Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мое право"
Автор: Вильданова Эльвира Рашитовна

Командная игра-турнир для учащихся 9-10х классов«Мое право»Автор разработки: Вильданова Э.Р., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5Цель и задачи мероприятия: правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.В предлагаемой игре участвуют 3-5 команд. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют 6 групп поддержки. Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.
  • Приветствие команд (название, девиз) (5 баллов)
  • 2. «Всякая всячина» (10 баллов) 3. Права человека (5 баллов) 4. Конкурс «Шкатулка» ( 5 баллов) 5. Конкурс «Афоризмы» ( 6 баллов) 6. Конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном» (1 балл команде) 7. Конкурс капитанов (3 балла) 8. Корыстные преступления (8 баллов)1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов. 2-й вед. Приветствие от команд-представителей школ города. Далее – слово жюри.1-й вед. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 10 вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.Вопросы команде «….»:
  • Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)
  • Что такое презумпция невиновности?
  • Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
  • Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)
  • Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. (Ратификация)
  • К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)
  • В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)
  • Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989)
  • В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948)
  • Какие страны не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (США, Сомали)
  • 2-й вед. Вопросы командам (по 2 вопроса)1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)10. Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется…(Ценз) Уважаемое Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.1-й вед. Объявляем условия третьего конкурса, посвященного правам человека.Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Текст контрольного листа
  • Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………
  • (личную неприкосновенность)
  • Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-
  • тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-зования)
  • Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в
  • Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)
  • Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-
  • ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)
  • Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись
  • На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)
  • Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя
  • Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)
  • В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на
  • ……..(жизнь и личную неприкосновенность)
  • Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-
  • зоваться учреждениями культуры)
  • Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,
  • что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)
  • Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они
  • воспользовались правом…..( уехать из своей страны и вернуться на родину)Слово жюри. 2-й вед. Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка». Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или к зрителям- болельщикам, которые дарят свой балл команде, за которую болеют. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.* Вопрос команде «1»У халифов он был желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)* Вопрос команде «2» В шкатулке находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)* Вопрос команде «3» В шкатулке находится книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)Слово жюри…1-й вед. Следующий конкурс называется «Афоризмы». Перед вами конверт с набором слов. Нужно расположить слова так, чтобы можно было прочитать юридические термины и изречения из Римского права. Время на размышление- 5 минут. За каждое верно сложенное высказывание- 3 балла.
  • Совесть - тысяча свидетелей
  • Никто не несет наказания за мысли (одно из основных положений римского права)
  • Против факта не дается доказательства
  • Грубая небрежность приравнивается к умыслу
  • Лучше быть обманутым, чем обмануть другого
  • Невежество судьи - бедствие для невинного
  • Чем сильнее власть, тем меньше свободы
  • Когда говорит оружие, законы молчат
  •  Подстрекатель виновен более, чем исполнитель
  • Пока команды работают, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.
  • Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».
  • У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.
  • Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».
  • Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.
  • Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.
  • «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.
  • Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.
  • Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.
  • (Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и болельщиков и передает их членам жюри)Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.* Вопрос капитану команды «1»:- Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).* Вопрос капитану команды «2»:В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).* Вопрос капитану команды «3»: Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»). И вопрос капитану команды «4»Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).Уважаемые жюри, оцените работу капитанов. Конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…»-У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)-Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)-Место действия-кабинет начальника предприятия. Он разговаривает с рабочим этого предприятия.-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?-Через три месяца будет 18.-Ну вот что, хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). -Между учениками 9-го класса Смирновым и Поляковым разгорелся спор. Смирнов утверждал, что Президент России может отправить в отставку Председателя Правительства и вместе с ним уходит в отставку само Правительство РФ. Поляков же считал, что отставка Председателя Правительства не влечет автоматической отставки самого Правительства, поскольку Председатель только возглавляет этот орган, в него входят еще много министров, которые несут самостоятельную ответственность за министерство, которым они руководят. Разрешите этот спор на основе действующего законодательства. Статья 117-В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка.-Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).1-й вед. Последний конкурс нашего турнира посвящается корыстным преступлениям. Перед вами контрольный лист с таблицей, в первой колонке которой приведены описания корыстных преступлений. Во вторую колонку вы должны вписать, к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т. е квалифицировать его. Время выполнения задания- 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.(По истечении 3 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)2- вед. Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей и вручить Грамоты! ПРИЛОЖЕНИЯОценочный лист для ЖЮРИ9 -10 класс. Вопросы к турниру.2-й конкурс «Всякая всячина»* Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. * Кто является главой Российской Федерации? * Что такое презумпция невиновности? * Когда отмечается День прав человека? * Чем по национально-государственному устройству является Россия?* Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? * Отдельный гражданин как субъект гражданского права. * Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. * К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? * В каком году была принята ныне действующая конституция? * Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? * Кто является гарантом конституции РФ? * Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком?* Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является…* Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации ….* Процедура вступления в должность главы государства называется…* Защита отечества для гражданина России является по конституции…* К исполнительной ветви власти относится…* Государственным языком на всей территории России является…* Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется…3-й конкурс «Права человека»* Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на……………… * Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура- тино воспользуется своим правом на……* Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на……* Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-ку папы Карло нарушили его право на ……* Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшисьна работу к попу, воспользовался своим правом на…….* Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на….* В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на……..* Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на……* Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино……* Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, онивоспользовались правом…..4-й конкурс «Шкатулка»- У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. ….. - В шкатулке находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство»…… - В шкатулке находится книга, состоящая из двух частей- общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением….. - Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках.6-й конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном»* Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. * У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? * Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. * Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. * Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. * «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? * Как появилось выражение «Написано на лбу»? * Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? 7-й конкурс капитановВ развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?..... Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?.Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... 8-й конкурс «Корыстные преступления» Во вторую колонку вы должны вписать, к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т. е квалифицировать его.