Проект "Речевое развитие дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Речевое развитие дошкольников"
Автор: СОЛДАТОВА ИННА АНАТОЛЬЕВНА
Проект «Речевое развитие дошкольников»Актуальность. Грамотная, развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие и обучение в школе. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок. Во - первых, на сегодняшний день проблема развития речи остаётся наиболее актуальной в педагогической практике. С каждым новым набором детей в детский сад мы отмечаем нарастающую проблему речевых нарушений, недоразвития речи, а порой полное отсутствие общеупотребительной речи у вновь поступивших детей. Практически через одного дети нуждаются в помощи логопеда. Отмечается неумение детьми вести диалог друг с другом и взрослыми, скудная лексика, зачастую невыразительная речь, а также увеличение количества детей – билингвистов, для которых русский язык не является родным. Во-вторых, речевые нарушения влекут за собой количественные и качественные изменения в развитии личности ребенка. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. В-третьих, развитие, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ и родителей. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Мы осознаём, что согласно ФГОС к общеобразовательной программе дошкольные учреждения призваны обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в школе. Для этого необходимо не только расширять словарный запас детей, учить связно, обширно и грамотно излагать свои мысли, четко выговаривать все звуки родного языка, а также анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач, но и эффективнее использовать в КРО и в педагогическом процессе современные ИКТ, интерактивное оборудование, логотренажеры, обучающие речевые электронные пособия. Данный проект направлен на оказание педагогической и коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в полноценном речевом развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 6 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях ДОУ. Стратегическая цель работы по проекту: Повышение уровня психофизического развития ребенка, в частности речевого развития, как высшей формы психики.(инструментарий: исходя из анкетирования, наблюдений за процессом речевого развития и уровнем коммуникации детей, результатов мониторинга во всех возрастных группах) Задачи:Повысить уровень профессиональных знаний и компетентности по речевому развитию дошкольников у воспитателей. Пропагандировать специальные знания и использовать разнообразные педагогические технологии в работе с родителями и социумом по речевому развитию дошкольников, повысить общую социально-речевую компетентность родителей воспитанников.Индивидуализировать процесс становления и развития речи детей через специально организованные социально-культурные мероприятия и организацию деятельностного подхода в воспитании и обучении детей. Ожидаемые результаты: (критерии результативности) Значительное повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в использовании инновационных образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.Создание электронной методической библиотеки для родителей и педагогов по теме «Инновационные образовательные технологии по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста в ДОУ»; Повышение компетентности и осознанности родителей в процессе воспитания и развития речи детей, чувства ответственности за уровень психофизического развития своих детей. Повышение роли социума в становлении развития речи детей.Воспитанник – коммуникативный, с правильной чистой речью, физически и психологически соответствует возрастной норме развития.Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТАТеоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были нами учтены при разработке данного проекта. Мы считаем, развитие речи детей главной своей задачей.ТАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ1. Работа с педагогами.1.1. Педсовет в форме круглого стола для выявления необходимых пробелов и направлений в работе с педагогами.1.2.Подбор курсов повышения квалификации в соответствии с направлением проектной деятельности.1.3.Обмен педагогическим опытом через РМО п. Пурпе.1.4.Сотрудничество с кустовым методическим объединением учителей-логопедов на базе СОШ № 1 им. Ярослава Василенко п. Пурпе.1.5. Специализированные тренинги, семинары, педчтения для повышения компетентности по речевому развитию дошкольников с педагогами.1.6.Просмотр видеоматериалов практикующих специалистов, открытых занятий, вебинаров в сети Интернет и в ДОУ.Публикация в средствах массовой информации;Участие в научно-практических конференциях района;2. Работа с родителями и с социумом.2.1. Родительские собрания по теме «Социально-речевая компетентность родителей»2.2.Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно»2.3.Обучающие и информационные буклеты, стенгазеты, плакаты, методические пособия; информирование через сайт ДОУ.2.4.Привлечение социальных партнеров (ДДТ, ДК Строитель, ДШИ, Поликлинака, Центр социальной помощи, СОК «Зенит», ДСЮШ) для реализации комплексного подхода в развитии речи и коммуникативных способностей ребенка.2.5.Разнообразить формы работы с родителями: семейный клуб «Семь+Я»; организация «Круглого стола» с учителями школ, родителями и педагогами ДОУ; реализация детско-взрослых творческих проектов и конкурсов «Сочинение сказок и стихов», изготовление книжек-малышек (совместно с родителями); «День именинника» по временам года; проведение праздников по народному календарю совместно с родителями воспитанников в рамках проекта «От Осени до Весны» 3. Работа с детьми.3.1. Провести анализ имеющегося оборудования и пособий, приспособлений для реализации проекта в соответствии с требованиями психофизиологического развития детей, с целью приобретения необходимого материала.3.2. Осуществление деятельностного подхода в процессе более глубокой индивидуализации обучения с учетом типа ВНД и темпа деятельности каждого ребенка. (Технологии: Технология совместной деятельности; Технология логопедического обследования; Технологии формирования речевого дыхания; Технологии развития интонационной стороны речи; Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи; Компьютерные технологии)3.3. Организация условий в группах, в саду и за пределами ДОУ для проведения социально-культурных мероприятий (Выставки тематические, «Речевой день», «Неделя правильной речи», «Викторины», «Фестивали творчества», «Осенние посиделки», видео экскурсия «Я в Пурпе живу – я Пурпе люблю» и т.п.)3.4.Разработка программ в возрастных группах по речевому развитию в соответствии с проектом. Разработка перспективного планирования профилактической работы по минимизации речевых нарушений и отклонений в становлении речи воспитанников ДОУ.КОМАНДА ПРОЕКТАСтоимость проекта и обоснованиеВозможные риски и пути их преодоления.В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.Сетевая модель коммуникации с социумом по реализации проекта«Речевое развитие дошкольников» елелеКак можно решить отрабатываемую проблему без реализации данного проектаРесурс проекта приоритетное направление деятельности МБДОУ – речевое развитие воспитанников;творчески работающий коллектив, активно внедряющий современные образовательные технологии в данном направлении - 5 педагогов имеют высшее образование;опыт работы творческой группы воспитателей и узких специалистов МБДОУ по речевому развитию;Методический кабинет и речевые центры во всех группах, оборудованный кабинет учителя-логопеда, педагога –психолога , музыкально спортивный зал, оснащенные методической литературой, наглядными пособиями, демонстрационными материалами, мнемотаблицами , дидактическими развивающими играми, обучающими модулями.Тематические планы работы в группах и тематические планы коррекционно-развивающей работы в группах по взаимодействию со всеми специалистами детского сада, направленные на речевое развитие детей дошкольного возраста;