ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Автор: Серебренникова Светлана Александровнв

ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУЗдоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей школьного возраста имеются те или иные заболевания. Растет заболеваемость среди дошкольников. Увеличивается число детей с врожденными пороками.Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.Здоровьесберегающие технологии бывают нескольких видов:Медико-профuлактические технологии ехнологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся :организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; .2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам указанных технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.Приоритетным направлением работы нашего детского сада является Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления. Наша задача - воспитание здорового ребенка через здоровьеформирующее образование.Целью нашей работы является: разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Деятельность ДОУ направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную нами цель.Для координации работы в саду создан Совет здоровья. В него вошли: заведующий МДОУ - (глава координационного совета), зам. по ВОР, зам. по безопасности, врач-педиатр и другие специалисты. В 2007 году осуществлялся подготовительный этап работы, в ходе которого:Проанализирован педагогический состав сада: 60 % педагогов имеют высшее образование, 60% - первую и высшую квалификационную категорию.Изучены творческие возможности и индивидуальные особенности каждого педагога через анкетирование и тестирование. Педагоги имеют хороший творческий потенциал и обладают качествами, позволяющими творить.Организован и проведен мониторинг состояния здоровья детей в ДОУ.Определены основные направления работы:Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса;Физическое развитие и оздоровление детей;Профилактическая работа;Работа с родителями;Обеспечение психологического благополучия.Изучен передовой педагогический, медицинский и психолого-педагогический опыта по оздоровлению детейДля работы мы решили использовать следующие программы и технологииАвдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века.Безруких М.М., Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет»Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»Галанов А.А. «Игры, которые лечат» и др.Проведены семинары и консультации по ознакомлению с новыми методиками и технологиями.На 2 этапе в 2008 учебном году началась практическая работа в группах детского садаВ процессе формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, мы учим их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию развития у детей навыков личной гигиены и осуществлению контроля, за их неукоснительным соблюдением..Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.Первое направление работы– воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса. На этом этапе предусмотрено проведение уроков «здоровья» для дошкольников.Сегодня вы увидели опыт работы педагога Песчанниковой Р.Н. в подготовительной к школе логопедической группе. Занятие называлось «Береги здоровье».Второе направление работы физическое развитие и оздоровление детей. В своей работе мы используем общеизвестные средства:закаливание;массаж (самомассаж);упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;упражнения на развитие физических качеств;физические упражнения, способствующие психическому развитию.Игры, которые лечатПальчиковую гимнастикуАртикуляционную гимнастикуЕжемесячное проведение «Дней здоровья»Профилактическая работа. Приступая к ней мы провели опрос среди родителей с целью уточнения подбора средств. Выяснилось, что родители настороженно относятся к фитолечению, ароматерапии, приему поливитаминов в условиях детского сада. Поэтому мы выбрали, на наш взгляд, оптимальные средства профилактики:Прием адаптогенов (настои шиповника, смородины)Полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;Босохождение;Дорожки здоровья;Гимнастика пробуждения;Умывание с использованием художественного слова,Прогулки на свежем воздухе (климатотерапию)Использование натуропатии (чесночные бусы, луковые гренки)Массаж грудной клеткиСоблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).Витаминизация блюдЧетвертым направлением является работа с родителями.Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят? Традиционно это -Родительские собранияДни открытых дверейКонсультацииУголки здоровьяПраздники и досугиЭто хорошие и проверенные временем формы работы, но парадокс заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Заботясь о телесном благополучии нельзя забывать о его внутреннем мире. Одним из вариантов решения этой проблемы можно считать появление «Клубов семейного общения». Поэтому у себя в детском саду мы тоже решили открыть такой семейный клуб и назвали его «Здоровячок». Работа клуба направлена на проведение совместных занятий детей и родителей по физическому воспитанию. В рамках клубаработает «Мамина школа», консультационный центр.Пятое направление работы - обеспечение психологического благополучия.Коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речиМузыкотерапия (музсопровождение ритмичных моментов;Регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода в детский сад, для пробуждения после дневного сна.Музоформление фона занятий.