Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо природы - вулкан»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо природы - вулкан»
Автор: Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна

Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе.Цель ознакомление с явлением неживой природы – извержением вулкана в процессе детского экспериментирования..Задачи:Образовательные:1. познакомить детей с понятием «вулкан». 2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;Развивающие:1. стимулировать желание детей экспериментировать;2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;3. в процессе экспериментирования развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности. Воспитательные: 1. воспитывать бережное отношение к природе;2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.Оборудование и материалы: ноутбук для показа презентации, видеофильм, картинки видов вулканов, строения вулкана, схема для проведения опыта; халаты для детей; для опыта: стаканы с водой, ложки, краска красная, сода, тарелка для каждого ребёнка; макет вулкана, жидкость для мытья посуды, уксус.- Ребята, проходите, пожалуйста, я рада приветствовать вас в нашей Академии наук. Присаживайтесь на стульчики. Воспитатель: как вы думаете, почему так называется наша академия? Ответы детей. А какое волшебство происходит в академии? Вот и сейчас я расскажу вам об одном таком волшебстве – легенде. Презентация.1 слайд.Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ слайд). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел, текла лава. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. (1 слайд)Воспитатель: Почему огнедышащие горы назвали вулканами? Как вы понимаете слово «огнедышащие»?Как вы понимаете, что такое извержение вулкана? Правильно: извержение вулкана это, когда из отверстия на вершине вулкана летят камни, огонь, пепел, течет лава. А что такое лава? Правильно, лава – это огненная жидкость.(2 слайд).Воспитатель: как вы думаете, на геометрическую фигуру вулкан похож? (3 слайд) - На какую геометрическую фигуру похожа верхняя часть вулкана? (4 слайд) (На круг). Правильно и называется она -кратер. Скажи, (имя ребенка), на какую геометрическую фигуру похожа верхняя часть вулкана(спросить 2-3 детей). - Какого цвета вулкан? Какого цвета извержения вулкана? (красные, желтые, черные).Воспитатель: имя ребенка, покажи сам вулкан, имя ребенка, покажи извержение вулкана, имя ребенка, покажи лаву, имя ребенка, покажи кратер вулкана. Такие вулканы называются действующими.Какие вулканы называются действующими? (опрос 2 – 3 детей). 4 слайд.Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. Имя ребенка, какие вулканы называются спящими? (ответ 2-3 детей). Над вершиной спящего вулкана вьётся маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Воспитатель: Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? А есть ли польза от вулканов? Воспитатель:Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.Пока мы совещались о том, что же такое вулкан – немного устали. Предлагаю сделать перерыв. Физкультминутка «Вулкан» Стихотворение / ДвиженияВулканы начали "играть" -Из жерла лаву извергать.( Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз).Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!Как грозен он сейчас на вид!( Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)Но вот он начал уставать -Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)Последний раз огнём дыхнул -Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»И на десятки лет уснул.Складывают руки под щеку «засыпаютВоспитатель: Ребята, а вы хотите сами увидеть настоящее извержение вулкана? Тогда отправляемся в исследовательскую лабораторию Я буду старшим научным сотрудником, а вы младшими. На стульчиках висят халаты. Предлагаю вам одеть спецодежду. Присаживайтесь за рабочие места.Посмотрите, у вас на столе в тарелочке стоит баночка. Это и будет основа для нашего вулкана. Чтобы баночка была похожа на вулкан, мы ее облепим тестом. Вот так. (Показ объекта). Приступайте к работе. Оказание индивидуальной помощи. Получился вулкан? Из чего же нам сделать лаву? Посмотрите на схему. Давайте ее рассмотрим.Что нарисовано сначала. (Стакан с водой). Что мы будем делать дальше? Ответы детей (добавить). Кто догадался, что за коробочка изображена на схеме?(сода) Правильно. Что нужно сделать? (Добавить соду в подкрашенную воду). Что нарисовано дальше? (Ответы детей). Что нужно сделать? А почему следующий предмет нарисован в красном квадрате? Что это обозначает? Правильно. Когда у вас будет все готово, я сама добавлю уксус в ваш вулкан. Приступаем к работе. Оказание индивидуальной помощи. Дети сами готовят состав лавы, вливаем лаву в макет, но средство для мытья посуды и уксус добавляет воспитатель. Наблюдаем “извержение “ вулкана.Молодцы, вот какой замечательный опыт мы с вами провели в нашей лаборатории. Вы оказались настоящими младшими научными сотрудниками. Давайте вернемся в нашу академию. Что было интересно для вас?Что нового узнали?Чему научились? Спасибо за сотрудничество.