Проект "Речевое развитие дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Речевое развитие дошкольников"
Автор: СОЛДАТОВА ИННА АНАТОЛЬЕВНА

Проект «Речевое развитие дошкольников»Актуальность.         Грамотная, развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие и обучение в школе. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации  своих творческих задумок.              Во - первых, на сегодняшний день проблема развития речи остаётся наиболее актуальной в педагогической практике. С каждым новым набором детей в детский сад мы  отмечаем нарастающую проблему речевых нарушений, недоразвития речи, а порой полное отсутствие общеупотребительной речи у вновь поступивших детей. Практически через одного дети нуждаются  в помощи логопеда. Отмечается неумение детьми вести диалог друг с другом и взрослыми, скудная лексика, зачастую невыразительная речь, а также увеличение количества детей – билингвистов, для которых русский язык не является родным. Во-вторых, речевые нарушения влекут за собой количественные и качественные изменения в развитии личности ребенка. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. В-третьих, развитие, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ и родителей. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Мы осознаём, что согласно ФГОС к общеобразовательной программе дошкольные учреждения призваны  обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в школе.   Для этого необходимо не только расширять словарный запас детей, учить связно, обширно  и грамотно излагать свои мысли, четко выговаривать все звуки родного языка, а также анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы, творчески подходить к  решению поставленных задач, но и эффективнее использовать в КРО и в педагогическом процессе современные ИКТ, интерактивное оборудование, логотренажеры, обучающие речевые электронные пособия. Данный проект направлен на оказание педагогической и коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в полноценном речевом развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 6 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях ДОУ. Стратегическая цель работы по проекту: Повышение уровня психофизического развития ребенка, в частности речевого развития, как высшей формы психики.(инструментарий: исходя из анкетирования, наблюдений за процессом речевого развития и уровнем коммуникации детей, результатов мониторинга во всех возрастных группах) Задачи:
  • Повысить уровень профессиональных знаний и компетентности по речевому развитию дошкольников у воспитателей.
  • Пропагандировать специальные знания и использовать разнообразные педагогические технологии в работе с родителями и социумом по речевому развитию дошкольников, повысить общую социально-речевую компетентность родителей воспитанников.
  • Индивидуализировать процесс становления и развития речи детей через специально организованные социально-культурные мероприятия и организацию деятельностного подхода в воспитании и обучении детей.
  •     Ожидаемые результаты: (критерии результативности) Значительное повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в использовании инновационных образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.Создание электронной методической библиотеки для родителей и педагогов по теме «Инновационные образовательные технологии по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста в ДОУ»; Повышение компетентности и осознанности родителей в процессе воспитания и развития речи детей, чувства ответственности за уровень психофизического развития своих детей.    Повышение роли социума в становлении развития речи детей.Воспитанник – коммуникативный, с правильной чистой речью, физически и психологически соответствует возрастной норме развития.Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТАТеоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.  В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
  • ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
  • Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были нами учтены при разработке данного проекта. Мы считаем, развитие речи детей главной своей задачей.ТАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ1. Работа с педагогами.1.1. Педсовет в форме круглого стола для выявления необходимых пробелов и направлений в работе с педагогами.1.2.Подбор курсов повышения квалификации в соответствии с направлением проектной деятельности.1.3.Обмен педагогическим опытом через РМО п. Пурпе.1.4.Сотрудничество с кустовым методическим объединением учителей-логопедов на базе СОШ № 1 им. Ярослава Василенко п. Пурпе.1.5. Специализированные тренинги, семинары, педчтения для повышения компетентности по речевому развитию дошкольников с педагогами.1.6.Просмотр видеоматериалов практикующих специалистов, открытых занятий, вебинаров в сети Интернет и в ДОУ.
  • Публикация в средствах массовой информации;
  • Участие в научно-практических конференциях района;
  • 2. Работа с родителями и с социумом.2.1. Родительские собрания по теме «Социально-речевая компетентность родителей»2.2.Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно»2.3.Обучающие и информационные буклеты, стенгазеты, плакаты, методические пособия; информирование через сайт ДОУ.2.4.Привлечение социальных партнеров (ДДТ, ДК Строитель, ДШИ, Поликлинака, Центр социальной помощи, СОК «Зенит», ДСЮШ) для реализации комплексного подхода в развитии речи и коммуникативных способностей ребенка.2.5.Разнообразить формы работы с родителями: семейный клуб «Семь+Я»; организация «Круглого стола» с учителями школ, родителями и педагогами ДОУ; реализация детско-взрослых творческих проектов и конкурсов «Сочинение сказок и стихов», изготовление книжек-малышек (совместно с родителями); «День именинника» по временам года; проведение праздников по народному календарю совместно с родителями воспитанников в рамках проекта «От Осени до Весны» 3. Работа с детьми.3.1. Провести анализ имеющегося оборудования и пособий, приспособлений для реализации проекта в соответствии с требованиями психофизиологического развития детей, с целью приобретения необходимого материала.3.2. Осуществление деятельностного подхода в процессе более глубокой индивидуализации обучения с учетом типа ВНД и темпа деятельности каждого ребенка. (Технологии: Технология совместной деятельности; Технология логопедического обследования; Технологии формирования речевого дыхания; Технологии развития интонационной стороны речи; Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи; Компьютерные технологии)3.3. Организация условий в группах, в саду и за пределами ДОУ для проведения социально-культурных мероприятий (Выставки тематические, «Речевой день», «Неделя правильной речи», «Викторины», «Фестивали творчества», «Осенние посиделки», видео экскурсия «Я в Пурпе живу – я Пурпе люблю» и т.п.)3.4.Разработка программ в возрастных группах по речевому развитию в соответствии с проектом. Разработка перспективного планирования профилактической работы по минимизации речевых нарушений и отклонений в становлении речи воспитанников ДОУ.КОМАНДА ПРОЕКТАСтоимость проекта и обоснованиеВозможные риски и пути их преодоления.В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.Сетевая модель коммуникации с социумом по реализации проекта«Речевое развитие дошкольников» елелеКак можно решить отрабатываемую проблему без реализации данного проектаРесурс проекта приоритетное направление деятельности МБДОУ речевое развитие воспитанников;
  • творчески работающий коллектив, активно внедряющий современные образовательные технологии в данном направлении - 5 педагогов имеют высшее образование;
  • опыт работы творческой группы воспитателей и узких специалистов МБДОУ по речевому развитию;
  • Методический кабинет и речевые центры во всех группах, оборудованный кабинет учителя-логопеда, педагога –психолога , музыкально спортивный зал, оснащенные методической литературой, наглядными пособиями, демонстрационными материалами, мнемотаблицами , дидактическими развивающими играми, обучающими модулями.
  • Тематические планы работы в группах и тематические планы коррекционно-развивающей работы в группах по взаимодействию со всеми специалистами детского сада, направленные на речевое развитие детей дошкольного возраста;