РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА
Автор: Буймистр Марина Рафаэловна

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА   «Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепче держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»     Анри БарбюсВ настоящее время, в современном образовании, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке.Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение современных педагогических технологий в образовательном процессе.Одним из таких путей признан метод ИКТ. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.Цели использования информационных технологий:
  • Развитие личности обучаемого;
  • Развитие мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
  • формирование информационной культуры.
  • Реализация социального заказа современного общества;
  • Подготовка обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности;
  • Мотивация учебно-воспитательного процесса;
  • Повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
  • Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности
  • В изучении школьного курса химии и биологии, я выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:— наглядное представление объектов, явлений микромира, биологических процессов; моделирование химического эксперимента;— широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.— система тестового контроля, в т.ч. подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.Формы использования ИКТ.
  • Использование готовых электронных продуктов — принцип наглядности — интенсифицирует деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь.
  • Использование мультимедийных презентаций Возможности презентаций: демонстрация фильмов, анимации; выделение (нужной области); гиперссылки; последовательность шагов; интерактивность; движение объектов; моделирование.
  •  Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
  • Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
  • Инструменты интерактивной доски делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.Преимущества для учителя
  • облегчает работу учителя;
  • позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов.
  • создавать дидактические материалы и конспекты уроков
  • записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования,
  • Перемещение объектов по доске вручную позволяет: конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон,
  • моделировать химические превращения, расставлять коэффициенты химических уравнений.
  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
  • позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски
  • позволяет использовать различные стили обучения
  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
  • Преимущества для учащихся:
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
  • Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
  • ИКТ в сочетании с методом проектов.Роль учителя в создании проекта: при работе над проектом учитель помогает учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сам является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет учеников, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения  школьников в   работе над проектом.Роль ученика в создании проектаПри работе над проектом учащийся проявляет себя как творческая личность, может быть самостоятельным при принятии решения, ответственным за свой  выбор и результат труда.Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.ИКТ на конкретном уроке.Химия – очень непростой предмет. И если несколько лет назад интерес к предмету прививался через проведение демонстрационных и практических работ, то сейчас
  • весь запас реактивов во многих школах практически исчерпан;
  • большие затраты времени на проведение некоторых опытов;
  • часть экспериментов и явлений демонстрировать в школьных условиях просто небезопасно.
  • Кроме того, задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические и биологические  процессы.Поэтому на уроках химии я применяю цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях.Нахожу нужные мне химические опыты, и вставляю в отдельные слайды презентаций и затем использую их на уроках.Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии, биологии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ. Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика.ИКТ работает на конкретного ребенка.Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.Результатом  моей деятельности с использованием ИКТ является: (Приложение 1)
  • Повышенный интерес учащихся на уроках химии, биологии;
  • Желание участвовать в городских олимпиадах, марафонах и других мероприятиях с хорошими показателями (призовые места по химии и биологии, конкурсные призёры);
  • Участие в региональных и общероссийских  конкурсах с хорошими показателями;
  • ОГЭ по химии и по биологии
  • Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.