Речевое развитие через экологическое воспитание дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие через экологическое воспитание дошкольников
Автор: Русикова Елена Егоровна

«Речевое развитие через экологическое воспитание дошкольников»(Средняя группа)Из опыта работыВоспитатель I кв. категорииВ.С.Колосова Педсовет 22.03.2016ЖелезногорскНа сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.В речи наших детей существуют множественные проблемы, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи ребенка – очень сложное дело: необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.Так как же экологическое образование влияет на развитие речи детей? В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт становятся актуальными проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире.Размышляя о природе, ребенок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.В своей практике, взяв в основу мнения разных педагогов, изменяя и дополняя для получения положительного результата, я использую как традиционные, так и инновационные методы обучения.Традиционные методы.Уже прошли проверку временем, и я их широко применяю в своей работе:
  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе)
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала)
  • практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе)
  • Инновационные методы.Использование элементов ТРИЗ, отдельные приемы мнемотехники (мнемотаблицы).Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, кончено, развитие речи.Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:- для обогащения словарного запаса;- при обучении составлению рассказов;- при пересказах произведений художественной литературы;-при отгадывании и загадывании загадок;-при заучивании стихов.Важное значение для развития речи дошкольника имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.Метод игровых проблемных ситуаций пронизывает все мое содержание работы по познавательной экологической деятельности. На занятии обязательно присутствует игровой персонаж, который просит детей помочь ему разрешить проблему.Этот метод позволяет превратить занятие в увлекательную игру, а в ней ребенок учится говорить и общаться.Метод наглядного моделирования – это модель (условное изображение объекта, его заместитель).Используя в своей работе метод проектов, заметила, что он обогащает речь детей, стимулирует познавательную и творческую активность.Реализовала экологические проекты:
  • «Волшебница вода»
  • «Цветы»
  • «Покормим птиц зимой».
  • Отдельно хочется сказать о значении экологических сказок в развитии речи дошкольников. Эти сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей.Чтение сказок перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, беседами, рассматриванием картин, заучиванием стихов.Такие, прочитанные мною детям, экологические сказки «Какое бывает солнышко», «Кто вырастил ягодку», «Почему на крыше сосульки», «Почему льдинка исчезла», помогают обрести реалистические представления об окружающем мире, способствуют движению мысли, развивают словарный запас детей.Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.Такие сказки помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.Особую роль в развитии речи детей отвожу экспериментально-познавательной деятельности. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы. Нужно помнить, что проводимые эксперименты должны быть просты в использовании и безопасны (подборка «Играем в ученых»).Чтобы достичь хороших результатов, в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для экспериментов. Во время экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с этимологией слов (словообразование: сахарница-хлебница), с омонимами (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию, например, коса), многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (легкий - тяжелый), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).На основе знаний, которые дети получают через экологическое воспитание, я пришла к следующим результатам:к середине этого года дети стали самостоятельно придумывать сказки и рассказы, не повторяя за другими детьми; стали отвечать на вопросы полным предложением; у всех детей группы пополнился словарный запас.Я пришла к выводу, что планомерно и систематически используя различные методы и приемы на занятиях и в повседневной жизни обеспечивается высокая эффективность по развитию связной речи детей и обогащение речи живыми и образными выражениями, раскрывается выразительность языка.В дальнейшем я планирую продолжать развитие речи детей средствами экологического воспитания.В настоящее время мною планируется комплекс различных мероприятий: анкетирование родителей, определяющее их отношение к эколого-краеведческому воспитанию дошкольников; природоохранная акция с участием родителей «Спасем ежика»; проект по экологии «Земля – наш общий дом»; экскурсионные походы на природу совместно с родителями.