Программа Культурно-историческое наследие Великого Новгорода
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа Культурно-историческое наследие Великого Новгорода
Автор: Лесниченко Иван Михайлович
Администрация Великого Новгорода
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 22"
Россия, 173003 г. Великий Новгород ул. Чудовская, 9 sch-22@yandex.ru
телефон: 77-24-69, 77-25-39
ИНН/КПП 5321049198/532101001
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МАОУ СОШ №22
Протокол №1____________Л.С.Лесниченко
от 11 01.2018г. 12 01. 2018г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО
(туристско-краеведческой направленности,
базовый уровень)
Автор программы: М.П.Макарова
Составитель: педагог дополнительного образования И.М.Лесниченко
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Педагоги дополнительного образования: И.М.Лесниченко
Великий Новгород
2018
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
Направленность и актуальность
Особенности и новизна
Возраст детей
Цель
Задачи
Ожидаемый результат и способы его оценки
Формы подведения итогов
II. Календарный учебный график
Формы и режим занятий
III. Учебный план
IV. Содержание образовательной деятельности
V. Методическое обеспечение программы
Дидактический материал (Приложение №1)
VI. Список литературы
Педагога
Учащихся
VII. Приложения.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Культурно-историческое наследие Новгорода Великого направлена на духовно-нравственное обогащение личности воспитанника, формирование у него патриотического отношения к познанию, сохранению и пропаганде культурно-исторического наследия Великого Новгорода.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ № 273 – ФЗ Об образовании в Российской Федерации, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726 – р, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008.
Программа относится к туристско-краеведческой направленности. Данная программа имеет также глубокий социальный смысл, и возможности индивидуально-личностного развития детей: их эмоционально-чувствительной сферы, мировоззренческой и практико-деятельности. Данная программа реализуется на базовом уровне.
Программа актуальна именно потому, что решает некоторые важные противоречия:
Между востребованностью обществом, государством духовно-нравственного, высокообразованного человека – патриота и незащищенностью подрастающего поколения перед мощным напором бездуховности со стороны самого общества и государства (СМИ и т.п.).
Между провозглашением в системе образования приоритета воспитания на основе общечеловеческих ценностей, гуманизации образовательного процесса и отсутствием направленности, установки педагогов на решение этой задачи.
Между потребностью различных институтов общества в осуществлении духовно-нравственного, патриотического становления молодежи, и отсутствием оптимального системного взаимодействия субъектов в такой деятельности.
Сегодня существуют типовые программы для внешкольных учреждений – Историки-краеведы И.А. Вербы, Юные археологи Р.Л. Розенфельдта, Юные экскурсоводы Н.В. Черных, Юные историки-краеведы М.В. Кацуний, Я Родину люблю В.С. Дятлова, Деревенское детство Е.А. Кононова. Выше перечисленные программы не обеспечивают изучение воспитанниками культурно-исторических навыков комплексно в определенный временной период.
Данная программа создает условия включенности личности в саморазвитие через интерактивные методы и комплексное содержание.
В начале XXI века одной из центральных педагогических проблем появляется необходимость модернизации образовательных систем различного уровня в направлении приоритетности воспитания. Это особо актуально в связи с существующими изменениями в социальной сфере нашего общества. В программе основной акцент делается на познание себя через отношение к богатейшему наследию Новгорода Великого, осознание ребенком причастности к истории Новгородской земли и гордости за родной край.
В соответствии с Законом РФ № 273 – ФЗ Об Образовании в Российской Федерации дополнительное образование должно обеспечить непрерывность образования, сопровождая и дополняя все уровни, что в значительной степени обусловлено мировыми тенденциями, требованиями модернизации образования.
Особенность программы в том, что она авторская и адаптирована для МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 22. В рамках адаптации изменено количество часов на каждом из годов обучения в сторону уменьшения на 1 час 1 год и 2 часа 2 год. В учебно-тематическое планирование добавлены темы по периоду Великой Отечественной Войны и истории 102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии о которой рассказывают экспозиции музея школы.
Главная особенность программы в ее содержании, её новизна состоит в том, что:
Она реализуется как педагогическая система, объединяющая в единое целое шесть компонентов (цель – субъекты – деятельность – взаимоотношения – среда усвоения – управление)
Предполагает комплекс интерактивных приемов, форм, методов (см. п.IV)
По реализации содержания — это комплексная программа, включающая разделы по истории, культуре, архитектуре, археологии, искусству, гражданско-патриотической тематике.
Особое место в программе отводится предметно-практической деятельности по восстановлению исторических святынь, уходу за ними в целом и Памятником Новгородскому Ополчению 1812 г, в частности.
Гибкость программы дает возможность переводить на более глубокое самостоятельное изучение отдельных тем. Это позволяет учитывать индивидуальные потребности детей.
Культура, история, военное прошлое Новгорода рассматриваются в связи с историей и как часть культуры всей России, это важно для осознания патриотического чувства сопричастности к Родине в целом.
Важное отличие программы - взгляд на культуру Новгорода Великого, как культуру православия. Значительное место отведено изучению его особенностей, православным храмам, символике, праздникам.
Историю делают люди. Значительное место отводится знакомству с судьбами известных новгородцев, в том числе с их славными подвигами в военной истории.
Особое место в содержании отводится изучению истории Новгородского кремля, становлению архитектурной школы Новгорода, декоративно-прикладному искусству. Развитию Новгородской школы станковой и монументальной живописи.
Большое значение уделено периоду Великой Отечественной Войны, особенно истории 102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии, о деятельности которой рассказывает экспозиция музея школы.
Предполагается организация деятельности по сбору информации для экспозиций музея школы в архивах, библиотеках города, обработки и систематизации этой информации.
После первого полугодия воспитанники могут самостоятельно проводить экскурсии по экспозиции школьного музея для учащихся школы и города. На втором году обучения деятельность направлена на проведение экскурсий воспитанниками по экспозициям школьного музея и памятным местам Великого Новгорода в течение всего учебного года.
Программа рассчитана на детей с 11 до 15 лет. Именно этот возраст наиболее оптимален для реализации знаниевого, предметно-деятельностного и коммуникативного компонентов. Содержание программы реализуется на основе синтеза наук: географии, истории, литературы и способности к рефлексии. В этом возрасте ведущий вид деятельности – общение и развитие мировоззрения, именно поэтому много внимания уделяется исследовательским приемам и занятиям на основе сотрудничества. Срок реализации программы 2 года.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Изучение культурно-исторического наследия Новгорода Великого через организацию образовательного процесса как системы, направленной на духовно-нравственное обогащение личности, формирование и развитие творческих способностей, патриотического отношения к наследию новгородской земли.
ЗАДАЧИ:
Познакомить воспитанников с наследием Новгорода Великого через особенности православной культуры, через его историю, архитектуру, живопись, военное прошлое.
Познакомить с известными людьми Новгородской земли.
Обогатить опыт деятельности по сохранению наследия Великого Новгорода на объектах.
Создать энциклопедию Мои сверстники в истории Новгорода Великого
Разработать символику и атрибуты объединения, определить коллективные праздники, экспедиции, и т.д., направленные на формирование коллектива обучающихся.
Научиться вести 30 минутную экскурсию по любимым местам Новгорода Великого, в том числе и по экспозициям школьного музея.
Получить опыт работы в архиве с документальными источниками, уметь систематизировать полученную информацию.
Принять участие в городских, областных краеведческих конкурсах и мероприятиях.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КАК СИСТЕМЫ
Результат отражается в цели и критериях:
Духовно-нравственное обогащение личности воспитанника (положительная динамика).
Сформированное устойчивое патриотическое отношение к культурно-историческому наследию Великого Новгорода как части истории России, части мировой культуры.
Повышение результативности и качества образовательного процесса.
Способность сделать мотивированный выбор вида деятельности в предметной области.
Углубление интересов, расширение спектра специальных знаний по истории и музейному делу.
Высокий статус объединения в школе и городе.
Отследить ожидаемые результаты можно по показателям:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные
Критерии
Показатели
Духовно-нравственное обогащение личности воспитанника
Умение провести 30 минутную экскурсию по любимым местам Новгорода Великого, школьному музею.
Гуманный характер отношений воспитанников к сверстникам и педагогу.
Ответственное отношение к выполнению творческих заданий, выбранных проектов
2. Патриотическое отношение к культурно-историческому наследию новгородской земли
2.1. Опыт активной деятельности по сохранению культурно-исторического наследия новгородской земли.
2.2. Знание истории и традиций своего края.
2.3. Уважительное отношение к пожилым людям, ветеранам войны и труда.
Способность сделать мотивированный выбор вида деятельности в предметной области.
Самоопределение в выборе сферы деятельности и интересов.
Высокий уровень знаний по истории и краеведению.
Сформированная устойчивая мотивация.
Углубление интересов, расширение спектра специальных знаний.
Развитая способность к реализации избранного вида деятельности.
Процессуальные
1. Качество образовательного процесса
1.1. Удовлетворенность воспитанников, их родителей деятельностью объединения.
2. Статус объединения
2.1. Индивидуальные и коллективные достижения.
Осведомленность о деятельности объединения граждан Великого Новгорода.
Промежуточные итоги, итоги реализации всей программы подводятся в формах:
а) Анкетирования в соответствии с критериями и показателями:
входящие (октябрь)
выходящие (май) - по соответствующим методикам.
б) Индивидуально-личностностные и групповые достижения по показателю Знание
участие в ежегодных городских гражданско-патриотических мероприятиях (20 января; 23 февраля; 9 мая; 22 июня)
участие в городских или областных краеведческих конкурсах, фестивалях;
участие в Днях Науки в творческом центре им. академика В.В.Сороки НовГУ им. Я. Мудрого с рефератами о Новгородском ополчении, Великой Отечественной Войне и т.д.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
1 год - с 10 сентября по 30 мая
2 год - с 1 сентября по 30 мая
Продолжительность учебного процесса
36 недель
Регламент образовательного процесса
по утвержденному расписанию
1 год - 5 часов в неделю (2 и 3 часа)
2 год – 4 часа в неделю (по 2 часа)
Продолжительность рабочей недели
5 дней
вторник – суббота
Выходные дни
Суббота, воскресенье, праздничные
дни, установленные законодательством
Российской Федерации
Продолжительность занятия
45 минут
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
При выборе форм занятий учитываются возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей. Учебная группа не более 15 человек. Занятия могут проводиться по подгруппам, индивидуально. Специальные, индивидуальные занятия-консультации могут быть при подготовке к краеведческим конкурсам, играм, мероприятиям.
Занятия проводятся как учебная игра, творческий проект, заочная экскурсия, тематические задания по подгруппам, защита творческой работы, лекция, проблемная лекция, тематическая дискуссия, экскурсии, встречи, исследования, работа в фондах библиотек, архивов и т.п.). К формам проведения занятий можно также отнести: дискуссии, Круглые столы, Дебаты, игра, конкурс, конференция, Фотосессия, Поэтические зарисовки, занятие Записки на манжетах, Рассказ с ошибками, тест Общие познания и др.
Учебный план образовательной программы
Учебный план
1 год обучения
№
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
1
Вводное занятие. Вступительная беседа. Особенности православия. Интерьер православного храма, система росписи и символика. Главные православные праздники.
6
6
2
Новгородский кремль и его памятники.
20
10
3
Архитектура Новгорода Великого.
20
10
4
Станковая и монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство древнего Новгорода.
10
10
5
История Новгорода Великого.
20
10
6
Военная история Новгородского края.
12
6
7
Новгородская земля в годы ВОВ.
20
6
8
Известные люди, связанные с Новгородской землей.
12
2
ИТОГО:
120
60
ВСЕГО часов: 180
Учебный план
2 год обучения
№
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
1.
Вводное занятие. Содержание учебной группы
заселение новгородского края. Стоянки эпохи неолита. Финно-угорские племена на северо-западе. Возникновение Новгорода.
3
0
2.
Военное прошлое древнего Новгорода.
35
21
3.
Военное прошлое губернского Новгорода.
12
10
4.
Новгородская земля в годы ВОВ.
35
26
5.
Современный Новгород.
1
1
ИТОГО:
86
58
ВСЕГО: 144
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
Вводное занятие Вступительная беседа (что знают о своем городе, где побывали на экскурсиях)
1
0
Вклад Новгорода Великого в мировую культуру (беседа)
1
0
Особенности православия, строение, символика православного храма.
2
3
Новгород Великий по материалам археологических раскопок. Берестяная почта столетий (берестяные грамоты).
2
3
Происхождение Новгорода. Гипотезы о происхождении Новгорода.
2
0
Кремль. История строительства. Стены и башни.
2
3
Грановитая палата новгородского кремля. История, строительство.
2
0
Декоративно-прикладное искусство.
2
0
Софийский собор. Архитектура, история, живопись.
2
3
Библиотека Софийского собора.
2
0
Памятник Тысячелетия России. История сооружения, особенности.
2
1
Софийская звонница. История строительства. Колокола.
2
0
Древний Новгородский Торг
2
3
Ярославово дворище, вечевая площадь. Церкви Прокопия и Жен Мироносиц.
2
0
Новгород-щит Руси на северо-западе.
2
0
Монастыри древнего Новгорода - центры культуры, центры обороны Новгородской земли.
4
0
Свято-Юрьев монастырь. Георгиевский собор, живопись, архитектура. Церковь Воздвиженья 19 в.
4
3
Антониев монастырь.
3
3
Собор Рождества Богородицы. История, архитектура, живопись.
2
3
Духовная семинария и её выпускники.
2
1
Знаменский собор. Архитектура, история, живопись.
3
0
Техника фрески. Известные мастера фресковой живописи древней Руси. Феофан Грек. Церковь Спаса Преображения.
4
3
Новгородские иконы. Цветовая гамма, особенности письма.
4
4
Софийские таблетки.
2
3
Новгородская боярская вечевая республика (политическое устройство, сельское хозяйство, торговля, ремесло). Новгородское боярство.
6
3
Присоединение Новгорода к Москве
2
3
Новгород в составе централизованного русского государства.
4
0
Опричнина в Новгороде.
2
1
Деревянное зодчество Новгорода Великого.
4
3
Губернский Новгород.
2
0
Новгородцы в истории военной Руси.
4
3
Война с Наполеоном. Новгородские полки в битве под Полоцком. Новгородское Ополчение.
4
3
Городской голова Григорий Сметанин. Казимир Рейхель и его сыновья.
2
0
Довоенный Новгород.
2
0
Новгородская земля в годы ВОВ.
2
0
Партизанское движение Новгородской земли.
4
3
Мясной бор.
2
0
Боевой путь 102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии.
8
3
Освобождение Новгорода. Новгородско - Лужская операция.
2
0
Восстановление Новгородской земли.
2
0
Улицы Новгорода названные в честь героев ВОВ. Современный Новгород.
4
2
Имена известных людей, связанных с Новгородской землей (Суворов А.В., Державин Г.Р. Достоевский Ф.М., Рахманинов С.В. и др.).
4
0
В.С. Передольский и его дом в Новгороде.
2
0
Итоговое занятие. Сдача экскурсии.
2
ИТОГО:
120
60
ВСЕГО часов: 180
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
Вводное занятие. Содержание. Особенности учебой группы. Техника безопасности на уроках и экскурсиях.
1
0
Новгородский герб. История создания.
2
0
Вооружение древнерусского воина.
1
3
Александр Невский и его эпоха. Грамоты мальчика Онфима.
2
0
Памятные места Новгорода, связанные с именем
А. Невского.
1
3
Новгородские князья: Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, Всеволод-Гавриил.
1
0
Новгородский Кремль. Памятник фортификации 11 – 15 в.
2
3
Три линии обороны Новгорода.
1
0
Монастыри- центры обороны новгородской земли.
1
0
Свято- Юрьев монастырь.
2
3
Антониев монастырь. Духовная семинария.
2
0
Иван III и Новгород.
2
0
Иван Грозный и Новгород.
2
0
София – свидетель исторических событий на Новгородской земле.
2
3
Грановитая палата Новгородского кремля. История строительства.
2
3
Отражение военной тематики в Новгородской иконописи.
2
0
Шведская интервенция 17 века. Якоб Делагарди. Борьба жителей Новгородской земли со шведами.
2
0
А.В. Суворов и Новгородская земля. Кончанское-Суворовское.
2
1
Война с Наполеоном. Памятник народному ополчению.
2
1
Экскурсия по экспозиции школьного музея Новгородское Ополчение 1812 г.
6
4
Губернский Новгород. Аракчеев и Новгородская земля Грузино. Военные поселения.
2
3
Памятник Тысячелетия России и его герои. Судьба памятника в годы ВОВ.
2
1
Революционное движение на Новгородчине. Подпольная типография на территории новгородского кремля.
2
0
Первая мировая война и Новгородская губерния.
2
0
Новгород и Октябрьская социалистическая революция. Курсы Красных командиров в Новгороде под руководством Степанова.
2
3
Довоенный Новгород
2
3
Начало Второй мировой войны. Вооружение советской армии к началу войны.
2
0
Оборона Новгорода. Лето 1941г. Контрудар под Сольцами.
2
0
Экскурсия по экспозиции школьного музея - Боевой путь 102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии.
5
3
Оккупированный Новгород 1941-44г.
2
3
Партизанское движение на Новгородчине (2-я, 3, 4, 5 партизанские бригады)
2
0
Встреча с ветеранами.
-
2
Освобождение Новгорода. Иван Терентьевич Коровников. Стратегическое значение освобождения Новгорода.
2
0
Школьный музей и музеи военно-патриотической направленности образовательных учреждений города (ОУ № 9, 18, 4, ДД(Ю)Т, КЮМ)
-
12
Их именами названы улицы Новгорода.
2
2
Вклад новгородцев в Победу.
2
0
Юные герои Великой Отечественной войны
2
0
Восстановление Новгородской земли. Образование Новгородской области.
2
0
Автобусная экскурсия по памятным местам, связанным с ВОВ в Новгороде.
2
3
Вторая ударная армия. Генерал Власов.
2
0
Борис Полевой Повесть о настоящем человеке. Демянский котел.
2
0
Встреча с ветеранами ВОВ и участниками поисковой группы Долина.
2
1
Отражение военной тематики в произведениях искусства.
4
0
Итоговое занятие. Современный Новгород. Викторина.
1
1
ИТОГО:
86
58
ВСЕГО: 144
СОДЕРЖАНИЕ
1-й год обучения
Вводное занятие. Вступительная беседа. Вклад Новгорода Великого в русскую и мировую культуру. Особенности православия. Интерьер православного храма, система росписи и символика. Главные православные праздники: Рождество, Благовещение, Пасха, Троица, Покров, Воздвижение, Успение, Преображение, Сретение и т.д.
Новгородский кремль и его памятники. Первое упоминание о кремле в летописи (1044г.). История строительства, стены и башни. Новгородский кремль – памятник фортификационного искусства 15 века. Софийский собор – первое каменное здание Новгорода. Библиотека Софийского собора. Строительство в кремле 15 века. Архиепископ Ефимий II. Грановитая палата (1433г.) – древнейшее гражданское сооружение Новгорода. История, строительство. Софийская звонница (1439г.). История строительства. Колокола. Памятник Тысячелетия России. История создания. Скульптурные композиции на памятнике, памятник (в лицах). История памятника в годы ВОВ. Памятные места ВОВ в кремле. Вечный огонь.
Архитектура Новгорода Великого. Деревянное зодчество древнего Новгорода. Триннадцатиглавая дубовая София. Типы деревянных храмов. Строительный материал, и инструменты плотника. Архитектура княжеского периода начала 12 века. Традиции великокняжеской архитектуры. Заказчики. Софийский собор – первый каменный храм Новгорода (1045-1050г.), Никольский собор (1113г.), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119г.). Особенности архитектуры, решение интерьера, особые приемы организации пространства для молящихся. архитектура 13 века – появление нового типа храма. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207г.) Заказчики и строители, особенности храма. Церковь Николы на Липне (1292г.) архитектура 14 века. Расцвет Новгородской архитектурной школы. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (1345г.). История её спасения супругами Грековыми. Церковь Спаса Преображения на Ильине (1374г.) – классический образец Новгородского зодчества второй половины 14 века. Фрески Феофана Грека. Церковь Федора Стратилата на Федоровском ручье (1361г). Архитектура 15 века. Завершающий этап новгородской архитектурной школы. Церковь Успения Богоматери на Торгу и церковь Иоанна на Опоках (1450г), церковь Симеона Богоприимца (1468г) и ее живопись. Системы изображения святых по церковному календарю. Знаменский собор 17 века – образец московской архитектурной школы в Новгороде. Живопись собора.
Станковая и монументальная живопись древнего Новгорода. Живопись храмов 12 века. Известные мастера фресковой живописи на Руси. Феофан Грек и особенности его росписи. Новгородские иконы. Цветовая гамма. Материал. Особенности письма. Музейное собрание древнерусской живописи в Новгороде. Иконостасы. Храмовые иконы, вклады бояр, купцов, князей, архиепископов. Заказы архиепископов. Икона апостолы Петр и Павел из Софии – самый древний памятник древнерусской иконописи (начало 12 века). Знамение Пресвятой Богородицы - двухсторонняя икона 12 века – икона – защитница Новгорода и легенды, связанные с ней. Софийские таблетки 15-16 века. 15в. – век расцвета Новгородской иконописной школы.
Декоративно-прикладное искусство древнего Новгорода. Техники обработки драгоценных металлов в Новгороде: выпуклой обронной чеканки, скани (филиграни), зерни по скани, перегородчатой эмали. Материал. Заказчики. Орнамент на серебряных изделиях 15-16 веков. Серебряные ковши, их форма. Обработка металла в древнем Новгороде. Замки (до 40 деталей), сковороды, ножи, ножницы, фибулы, пуговицы и др. Резьба по камню и кости. Инструменты. Геометрические орнаменты в изделиях новгородских косторезов. Кожевенное ремесло, инструменты. Кожаная обувь (поршни, сапоги, туфли). Галантерея (сумки, кошельки, чехлы и т.д.) Аппликации из кожи, способы отделки из кожи: теснение, вышивка, крашение.
История Новгорода Великого. Новгород – по материалам археологических раскопок. Берестяная почта столетий. Происхождение Новгорода. Ярославово дворище и древний Торг. Новгородская боярская вечевая республика (политическое устройство, сельское хозяйство, ремесло.) Присоединение Новгорода к Москве. Походы Ивана III. Новгород в составе централизованного русского государства. Иван Грозный и Новгород. Опричнина в Новгороде. Губернский Новгород. Довоенный Новгород. Восстановление Новгородской земли. Улицы Новгорода, названные в честь героев ВОВ и памятные места в Новгороде связанные с ВОВ. Партизанское движение на Новгородской земле. Современный Новгород.
Военная история Новгородского края. Новгород – щит Руси на северо-западе. Александр Невский и его эпоха. Монастыри – центры культуры и обороны Новгородской земли. Три линии обороны Новгорода. Шведская интервенция 17 века. Шведы в Новгороде. Война с Наполеоном. Новгородские полки в битве под Полоцком. История Новгородского ополчения.
Новгородская земля в годы Великой Отечественной войны. Оборона Новгорода в августе 1941года. Эвакуация населения и ценностей из Новгорода. Оккупация Новгорода 1941- 44 годы, партизанское движение на Новгородчине. Партизанский край. Партизанский обоз. Новгородско – Лужская операция. Значение освобождения Новгорода. Боевой путь 102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии. Первый командир дивизии Глухов М.И.
Известные люди, связанные с Новгородской землей. Имена известных людей, связанных с Новгородской землей (Суворов А.В., Державин Г.Р. Достоевский Ф.М., Рахманинов С.В. и др.).
2 год обучения.
Вводное занятие. Вступительная беседа. Вклад Новгорода Великого в русскую и мировую культуру. Особенности православия. Интерьер православного храма, система росписи и символика. Главные православные праздники: Рождество, Благовещение, Пасха, Торица, Покров, Воздвижение, Успение, Преображение, Сретение и т.д.
Военное прошлое древнего Новгорода. Вооружение древнерусского воина. Александр Невский и его эпоха. Грамоты мальчика Онфима. Памятные места Новгорода, связанные с именем А.Невского. Новгородские князья Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, Всеволод Гавриил. Новгородский кремль – памятник фортификации 11-15 веков. Монастыри – центры обороны Новгородской земли. София – свидетель исторических событий на новгородской земле. Отражение военной тематики в Новгородской иконописи. Икона Битва новгородцев с суздальцами 15 век. Икона Видение пономаря Тарасия 16 века. Шведская интервенция 17 века. Якоб Делагарди.
Военное прошлое губернского Новгорода. Война с Наполеоном. История Новгородского ополчения 1812 года. Боевой путь ополчения. Памятник Народному ополчению. История создания и воссоздания памятника. Губернский Новгород. Аракчеев и Новгородская земля. Грузино. Военные поселения. Революционное движение на Новгородчине. Подпольная типография на территории новгородского кремля. Первая мировая война и Новгородская губерния. Новгород и Октябрьская социалистическая революция. Курсы Красных командиров в Новгороде под руководством Степанова.
Новгородская земля в годы ВОВ. Довоенный Новгород. Начало Второй мировой войны. Вооружение советской армии к началу войны. Оборона Новгорода. Лето 1941г. Контрудар под Сольцами. Оккупированный Новгород 1941-44г. Партизанкое движение на Новгородчине. (2-я, 3, 4, 5 патризанские бригады). Партизанский край. Партизанский обоз. Новгородские партизаны – герои Советского Союза. Юные герои (Леня Голиков и другие). Встреча с ветеранами партизанского движения. Освобождение Новгорода. Иван Терентьевич Коровников. Стратегическое значение освобождения Новгорода.
Музеи военно-патриотической направленности образовательных учреждений города (ОУ № 9, 18, 4, ДД(Ю)Т, КЮМ). Их именами названы улицы Новгорода. Вклад новгородцев в Победу. Восстановление Новгородской земли. Образование Новгородской области. Автобусная экскурсия по памятным местам, связанным с ВОВ в Новгороде. Вторая ударная армия. Генерал Власов. Боевой путь 102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии в экспозиции музея школы. Личный состав дивизии и ветераны дивизии.
Борис Полевой Повесть о настоящем человеке. Демянский котел. Встреча с ветеранами ВОВ и участниками поисковой группы Долина. Отражение военной тематики в произведениях искусства. Памятник Тысячелетия России и его герои. Судьба памятника в годы ВОВ. Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода и др. Послевоенное восстановление памятника.
Современный Новгород. Современные промышленные предприятия. Международные связи Великого Новгорода. Викторина Знаешь ли ты свой город?. Подведение итогов.
Современный Новгород.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 год обучения
№
Тема занятия
Формы занятия
Методы или приемы организации учебного процесса
Формы подведения итогов
1
Вводное занятие. Вступительная беседа. Особенности православия. Интерьер православного храма, система росписи и символика. Главные православные праздники.
беседа, экскурсия, групповая консультация, тематические задания по подгруппам, игра-путешествие, тематическая дискуссия.
работа в музеях и церквях, работа с литературой в библиотеках, метод организации самостоятельной деятельности,
контрольный опрос (устно, письменно)
2
История Новгорода Великого.
экскурсия, лекция, беседа, групповая консультация, тематическая дискуссия, заочная экскурсия, тематические задания по подгруппам, учебная игра.
работа с литературой, метод рефлексии, метод гипотез, метод организации самостоятельной деятельности, работа в музеях.
участие в играх и городских конкурсах.
3
Архитектура Новгорода Великого.
экскурсии, лекции, творческие задания, тематические задания, прием сотворчество, тематическая дискуссия, учебная игра.
работа с литературой, экскурсия, метод рефлексии, эвристический метод.
контрольный опорос (устно или письменно), викторина, тест.
4
Станковая и монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство древнего Новгорода.
экскурсия, лекция, беседа, тематические задания, учебная игра, тематическая дискуссия, тематические задания по подгруппам
экскурсии в музеях, самостоятельная работа с литературой, метод исследования, метод сравнения, эвристический метод.
викторина, тест, рефераты
5
Новгородский кремль и его памятники.
экскурсия, лекция, беседа, тематические задания по подгруппам, игра-путешествие, тематическая дискуссия, работа с архивными документами и периодической печатью.
экскурсии в музеях, самостоятельная работа с литературой, метод исследования, метод сравнения, эвристический метод, метод ошибок.
участие в играх, городских конкурсах, проведение 30 мин. экскурсии по любимым местам кремля.
6
Военная история Новгородского края.
экскурсии, посещение музеев ОУ города, викторина, тематические задания по подгруппам, тематическая дискуссия, учебная игра
метод гипотез, метод ошибок, метод исследования, метод сравнения, эвристический метод, экскурсия
участие в городских играх, участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности. викторина
7
Новгородская земля в годы ВОВ.
тематические задания по подгруппам, тематическая дискуссия, семинар, пресс-конференция, творческий проект, учебная игра, лекция
работа с литературой, периодической печатью, работа в музеях, работа с экспедицией Долина, экскурсии, беседы, встреча с ветеранами ВОВ.
участие в Днях знаний, городских конкурсах, конференциях
8
Известные люди, связанные с Новгородской землей.
лекция, беседа, викторина, тематические задания по подгруппам, групповая консультация,
эвристический метод, метод исследования. метод организации самостоятельной деятельности, метод рефлексии
защита творческой работы
2 год обучения
№
Тема занятия
Формы занятия
Методы или приемы организации учебного процесса
Формы подведения итогов
1.
Вводное занятие. Содержание учебной группы.
Заселение новгородского края. Стоянки эпохи неолита. Финно-угорские племена на северо-западе. Возникновение Новгорода.
экскурсия, лекция, беседа, тематическая дискуссия
работа с литературой, работа в музеях, лекция, игра-путешествие
опрос, викторина
2.
Военное прошлое древнего Новгорода.
экскурсии, посещение музеев ОУ города, викторина, тематические задания по подгруппам, тематическая дискуссия, учебная игра,
метод гипотез, метод ошибок, метод исследования, метод сравнения, эвристический метод, экскурсия
участие в городских играх участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, викторина
3.
Военное прошлое губернского Новгорода.
экскурсии, посещение музеев ОУ города, викторина, тематические задания по подгруппам, тематическая дискуссия, учебная игра.
метод гипотез, метод ошибок, метод исследования, метод сравнения, эвристический метод, экскурсия
участие в городских играх участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности. викторина
4.
Новгородская земля в годы ВОВ
тематические задания по подгруппам, тематическая дискуссия, семинар, пресс-конференция, творческий проект, учебная игра, лекция
работа с литературой, периодической печатью, работа в музеях, работа с экспедицией Долина, экскурсии, беседы, встреча с ветеранами ВОВ.
тематические задания по подгруппам, тематическая дискуссия, семинар, пресс-конференция, творческий проект, учебная игра, лекция
5.
Современный Новгород.
беседа, тематическая дискуссия, экскурсия
работа с литературой, периодической печатью, метод гипотез, метод исследования, метод сравнения
контрольный опрос, тест
Наиболее эффективными в ходе реализации программы является использование следующих методов:
эвристический метод использование, которого позволяет научить детей добывать и конструировать знания, социальное поведение. Степень творчества учащихся в ходе его применения определяется новизной полученных результатов, по сравнению с уже имеющимися у них ране;
метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версии с культурно-историческими аналогами, которые сформированы учеными, применение этого метода позволяет педагогу-краеведу активизировать внутреннюю позицию самого ученика в процессе обучения. Здесь активная личностная позиция учащегося становится центральной в образовательном процессе;
метод исследования здесь учащимся предлагается самостоятельно провести исследования. Учащиеся включены в исследовательскую деятельность по изучению истории и культуры Новгородского края. В деятельность учащихся включены элементы научного исследования на конкретной исторической почве, происходит формирование нравственных и мировоззренческих основ личности ребенка. Значительно повышена учебно-познавательская активность учащихся. История края (малой Родины) рассматривается в программе в программе как часть истории России. Здесь любой ученик получает свой результат, а педагогу остается лишь помогать учащимся увеличивать объем и качество результатов;
метод гипотез здесь учащимся предлагается дать версии ответов на поставленный педагогом вопрос или проблему. Ученики предлагают свои точки зрения. Применение этого метода позволяет развивать навыки предвидения, прогнозирования, выдвижения гипотез;
метод ошибок. Отыскание взаимосвязи ошибки с правильностью стимулирует эвристическую деятельность учащихся;
метод рефлексии (осознание деятельности). Действительным результатом является тот, который осознан учеником, осознание происходит при обсуждении, проговаривании, подведении итогов, поиске причин неудач и успеха в становлении нравственной позиции.
метод организации самостоятельной деятельности, где педагог принимает на себя роль консультанта, создает ситуацию так, чтобы ученик сам включался в активный поиск новых подходов в решении творческих и учебных задач, самостоятельная деятельность является ядром формирующейся самооценки, отношения к себе в процессе становления нравственности, духовного самосовершенствования и формирования патриотического отношения к Родине, её культурно-историческому наследию.
Автором активно используется музейная педагогика. Можно выделить ряд педагогических приемов, эффективно влияющих на результаты:
работа с литературой в книжном фонде библиотек, в том числе НовГУ;
работа с периодической печатью;
работа с архивными документами;
работа в музеях;
работа в экспедиции Долина;
прием Фото-летопись;
прием Гипотеза;
прием Сотворчество;
прием Эссе;
прием Прямой эфир (через интернет);
прием Смена настроения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРОГРАММЕ
Книги по искусству, истории (см. список литературы);
тематические планы занятий (по разделам);
журналы Дополнительное образование М. 2010 – 2017 г., Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников № 2 2003 г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Учебные кабинеты школы и ОУ города;
Музеи ОУ города, экспозиции Новгородского Государственного объединенного музея – заповедника, храмы Великого Новгорода и его окрестностей;
Школьный Музей102-й гвардейской стрелковой Новгородско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды дивизии;
компьютер, интернет;
принтер;
фотокамера цифровая;
проектор;
столы – 8 шт., стулья – 16 шт.;
доска ученическая;
экран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Министерство просвещения РСФСР, М.,1988г.
Фридман Л.Д. Как построить нсвую школу: концепция личностно развивающего обучения ж-л Народное образование, 1993 г. №7,8.
Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности ж-л Внешкольник, 2000г. №7,8.
Хуторской А.В. Как обучать творчеству? ж-л Дополнительное образование, 2001г. №1.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании школьника, М., просвещение, 1994г.
Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.
Региональный компонент в содержании исторического образования: программы исторического краеведения Автор – составитель В.И. Барашкова, Новгород, РЦРО,1996г.
Иванов Основы школьного краеведения /учебное пособие/ Петрозаводск,1997г.
Герасимова И.А. Краеведческая игротека В. Новгород2002г.
Северо-запад России в годы ВО войны 1941 – 1945 г. Институт военной истории Министерства обороны Российской Федерации С.-Петербург 2005 г.
Михайлова О.Н., Шайковская Н.М. Путешествие в мир храма /учебное пособие/ В.Новгород 2003 год
Гузик М.А. Русская культура. Занимательные игры. М., Просвещение, 1997г.
Федорук И.А. Интеллектуальные игры для школьников История Ярославль, Академия развития, 1997г.
Евдокимова Н.Н. Выращивание умных головушек ж-л Дополнительное образование, №9 2003г.
Лободина С. Как развить способности ребенка С-Пб., Питер паблишинг,1997г.
Где Святая София, там и Новгород С.-Петербург 1997 г.
Ильина Т.В. История Искусств М.1989 г.
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца 10 – начала 12 века М.1987 г.
Кушнир И.И. Архитектура Новгорода Л. 1991 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ
Северинов В.Д. Быт средневекового горожанина (на материале Новгорода) В.Новгород,1998г.
Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.Ф. Крепостные сооружения Новгорода Великого С-Пб, 1997г.
Янин В.Л. Я послал тебе бересту, М., 1991г.
Каргер М.К. Новгород, Лениздат 1997г.
Гордиенко Э.А. Владычная палата Л.,Лениздат 1991г.
Секретарь Л., Царевская Т. Знаменский собор Москва-Великий Новгород Северный паломник, 2001г.
Царевская Т.Ю. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде М., Северный паломник 2002г.
Муравьев А.И. История Российской церкви М., 2002г.
Новгородская область Изд. 3-е, доп. Симон-пресс.2003г.
Царевская Т.Ю. Церковь Спаса-Преображения на Ильине улице Москва - Великий Новгород, 2002г.
Секретарь Л.А. Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря М., 2002г.
Андреев В.Ф. Северный страж Руси. Очерки истории средневекового Новгорода Л., Лениздат 1983г.
Маслова Е.И. Памятник Тысячелетия России М., Сов. Россия 1985г.
Смирнов В.Г. Россия в бронзе. Памятник Тысячелетия России и его герои Новгород, Русская провинция 1992г.
Секретарь Л.А. Дома, события, люди. Новгород XVIII- начало XX веков В. Новгород 1999г.
Новгородские партизаны. Партизанское движение на новгородской земле 1941-44г. Сборник документов и воспоминаний. В. Новгород 2001г.
Филиппова Л.А. Витославлицы – музей деревянного зодчества Л., Лениздат 1979г.
Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода X-XV в.в. М., 1981г.
Семенов А.И. Ярославово дворище и Торг Новгород, 1958г.
Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода М., 1991г.
Мерецков К.А. На службе народу Новгород
Наша Новгородская земля /учебное пособие по краеведению для учащихся 10 классов/, Лениздат 1985г.
Вязинин И.М. , Тэммо А.М. Дорогами народного подвига Лениздат 1981г.
Репортаж из-за линии фронта. Партизанская война в Ленинградской области 1941-44г. С-Пб,1995г.
Сергунин И.И. Давали клятву партизаны Лениздат 1985г.
Смирнова Ю.В. Партизанский обоз \автор-составитель/ 1989г.
Наша Новгородская земля \учебное пособие для 7 класса/ Лениздат 1981г.
Наша Новгородская земля \учебное пособие для 7-8-9 классов/ Лениздат 1984г.
Вздорнов Г.И. Фрески Феофана грека в церкви спаса преображения в Новгороде М., Искусство 1976г.
Лазарев В.Н. Страницы истории Новгородской живописи. Двусторонние таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде М., Искусство 1983г.
Трифонова А.Н. Русская икона из собрания Новгородского музея С-Пб, 1992г.
Лазарев В.Н. Новгородская иконопись М., Искусство 1982г.
Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века Наука М., 1982г.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.1956 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка русский язык М.1990 г. 70000 слов.
HYPER13PAGE HYPER15
22