"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на уроках "Творческая игра"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на уроках "Творческая игра"
Автор: Платон Ксения Викторовна

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на уроках «Творческая игра»Методическое сообщение преподавателя ДШИ пгт Ильского МО Северский район Платон К.В.Плохой ли, хорошей рождается птица-Ей все равно суждено летать.С человеком же так не случится.Человеком мало родиться,Им еще надо стать.(Э. Асадов)В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей и диагностике детского дарования уже в дошкольные годы. Основным условием успешного решения этой проблемы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующимся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявление им инициативы становится главным. Эти задачи стоят перед педагогами и нашей школы искусств. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста педагоги реализуют в процессе театрально-игровой деятельности на уроках «Творческая игра». Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.Решение этих проблем – театрализованная деятельность.Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «со творцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а детская игра схожа по своей сути с актерской игрой. И мы решили начать со сказок. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый « банк жизненных ситуаций », поэтому очень важно, чтобы осознание « сказочных уроков » начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения таких занятий в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.Организация работы с детьми строилась следующим образом: Создание атмосферы психологического контроля и сотрудничества, подбор репертуара, создание сценария сказки (основные требования сказка должна быть интересной, доступной, музыкальной, воспитывающей, выявление способностей каждого ребенка и взрослого, изготовление костюмов, декораций и атрибутики). В основе данного опыта лежит творческое взаимодействие музыкального руководителя, детей, сотрудников детского сада и родителей.Мною были поставлены следующие задачи:
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  • Развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
  • Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
  • Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
  • Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  • При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.Для развития дикции мы использовали скороговорки, игры «Подскажи словечко».С целью развития воображения, мышления, памяти детям предлагалось закончить «Короткие истории» например:1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость, « Какая новость может быть у мамы?2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!».Чего он может бояться?3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:
  • Солёный чай.
  • Ем лимон.
  • Сердитый дедушка.
  • Лампочка потухла, зажглась.
  • Грязная бумажка.
  • Тепло – холодно.
  • Рассердились на драчуна.
  • Обиделись.
  • Мне грустно.
  • Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
  • А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:- выбор детьми роли по желанию;- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;- распределение ролей по карточкам;- проигрывание ролей в парах.Для снятия мышечного напряжения использовались следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:
  • 1. Чтение сказки.
  • 2. Беседа по содержанию.II. 1. Рассказывание сказки по ролям.2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказкиIII. 1. Работа с артистами:а) выразительное чтение;б) игровые движения;в) мимика.2. Индивидуальная работа по ролям.3. Закрепление.IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.2. Закрепление.V. Генеральная репетиция.VI. Премьера.Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Долго думала над тем, что же мне больше нравится: сама подготовка спектакля или итоговое выступление? Для нас, взрослых, наверно важен результат. Но сколько времени затрачено, сколько новых открытий и находок найдено за это время, сколько важного и полезного, доброго и ценного (надеюсь, что это так) вложено в детские души! Русский психолог Л.С. Выготский писал о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Дети осваивают невербальные средства общения, приобретают опыт общения в коллективе сверстников, расширяют свой словарный запас, учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, преодолевают робость и становятся более уверенными в себе.Каждый год в школу приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые.… Но всех их объединяет одна беда – они удивляются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, Винкс, модели машинок, компьютеры.… Как же разбудить детскую душу, заставить ее волноваться и сочувствовать другим? А детям в наше стремительное время помочь остановиться и прислушаться к себе и окружающим, увидеть и услышать красоту мира, почувствовать вкус к жизни? Возможно, театр станет первой ступенькой на этом трудном, но таком интересном пути!