Семинар-практикум "Формирование мотивации достижения успеха"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум "Формирование мотивации достижения успеха"
Автор: Быструшкина Наталья Борисовна
Семинар – тренинг для педагогов
Формирование мотивации достижения успеха
педагог – психолог:
Быструшкина Н.Б.
Упражнение Поприветствуем друг друга комплиментами
Поприветствуем друг друга комплиментами.
Вступительное слово
Влияние успеха и неудачи.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотива оказывает успешность деятельности человека.
Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности.
Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней.
В другом случае реагирования на неудачи у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств. В результате такой реакции мотив усиливается, но действия человека носят чисто импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Мотивация достижения успеха.
Мотивация достижения успеха невозможна без ситуации успеха.
Ситуация успеха - это организованное сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать радость успеха, являющегося для него весьма значимым результатом деятельности. Ситуацию успеха можно определить как психологическую ситуацию, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважению. Ситуация успеха – это то, что организует учитель ученику или руководитель учебного заведения учителю.
Успех – переживание радости оттого, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. Успех – это внутреннее состояние человека, возникающее в результате этой ситуации.
Выделяют три фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:
стремление к успеху;
надежда на успех;
субъективно оцененная вероятность достижения успеха;
Стремление к успеху в какой-либо деятельности, возможно выразить фразой Я очень хочу это сделать. Противоположный вариант настроя, например, педагог на семинаре проявляется в молчаливом и бездумном сидении в позе Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.
Надежда на успех выражается тезисом Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе. Противоположный вариант позиции – Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь, у меня это все равно не получится.
Например: Выработка уверенности в успехе у каждого воспитанника, демонстрация группе этой уверенности, должны быть одной из наиважнейших педагогических задач, способствующих более организованному включению школьников в деятельность. Когда ожидания человека сбываются, он начинает верить в себя. Уберите уверенность в успехе – и усилия ученика теряют смысл. Надежа на успех должна быть в каждом ребенке. Это не значит, что каждая надежда сбывается. Успех гарантирован только тому, кто прилагает определенные усилия при его достижении. Именно преодолению себя в деятельности, созданию себе ситуации развития и должен учиться каждый человек.
Вероятность достижения успеха – это состояние, которое на бытовом языке выражается так: Все зависит от меня, я – источник, ситуация меняется, если я на нее влияю. Противоположная позиция: Я – пешка, от меня ничего не зависит, кто-то определяет ситуацию, но не я.
Охарактеризованные три основные психологические ориентации определяют поведенческий сценарий победителя - человека, который активно действует, много и охотно работает, достигает желаемого результата.
Особо следует подчеркнуть, что если приведенные выше ориентации отсутствуют, то есть у человека не сформирована надежда на успех в деле, которым он занят, у него неизбежно появляется альтернативный вариант поведения – избегание неудач.
Мотивация избегания неудач определяется стремлением предпринять все, чтобы обойти неприятные последствия плохо организованной деятельности, избежать публичных осуждений себя со стороны окружающих, не допустить неприятных уколов самолюбия, исключить неблагоприятные оценочные высказывания в свой адрес.
Основные реакции, к которым прибегает человек в такой ситуации, следующие:
Обезличивание деятельности.
В пед. деятельности это проявляется в том, что педагог никакой инициативы не проявляет. Получил толчок со стороны администрации – выполнил задание, нет побуждения извне – ждет его. В результате он полностью превращается в объект манипулирования со стороны администрации. Такой же и пример с воспитанником группы.
2. Отчуждение деятельности.
Воспитанник признается сам себе: Эта деятельность мне не нужна, она не моя, и без нее в жизни легко обойдусь, она мне никогда не пригодится. Такой же пример и с педагогом.
3. Отторжение всего того, что связано с этой деятельностью:
Педагога (он плохо объяснил материал!), программы (она всем не дается), эталонов, применяемых педагогом (они несправедливые!), отметок, которые он выставляет (судит предвзято!), и т.п.
4.Снижение значимости деятельности.
Оно проявляется в том, что формируется отношение к учебному предмету как к не очень нужному. Школьник убеждает себя в том, например, что и без математики люди могут неплохо прожить.
В конечном итоге долгое пребывание в ситуации избегания неудач может привести к негативному болезненному процессу, связанному со снижением самооценки.
Как утверждают исследователи, ситуация избегания неудач связана с явлением, суть которого заключается в том, что человеку не удается решить даже хорошо известные производственные задачи, если при этом присутствует тот, у кого он долго терпел неудачи. Человек автоматически в этом случае выключается из процесса, становится неспособным к действию.
Главный же негативный результат заключается в том, что длительное пребывание человека в ситуации избегания неудач неизбежно вызывает у него психические нарушения, проявляющиеся в поведении.
Упражнение Два разных человека
У вас есть разные характеристики человека. Сейчас нужно выбрать, какие из них подходят для человека с мотивацией достижения успеха, а какие для человека с мотивацией избегания неудач.
Человек с мотивацией на достижение успеха не боится конкуренции и ситуаций, в которых нужно себя проявить. Он ставит перед собой цели средней трудности или чуть выше. Имеет разноуровневые цели, разумно планирует продвижение к ним. В деле – настойчив, упорен, самостоятелен. Имеет устойчивую реалистическую самооценку. Причины неудач ищет, прежде всего, в себе.
Человек с мотивацией избегания неудачи избегает ситуаций, в которых нужно себя проявить. Он или пассивно подчиняется, или идет на неразумный риск, боится конкуренции. Ставит или очень высокие цели (строит воздушные замки), или слишком простые (топчется на месте). Болезненно воспринимает критику – в ответ даже на деликатные замечания часто решает: Ничего не буду делать!. Он не преодолевает трудности, а уходит от них, не надеется на позитивный результат, имеет завышенную или заниженную самооценку. Успех объясняет везением, удачным стечением обстоятельств, а неудачу, как правило, - плохими личными способностями. При планировании и исполнении деятельности проявляет реакции несформированного деятеля.
К сожалению, можно констатировать, что значительная часть школьников при традиционных способах обучения на протяжении ряда лет находятся в ситуации избегания неудачи, тормозящей их развитие.
Анализ статистики показывает, что в ситуации успеха, выводимой из общепринятых эталонов, отметок, получаемых на уроках, оказываются только хорошо успевающие ученики, а таких в классе, как правило, не более 30-40 %. Соответственно все остальные школьники оказываются в ситуации избегания неудач, то есть практически становятся необучаемыми.
Однако и регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность: к роли успешного (преуспевающего) в каком-либо деле некоторые люди быстро привыкают. У них вырабатывается неумеренно завышенная самооценка, появляется самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о появлении у таких субъектов звездной болезни и приводит к снижению силы мотива – зачем стараться, если и так все получается.
Чем больше выражена звездная болезнь, переоценка своих возможностей, тем более сильным будет внутренний конфликт в случае неудачи. Поэтому педагогам в воспитательных целях следует иногда создавать такие условия, чтобы воспитанник помимо успехов испытывал и неудачи. Для этого можно давать более трудные задания, к которым он еще не готов, устраивать соревнования с более сильными соперниками, искусственно занижать достигнутые результаты и значимость успеха (то есть использовать более жесткие критерии оценки) и т.д.
Упражнение Самодиагностика
Это упражнение служит своеобразным продолжением предыдущего разговора о мотивах достижения успеха и избегании неудачи. Можно сказать, что эти понятия прямопропорциональны друг другу. Чем сильнее мотив достижения успеха, тем слабее мотив избегания неудачи.
Изучение мотивации к избеганию неудач.
Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на своем листочке шифром: 1/1 или 1/2 или 2/2 или 2/3 и т.д
№ п/п
1
2
3
1
смелый
бдительный
предприимчивый
2
кроткий
робкий
упрямый
3
осторожный
решительный
Пессимистичный
4
непостоянный
бесцеремонный
Внимательный
5
неумный
трусливый
Недумающий
6
ловкий
бойкий
предусмотрительный
7
хладнокровный
колеблющийся
удалой
8
стремительный
легкомысленный
Боязливый
9
незадумывающийся
жеманный
непредусмотрительный
10
оптимистичный
добросовестный
Чуткий
11
меланхоличный
сомневающийся
неустойчивый
12
трусливый
небрежный
взволнованный
13
опрометчивый
тихий
боязливый
14
внимательный
неблагоразумный
смелый
15
рассудительный
быстрый
мужественный
16
предприимчивый
осторожный
предусмотрительный
17
взволнованный
рассеянный
робкий
18
малодушный
неосторожный
бесцеремонный
19
пугливый
нерешительный
нервный
20
исполнительный
преданный
авантюрный
21
предусмотрительный
бойкий
отчаянный
22
укрощенный
безразличный
небрежный
23
осторожный
беззаботный
терпеливый
24
разумный
заботливый
храбрый
25
предвидящий
неустрашимый
добросовестный
26
поспешный
пугливый
беззаботный
27
рассеянный
опрометчивый
пессимистичный
28
осмотрительный
рассудительный
предприимчивый
29
тихий
неорганизованный
боязливый
30
оптимистичный
бдительный
беззаботный
Поставьте себе по 1 баллу за следующие выборы: 1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/3, 4/3, 5/2, 6/3, 7/2, 7/3, 8/3, 9/1, 9/2, 10/2, 11/1, 11/2, 12/1, 12/3, 13/2, 13/3, 14/1, 15/1, 16/2, 16/3, 17/3, 18/1, 19/1, 19/2, 20/1, 20/2, 21/1, 22/1, 23/1, 23/3, 24/1, 24/2, 25/1, 26/2, 27/3, 28/1, 28/2, 29/1, 29/3, 30/2.
Подсчитывается число совпадений с ключом. Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, защите:
От 2 до 10 баллов – низкая мотивация к защите;
От 11 до 15 баллов – средняя мотивация к защите;
От 16 до 20 баллов – высокий уровень мотивации;
Свыше 20 баллов – очень высокий уровень мотивации.
Упражнение Психологический рисунок
Цель. Актуализация представлений о сущностных характеристиках мотивации достижения успеха.
Содержание.
Участники сидят в круге. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры и т.д. – всё что необходимо для рисования. Каждому участнику предлагается взять лист бумаги и нарисовать мотив достижения успеха так, как он его понимает. На выполнение задания нужно дать достаточно времени, чтобы все закончили рисунки. После того, как работа будет завершена, каждый рассказывает о своём рисунке, о том как понимает, что такое мотив достижения успеха. Приведем примеры того, что говорили некоторые участники группы тренинга, рассказывая о своих рисунках.
Екатерина (на рисунке – горы, река): Изображая стремительный бег горной речки, бурлящие водные потоки, я хотела показать силу мотивации достижения успеха, побуждающую человека к активной деятельности, помогающую преодолевать трудности на пути к поставленной цели, не позволяющую останавливаться на достигнутом.
Ирина (на рисунке – разноцветная радуга в лучах солнца): Для меня мотив достижения - это радость победы над собой, уверенность, самоуважение, движение вперед.
Елена (на рисунке – спиралевидная стрела, летящая в небо): Мотивация достижения успеха – это путь к самореализации, развитию, профессионализму и личностному росту.
По ходу обсуждения ведущий предлагает участникам задавать вопросы, уточнять содержание высказываний. После того, как все выскажутся, ведущий подводит итог, перечисляя сущностные характеристики мотивации достижения.
Обсуждение.
Участники обмениваются впечатлениями о работе над заданием.
Упражнение Позитивная речь и позитивное мышление
Позитивная речь и позитивное мышление для человека и педагога являются одним из необходимых условий создания ситуации успеха для самого себя и для эффективного взаимодействия с воспитанником, мотивированным на избегание неудачи.
Термин позитив происходит от латинского positium, что означает действительное, данное, имеющееся.
Задание: используя позитивную речь и позитивное мышление, дать определение следующим понятиям:
Лень - способность отказаться от явно завышенных потребностей.
Упрямство - способность сказать нет, возразить авторитетам.
Страх – способность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
Агрессивность – способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
Алкоголизм - способность с помощью алкоголя сделать конфликтные ситуации временно терпимыми.
Ревность – способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.
Клептомания – способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.
Одному восточному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных. Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя. Этот, выслушав сон, сказал: Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше своих родных, ты переживешь их всех. Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден? - спрашивали они. Толкователь снов отвечал: Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать.
Как видите, во все времена позитивное отношение к фактам и людям не только гуманней, но и выгоднее отношения пессимистического. В деле воспитания детей позитивный подход является единственным, позволяющим увидеть свет в конце туннеля. Овладение навыком позитивной речи может привести к тому, что педагог сдвинется с позиции красного карандаша и почувствует себя более эффективным в вопросах воспитания.
В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, на сколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности.
Упражнение Разработка личного жизненного плана
Я предлагаю вам выполнить упражнение Разработка личного жизненного плана для формирования у себя мотивации достижения успеха.
Оцените свою жизненную ситуацию, ответив на перечисленные ниже вопросы, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности. Ответы можно держать в памяти, но лучше зафиксировать в своем дневнике или на бумаге.
Физическое и психическое состояние
Какова моя физическая форма?
Как часто я обращаюсь в больницу, поликлинику?
Часто ли бываю на больничном?
Занимаюсь ли я оздоровительным спортом?
Достаточно ли я сплю?
Питаюсь ли я правильно?
В норме ли мой вес?
Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?
Какое настроение у меня преобладает?
Что меня больше тревожит (раздражает)?
Могу ли я управлять своим психическим состоянием?
Взаимоотношения с окружающими
Есть ли у меня друзья?
Широк ли их круг?
Как я забочусь о дружеских отношения?
Как часто я поддерживаю контакт с друзьями?
Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?
Как я учитываю точку зрения других?
Интересует ли других мое мнение?
Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?
Умею ли я слушать?
Умею ли я оценивать людей, с которыми общаюсь?
Как это проявляется?
Как я себя веду в конфликтной ситуации?
Экономическое положение
Удовлетворен ли я своим экономическим положением?
Есть ли у меня долги?
Каковы мои потребности в финансировании?
Какие меры я могу предпринять для улучшения экономического положения?
Профессиональная деятельность
Имею ли я четкую картину о своей профессиональной деятельности и её целях?
Что нужно делать и каких результатов я хочу добиться?
Помогает ли моя проф. деятельность в достижении других целей?
Каковы мои ближние и дальние планы относительно профессиональной деятельности?
Где я хотел бы работать через 3 года?
Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе?
Что мне удается в моей проф. деятельности?
Что мне не удается в моей проф. деятельности?
Что является для меня мотиватором проф. деятельности сейчас?
А через 5 лет?
Отвечает ли моя проф. деятельность моим потребностям?
Каковы слабые стороны моей мотивации проф. деятельности?
Общекультурное саморазвитие
Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?
Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, научную и художественную литературу?
Слежу ли я за новостями дня?
Посещаю ли я учреждения дополнительного образования, кружки по интересам?
Участвую ли я в общественной работе?
Есть ли у меня личный план развития?
Семейная жизнь
Понимаю ли я значение семьи?
Устраивает ли меня моя семейная ситуация на сегодняшний день?
Изменится ли она в ближайшие годы и как?
Уделяю ли я достаточно времени своей семье?
Есть ли в моей семье общие увлечения?
Знаю ли я потребности и мнения членов своей семьи?
Могу ли я создать и поддерживать в своей семье открытую и душевную атмосферу?
Как я могу развивать свою семейную жизнь?
2.Ответы на поставленные вопросы помогут вам глубже осознать свою жизненную ситуацию и составить личный план развития и профессионального определения.
Планирование
1. Сформулируйте 3-5 главных целей вашей жизни. Напротив каждой кратко напишите, почему они важны для вас и к какому сроку они должны осуществиться.
2. Выберете одну, наиболее важную для Вас в данный момент, цель, с которой хотите поработать.
3. Укажите факторы, способствующие и препятствующие достижению ваших целей.
4. Каковы наиболее критические пункты в достижении ваших целей? Как их преодолеть?
5. Что вам нужно задействовать для достижения ваших целей (время, деньги, здоровье, пожертвовать другими интересами и т.д.)?
6. Готовы ли вы задействовать эти факторы или нужно изменить свои цели?
9. Запишите частные цели деятельности, способствующие достижению вашей цели, над которой Вы работаете. Частные цели это задачи, а задачи всегда решаются.
10. Запишите точные сроки реализации Ваших частных целей. Укажите точную дату.
Таким образом, Вы сами себя запрограммировали на успех.
Так Вы можете проработать каждую свою жизненную цель, программируя себя на успех, а принять это или не принять – это повод к размышлению для каждого.
Упражнение Обратная связь
Заполните, пожалуйста, бланки анкеты Обратная связь
Бланк анкеты Обратная связь
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Дата занятия _______________________________________________________
1. Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало Вам быть более включенным в занятее? ___________________
__________________________________________________________________
2. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться? ________
__________________________________________________________________
3. Что тебе не понравилось на занятии? Почему? ________________________
4. Твои мысли после этого занятия? ___________________________________
__________________________________________________________________
о группе __________________________________________________________
5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) _____________________________________________________________
__________________________________________________________________