Развитие индивидуальности личности обучающегося, как предмет воспитательной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие индивидуальности личности обучающегося, как предмет воспитательной деятельности
Автор: Бурцева Любовь Николаевна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: Развитие индивидуальности личности обучающегося, как предмет воспитательной деятельностиПодготовил: куратор гр. ТЭЖД14/2 Бурцева Л. Н.Старый Оскол2016 Развитие педагогики, психологии, физиологии привело к необходимости разведения и четкого обозначения психолого-педагогических понятий «индивидуальность» и «личность». Дело в том, что цель воспитания предусматривала слитность понятий «личность» и «индивидуальность». Так, Н.И. Пирогов, призывая учитывать индивидуальные качества подростков, изучать их, считаться с ними, замечал, что «личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом. Но уже на рубеже XIX-XX вв. первое стало означать неповторимое сочетание качеств, свойств, способностей, интересов отдельного человека. Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то молвят, что появился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные конфигурации в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его публичным существом, становится носителем социальных отношений. Личность - социальная черта человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние характеристики, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике более удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:1. разумность,2. ответственность,3. свободу,4. личное достоинство,5. особенность. Неэффективность воспитательной работы в техникуме во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а также рассматриваются те «воспитательные мероприятия», которые составляют их содержание. Но мастерам п и кураторам расплывчатых рассуждений о столь сложных процессах далеко не достаточно. Ведь практику нужно осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они должны воплощаться.  Каждый студент – творческая личность, хорошо представляющая возможность реализации своего творческого потенциала, восприимчивая к новизне.Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность обучающегося, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.   Выпускник техникума это коммуникативная личность с адекватной самооценкой, целеустремлённая, уверенная в себе, способная адаптироваться в социуме.Основные критерии эффективности реализации личности средствами обшепрофессиональных предметов:-   сохранение учебной мотивации (психологическое тестирование);-   развитие творческих способностей (мониторинг индивидуальных достижений);-   учет индивидуальных достижений (портфолио достижений);-   осознанный выбор жизненной карьеры (психологическое тестирование);-   уровень воспитанности (методика Капустина);-   ценностные ориентиры и ценностные отношения (методика Щурковой);-   здоровье (мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся);-   благоприятный психологический климат в групповых коллективах (психологическое тестирование);-   создание единого информационного пространства техникума (медиатека, сайт техникума, мониторинг использования программных продуктов)Одним из средств развития личности воспитательной деятельности является система ключевых творческих дел. Мы стремимся к тому, чтобы каждый - и студент, и педагог – мог реализовать в нем себя как индивидуальность. Внеурочная работа, построенная на распространенной методике коллективного творчества, помогает  адаптироваться к современной действительности, способствует выработке современных стереотипов социального поведения, формированию адекватного отношения к себе и обществу.  Одним из основных направлений деятельности техникума является сохранение и укрепление здоровья студента. Сущностью здоровьесбережения  является сохранение здоровья студента с помощью педагогических средств, способов и приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни».  Основными задачами здоровьесбережения  являются:- формирование потребностей обучающихся   в сохранении и укреплении своего здоровья;- создание в техникуме здоровьесберегающей среды;- информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;- применение в образовательном  процессе здоровьесберегающих технологий.Сформулированная цель, выявленные ценностные приоритеты и проявившиеся в ходе анализа проблемы определяют основные задачи развития:-   обеспечение доступного и качественного образования на основе системно-деятельностного характера обучения, формирования у субъектов образовательного процесса потребности к самообразованию, саморазвитию и самоопределению, т.е. к личностному самосовершенствованию;-   широкое использование современных форм обучения и воспитания, образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, позволяющих наилучшим образом задействовать творческий потенциал педагогического и студенческого коллективов;-   обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации, реализация предпрофильного и профильного обучения; формирование у обучающихся  профессионального и жизненного самоопределения;-   формирование разносторонней, духовно-нравственной, социально активной личности студента на основе сочетания качественного уровня  образования ;-   развитие здоровьесберегающей и безопасной среды в техникуме;-   повышение эффективности государственно-общественного управления, роли родителей, общественности и социума в  решении  задач развития личности обучающегося;-   развитие инновационной и мотивационной среды, способствующей непрерывному развитию профессионализма.    Развитие образовательного процесса ориентируется на построение такого образовательного пространства, которое максимально способствует становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной, творческой, коммуникативной и мобильной личности:с устойчивым нравственным поведением, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества, создании здоровьесберегающей среды,внедрении развивающих образовательных технологий, включении обучающихся в исследовательскую деятельность и социальное проектирование Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. В ходе анализа данной работы можно выявить стратегию воспитания личности. Данная стратегия воспитания:- учитывает личностные и средовые факторы воспитания;- предусматривает позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности и воспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму;- объединяет в себе (в качестве «реализаторов» стратегии) педагогические кадры всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических институтов;- соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения и гармонизации;- предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и на совокупность его отношений, на его социум;- переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с динамично меняющейся социальной средой;- органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем. Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер.Список литературы1. Абульханова К. Личность в условиях дефицита общения: Психологический аспект // Воспитание школьников. – 2000. – № 10. – С. 4-82. Ариарский М., Бутиков Г. Прикладная Культурология на службе развития личности: Человек и культура; о формировании культуры личности // Педагогика. – 2001. – № 8. – С. 9-163. Волков Ю. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 1999. – № 1. – С. 135-149