Проектная детельность обучающихся на уроках истории


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная детельность обучающихся на уроках истории
Автор: Сапронова Светлана Николаевна

Проектная деятельность обучающихся на уроках и внеурочной детельности
Сапронова С.Н.
учитель истории и обществознания
МАОУ Лицей № 58
Г. Новоуральск
В современной школе, ориентированной на личностное развитие учащегося, деятельностный подход в обучении, чрезвычайно важно создать соответствующую развивающую среду, обеспечивающую результативность образовательного процесса. Вышеупомянутого можно добиться в результате системного применения метода проекта в учебном процессе, в системе дополнительного образования и самоподготовке учащихся, когда сначала сформируется, а в последствии будет активизироваться самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе освоения предмета.
В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Теоретические знания, полученные при обучении, ученик может реализовать на практике. Проектная деятельность представляет собой синтез познавательного, творческого, игрового процесса, непременным условием которого является наличие заранее выработанного плана, промежуточных этапов и путей реализации.
Работа над проектом строится поэтапно.
На первом этапе определяется тема проекта, формируется творческая группа на основе интереса к заявленной проблеме. Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть проблемный урок, проводимый учащимися; выпуск газеты; постановка спектакля, презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.
На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность, и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.
На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.
Четвертый этап - защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.
В практике реализация проектной деятельности возможна через:
урок как таковой или практическое занятие;
внеурочную деятельность (предметная деятельность);
научно-практичную деятельность учащихся (защита рефератов, исследований);
систему дополнительного образования (предметный кружок).
Учебные проекты могут носит различный характер: творческих, информационных, исследовательских, игровых.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемыми учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально с целью практического или теоретического решения значимой проблемы).
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках.
Исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение метода исследования и проведение эксперимента. Проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной ими сфере исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж.
Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Педагогическая ценность данных проектов заключается, прежде всего, в стимуляции творческой активности учащихся.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.
Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса, параллели. Однако во внеурочной деятельности возможен другой состав учащихся. Разновозрастные проекты, такие проекты разумно создавать, объединив детей разного возраста одной темой.
Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета. Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку и не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Проектная деятельность по истории является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач.
Список литературы
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
Брыкова О.В. Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М: Чистые пруды, 2006.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования. – М: Учебная литература, 2006г.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005
Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002.– №1. – С.14–16.
Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: 2007.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль. 2008.
HYPER13PAGE HYPER15
3