЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
обнинская средняя общеобразовательная школа №3
калужской области
Учитель начальных классов: Созонтова Мария Николаевна
Обнинск, 2017