РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Притчина Ольга Владимировна

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯО.В. Притчина,МБОУ «Гимназия № 31», г. КурганНеоспоримо, что математика является серьезной фундаментальной наукой и основой технического прогресса, а так же это важная часть культуры человечества, способ познания мира и широкая возможность для развития творческих способностей.Математика также является одним из основных предметов школьной программы. На уроках математики представляются широкие возможности для развития логического мышления. Творческая способность заключается в том, чтобы увидеть проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, теоретически и практически проверить её и в результате решить поставленную задачу.В школьном курсе математики учащимся предлагаются учебные математические задачи, которые на наш взгляд, являются эффективным способом для усвоения обучающимися материала школьной программы. Отметим, что роль задач в развитии математического мышления и в математическом воспитании учащихся достаточно велика для формирования у них умений и навыков практического применения математики [1]. Для того, чтобы развитие творческих способностей учащихся и их реализация осуществлялась на каждом уроке математики, учитель должен при его проведении опираться на ряд принципов, одним из которых является использование современных педагогических развивающих технологий, ориентированных на развитие творческих способностей обучающихся [2].Критическое мышление, на наш взгляд – является одним из видов интеллектуальной деятельности человека, его можно охарактеризовать высоким уровнем понимания, восприятия, объективности подхода к окружающему его миру. В основе технологии развития критического мышления лежит создание такой атмосферы обучения, при которой учащиеся вместе с учителем работают, осознанно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи. Если развивать способность к критическому мышлению, то можно добиться улучшения умственной деятельности.Технология критического мышления включает в себя несколько стадий:
  • вызов – актуализация знаний учащихся перед изучением новой темы, которая призвана заинтересовать (показать предметную и жизненную важность изучаемой темы для ребенка);
  • осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова;
  • рефлексия – размышление о том, что школьники узнали в процессе поиска изучения нового материала.
  • На каждой стадии можно использовать свои приемы. Так, например, методический прием «мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. На втором этапе происходит обмен информацией, ведется запись. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Заметим, что творческие задания не должны подготавливаться учителем индивидуально для более сильных учащихся вместо обычных заданий. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении, как считают психологи, оценку следует давать только успешным работам. Необходимо всегда внимательно выслушивать учащихся, видеть в каждом способную и талантливую личность. Для того чтобы ребенок мог раскрыть свои способности, нужны методически грамотные действия со стороны учителя, а значит, начинаться эта работа должна с простых и доступных каждому обучающемуся заданий.На стадии рефлексии можно привести пример метода перепутанных логических цепочек в разных вариантах, позволяющих расположить ключевые слова в специально «перепутанной» логической последовательности для того, чтобы после знакомства с текстом дать возможность обучающимся восстановить нарушенную последовательность. Или же продемонстрировать на отдельных листах 5–6 событий из текста в заведомо нарушенной последовательности и предложить обучающимся восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.Можно сделать вывод, что использование на уроках математики нестандартных заданий, являющихся приемами современной технологии критического мышления, позволяет развивать творческие способности обучающихся. Литература:1. Бабушкина О.Ю. Развитие критического мышления на уроках истории. Дидактические материалы / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008. 62 с. 2. Богатырева Н.А. Развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников на уроках математики //open-lesson.net3. Матус З.Г. Развитие творческих способностей на уроках математики //festival.1september.ru4. Чахутина С.В. Приемы технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира // u