«Мастерская как форма организации деятельности с одарёнными детьми, на примере росписи по ткани»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мастерская как форма организации деятельности с одарёнными детьми, на примере росписи по ткани»
Автор: Ампилогова Анна Александровна

Тема: «Мастерская как форма организации деятельности с одарёнными детьми, на примере росписи по ткани»Ампилогова А.А.воспитатель МБДОУ № 31 «Колокольчик», пгт. ПодгорныйЦелью моей профессиональной деятельности является развитие личности детей, в различных видах общения и деятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Творчество ребёнка можно рассматривать как деятельность в которой проявляется его творческий потенциал, оригинальность восприятия и самовыражения Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей.. Они имеют яркое воображение, часто не могут четко развести реальность и фантазию. Поэтому в работе с одаренными детьми необходимо особо поощрять их активность и желание участвовать в творческом процессе с другими, так как любое творчество направлено на освоение способов самовыражения. Средствами изобразительной деятельности я создаю условия для самовыражения ребёнка своих чувств, эмоций, желаний, предпочтений. Первый год я являюсь руководителем творческой группы «Красота, Радость, Творчество» хотела бы отметить, что благодаря нетрадиционным методам обучения, художественно-творческая деятельность становится привлекательной для дошкольника с самых первых дней пребывания в детском саду. Одним из направлений моей кружковой работы стало знакомство с техникой «Батик».«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их почти невозможно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом. Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. При работе с красками необходимо одевать передники или специальную одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал. Так же нельзя оставлять краску открытой и во все перерывы, закрывать крышкой. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Учитывая его стоимость можно ограничиться синтетическим материалом или взять простую хлопчатобумажную ткань. Основными цветами в батике являются красный, жёлтый, синий. Составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый. Остальные цвета образуются полутонами от этих цветов, необходимо только добавить чёрный или белый. Поверьте, процесс очень завораживает, а результат стоит ожидания. Такое изделие приятно подарить своим близким. Кто откажется от красочного парео, шёлкового шарфа или платка на шею. Для моих воспитанников роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Такая продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Для воплощения замыслов в росписи ткани используются разные способы: свободная роспись ткани, свободная роспись с применением солевого раствора, свободная роспись красками с загусткой, солевая техника, холодный батик, горячий батик, прием кракле, роспись по накрахмаленной ткани, узелковая техника, которые дети будут последовательно осваивать. Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей на особенности технического исполнения и результаты работы. Некоторые способы работы с детьми в технике «Батик».«Набрызг»- Составить на ткани композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигурки и т. д.)- Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, проводим по ней расчёской или тёркой.- Дать краске высохнуть, затем снять трафареты.- Дорисовать на ткани мелкие детали.Печать по трафарету.- Нарисовать на плотном листе бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать фабричные, готовые трафареты.- Налить в форму немного краски желаемого цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если рисунок ложится ровно, то можно начинать печатать на ткани, через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были чёткими и краска не размазывалась за пределы трафарета.Печать листьями.- Сначала ребёнок должен продумать композицию – составить эскиз.- Собрать необходимые листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете.- Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к ткани.- Осторожно снять листик, взяв за ножку.- Дорисовать кисточкой остальной рисунок.Узелковый батик. Применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.- На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволочкой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле.- На узелок капнуть краской или тушью. Это серединка цветка. Узелков может быть столько, сколько сам захочет выполнить ребёнок. Они могут быть одинаковыми или разными по цвету, а могут быть и одновременно двухцветными: верхушка узелка – жёлтая, а низ – красный. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества маленького художника.- Просушить, убрать узелки и прорисовать недостающие детали: стебельки, листья, а можно оставить и так.Думаю, что приведённые выше советы помогут вам приобщить детей к изобразительной деятельности, раскрыть его таланты. Конечно, технология настоящего батика очень сложна, но простые способы работы помогают ребёнку испытать восторг, от того что он сам приготовил подарок для мамы или бабушки, расписал разноцветными узорами занавеску для кукольной комнаты, скатёрку для кукольного стола. В такой творческой деятельности ребёнок получает большие возможности для самовыражения, пробует силы и совершенствует свои способности.В дальнейшем я хотела бы продолжить данную деятельность, организуя кружковую работу, включив новые технологии и материалы, где воспитанники смогут освоить основы композиций изделий в технике батик, начиная с простейших орнаментальных композиций, с последующим усложнением и введением в них растительных и животных мотивов (рыб, бабочек, птиц и т. д.); познакомятся с материалами и оборудованием, применяемыми в технике батик, как теоретически, так и практически, путем изготовления изделий в технике «холодный батик», « узелковый батик», « свободная роспись». Дети освоят приемы выражения своего замысла с помощью наброска и рисунка. Освоят виды декоративно-прикладного творчества, используемые для украшения батика и технологию сочетания нескольких видов росписи в одной работе.Хотелось бы отметить, что вопреки всеобщему убеждению, все дети имеют способности к изобразительному творчеству. Просто их нужно уметь увлечь. За время творческого общения с детьми я не припомню ни одного случая, когда дети не могли изобразить хоть что-нибудь. И из этого «Что-нибудь» мы совместными усилиями делаем картину. Батик это настоящее радостное открытие для детей и их родителей. Видя, как краска растекается по ткани, дети приходят в настоящий восторг. Даже мальчики не могут устоять перед этим рукоделием. Для одних занятие батиком станет интересным увлечением, даст выход творческой энергии, для других – это начало обучению профессии художника!