Игры развивающие


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры развивающие
Автор: Ожогина Любовь Валентиновна

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ (для дошкольников).
Он такой, как…
Дидактическая задача: Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Закрепить название животных. Учить узнавать их по описательной характеристике.
Ход игры:
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называет качества зверей, а дети должны угадать, о каком животном идет речь:
Злой, как…. Волк
Пушистый, как… заяц
Неуклюжий, как… медведь
Трусливый, как… заяц
Хитрый, как … лиса
Зубастый, как… волк
Косолапый, как … медведь.
У кого такой предмет?
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Обогащать словарь детей, используя прилагательные, обозначающие цвет и форму.
Ход игры:
Воспитатель располагает перед детьми парные картинки, на которых изображены одинаковые по названию предметы, например, мячики, но они разные по цвету; рыбки, разные по форме, по форме, по размеру и т.д. Дети должны найти пару по названию, но также и указать отличительные особенности. Например: У меня два фартучка для кукол. Один красный в белый горошек, а другой – в зеленый цветочек. У меня две чашки: одна кофейная – маленькая, а другая – чайная – большая. У меня две куклы: одна – резиновая, другая – пластмассовая. У меня две ложки: одна деревянная, а другая – металлическая.
Чудесный мешочек.
Дидактическая задача: Учить детей по описанию (свойствам предмета) отгадывать о каком овоще идет речь. Закрепить название овощей. Развивать тактильное восприятие.
Ход игры:
- Воспитатель дает описание предмета. Если дети отгадали, то предмет достают из мешочка.
- Ребенок называет все известные ему свойства какого-то овоща. Остальные дети угадывают. После этого достают из мешочка.
Большой – маленький.
Дидактическая задача: Активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры:
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик
Капуста – капустка
Морковь – морковочка
Лук – лучок
Перец – перчик
Назови во множественном числе.
Дидактическая задача: Грамматический строй: называть предметы и действия в единственном и множественном числе.
Ход игры:
- один человек много людей
- ест едят
- пьет пьют
- поет поют
- танцует танцуют
- играет играют
- уходит уходят
- жует жуют
У кого?
Дидактическая задача: формировать грамматический строй речи: обучать употреблять предлог у в значении у кого.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки с изображением, например, посуды. Затем отрабатывается диалог: У кого чайник? – У меня. – У кого салатница? – У меня. – У кого кофейник? – У меня. И т.д. Затем в роли водящего выступает ребенок. Игра повторяется несколько раз.
Чего нет?
Дидактическая задача: Учить детей употреблять форму множественного числа существительных в Р.п.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на столе игрушки. Ребенок их называет. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3 – 4 раза.
Кто где?
Дидактическая задача: формировать грамматический строй речи: учить строить конструкции с предлогами в, на, за; обучать выполнять трехступенчатые инструкции.
Ход упражнения:
Педагог закрепляет на доске , например, гнездо, дерево, травку. Демонстрирует детям изображение грача и предлагает вспомнить как она называется. Затем предлагает задания: Возьмите грача и посадите на ветку. Спрячьте его за дерево. Достань грача и посади в гнездо, в травку, на дерево.
Где живет?
Дидактическая задача: обучать детей понимать вопрос косвенного падежа: где?
Ход упражнения:
- Где живет лиса? – в норе
- где прячется волк? – в логове
- где живет медведь? – в берлоге
- где белка прячет запасы? – в дупле
Назови ласково.
Дидактическая задача: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные слова (названия детенышей животных). Соотносить их в единственном и множественном числе.
Ход упражнения:
- Весной у животных появляются детеныши. Угадайте, у кого какие?
- у белки? - бельчата
- у лисы? - лисята
- у медведя? - медвежата и т.д.
Один – много.
Дидактическая задача: Учить образовывать форму В.п. мн.ч. у существительных.
Ход упражнения:
Воспитатель предлагает каждому малышу спрятать картинку, где изображено много коров, коз, собак, кошек. Далее спрашивает: Кого нет? - Нет коров, нет коз и т.д..
Что я видел?
Дидактическая задача: Совершенствовать лексический запас по теме Бытовая техника и инструменты. Учить строить 3-словное распространенное предложение, путем введения дополнений.
Ход упражнения:
Педагог показывает детям две предметные картинки по теме, затем их переворачивает и спрашивает: Что ты видел? Ребенок отвечает: Я видел молоток и утюг.
Четвертый лишний.
Дидактическая задача: совершенствовать лексический запас по какой-либо теме; закрепить обобщающее понятие.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает перед ребенком четыре картинки и предлагает детям подумать и показать, какая картинка лишняя.
Кто где, угадай?
Дидактическая задача: учить соотносить осязательные ощущения со знакомым образом.
Ход упражнения:
Взрослый спрашивает у ребенка:
- Какая у нас мама? – Добрая, нежная! (Наклеивается ткань фланель)
- Какой у нас папа? – Строгий! (Шероховатая ткань)
- А чем у нас отличается дедушка? – У него есть борода. (Можно наклеить вату.)
- А бабушка? – Она носит очки. (Можно приклеить фольгу или другой гладкий материал.)
Затем малышу завязываются глазки, и с помощью осязания он пытается угадать, кто где.
Семья.
Дидактическая задача: Продолжать развивать слуховое внимание и чувство ритма; учить воспроизводить на слух слоги и словосочетания; учить слоговому анализу слов.
Ход упражнения:
Взрослый предлагает передать по телеграфу - отстучать кулачком – количество слогов в названиях членов семьи и их имена.
Примеры слов: па-па, ма-ма, сын, ба-бу-шка, А-ле-на и т.д.
Сломанный телевизор.
Дидактическая задача: продолжать совершенствовать слуховое внимание и восприятие.
Ход упражнения:
Взрослый говорит, что в доме плохо показывает телевизор и теперь диктор произносит слова неполностью. Дети должны угадать, какие же слова говорит диктор.
Мороже…(ное), теле…(фон, визор), ча…(сы), холо…(дильник), пыле…(сос) и т.д.
Кто что делает?
Дидактическая задача: Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 лица ед.ч.
Ход упражнения:
Педагог называет действие, которое должен совершить ребенок.
- Коля, пей.
- Что делает Коля? (Пьет.)
- Дима, ешь хлеб.
- Что делает Дима? (Ест.)
- Вова, рисуй.
- Что делает Вова? (Рисует.) и т.д.
Подбери слова.
Дидактическая задача: Развивать умение подбирать слова – действия, слова – признаки.
Ход упражнения:
- Что можно делать с мячом? (Ловить, катать, подбрасывать.)
- Что можно делать с куклой? (Купать, одевать, кормить, расчесывать.)
- Какой мяч? (Круглый, большой, красный.)
- Какая кукла? (Маленькая, красивая, любимая.)
Наоборот.
Дидактическая задача: Учить образовывать слова – антонимы.
Ход упражнения:
Большая - …(маленькая).
Улетела - (прилетела).
Близко - …(далеко).
Низко - … (высоко).
Большой - … (маленький) и т.д.