Проблемы обучения и восприятия информации современной молодежью
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы обучения и восприятия информации современной молодежью
Автор: Попова Наталья Игоревна
Проблемы обучения и восприятия информации современной молодежьюТемп жизни современного мира растет, потоки информации увеличиваются, все меньше становится «живого» общения, а переписки с помощью различных гаджетов. С их появлением и стало развиваться, так называемое «клиповое мышление». Современная молодежь не представляет себе жизнь без телефона, даже маленькие дети могут включить и выключить мультик или поиграть в игру на телефоне. Недавно, у сына моей знакомой сломался телефон, и ему дали телефон с кнопками, он полчаса разбирался, как им пользоваться, и норовил потыкать в экран пальцем. Зато со смартфоном, к которому он привык с детства, разобрался за считанные секунды.С одной стороны у появления гаджетов есть свои плюсы, но в тоже время много и минусов. Большой поток информации не позволяет сосредоточиться на чем-то конкретном. «Клиповое» мышление позволяет получать большой поток информации, не вникая в ее суть. Лучше всего воспринимаются картинки, которые могут быть и несвязанны между собой последовательно и логически. У данного вида мышления есть свои плюсы и минусы. Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них. Формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Многие психологи считают, что это своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью. Человеческий мозг вынужден принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает. Классическая методика преподавания «мел и доска» не подходят для обучения современных студентов, преподавателям нужно пересматривать свои методики и подстраиваться их под образ мышления. Не все преподаватели готовы к этой кропотливой работе, но для увеличения качества подготовки выпускников среднего профессионального образования – это необходимые реалии. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.Таким образом, обучение приходится перестраивать с учетом изменяющихся условий окружающей среды, опираясь на положительные стороны клипового мышления. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. В ходе подготовки к занятиям преподаватель теперь должен опираться не на текстовый материал слайдов, а на схематичное отображение ключевых моментов. Поэтому слушатели, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.Исходя их высшее сказанного, можно сделать вывод, что современная молодежь, даже если и хочет чему-то научиться, то дается ей это тяжело. В современном мире, преподаватель должен пересмотреть свои методики обучения и подстроиться под современных студентов. Литература:Кутузова Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — URL (дата обращения: 13.10.2018).Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с. Психология и педагогика «Завтра экзамен». — СПб.: Питер, 2009. — 272 с.Психология и педагогика «Завтра экзамен». — СПб.: Питер, 2009. — 272 с.