Самостоятельная деятельность обучающихся на уроках технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самостоятельная деятельность обучающихся на уроках технологии
Автор: Булатуков Аюб Баталович

Самостоятельная деятельность как один из способов повышения мотивации у обучающихся на уроках технологии. В современных условиях роль самостоятельной работы в трудовом обучении школьников приобретает особое значение. Самостоятельность – это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у обучающихся таких качеств, как целеустремленность, независимость, широта взглядов и мышления, гибкость ума и поступков, предприимчивость и анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений. Одним из средств формирования самостоятельности у школьников является урок технологии и взаимообучение учащихся [1]. Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без посредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, применяя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [2,с.152]. Самостоятельная работа является средством активизации учебной деятельности школьников и принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями. К сожалению, нет единого мнения, что вкладывается в понятие «самостоятельная работа», и это тормозит развитие практики обучения. Если учитель не знает, какая работа учащихся не будет являться самостоятельной, то невозможно говорить и о развитии самостоятельности школьников на уроках трудового обучения. Мы понимаем самостоятельную работу как форму организации учебно-трудовой деятельности школьников. Главной задачей развития самостоятельности учащихся является то, что в процессе трудового обучения необходимо формировать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике. Овладеть знанием – это значит не только понять и запомнить, это еще и уметь применить его для решения разных задач, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основное средство достижения такого результата – это самостоятельная работа школьника. Причем следует отметить, что главное внимание нужно сосредоточить на формировании ведущих знаний, доведения их до уровня овладения, а это возможно только в процессе самостоятельной работы. Именно ведущими знаниями должен оперировать ученик, другие знания («подсобные») играют вспомогательную роль и не требуют доведения их в сознании школьников до уровня применения [3]. Таким образом, в процессе формирования у школьников умений самостоятельной работы можно выделить три этапа:- отработка приемов выполнения отдельных трудовых операций и усвоение элементов графической грамоты;- формирование общего подхода к выполнению любого задания и усвоение алгоритма действий ( системы обязательных операций, расположенных в соответствующей последовательности) на основе анализа и самоконтроля;- формирование умения переносить знания в новую ситуацию с опорой на анализ, самоконтроль и планирование. Самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к служениям других учеников, способностью высказывать свою точку зрения, независимую от других. Такой подход позволяет целенаправленно формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносит детям радость. Чтобы учебная деятельность школьника приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей и умение на практике трудиться [4]. Таким образом, учащиеся, работая на уроках технического труда не только умственно, но и практически, формируют навыки творческой деятельности, значительно обогащая себя в интеллектуальном плане. В современных условиях роль практики в трудовом обучении школьников приобретает особое значение. Стремительные темпы научно-технического прогресса представляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу «делай как я» изживает себя. Трудовое обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких его качеств, как самостоятельность, инициатива, коммуникабельность. Творческие способности развиваются у учащихся не только в практической деятельности, но и при такой ее организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Методика проведения уроков трудового обучения в школе также должна отвечать новым требованиям. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, необходимы специальные условия, которые учитель может создать на уроке путем расширения видов и форм работы учащихся [5]. Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации[6, с. 279]. Существует множество различных направлений исследований природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что «развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания…» (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Дальнейшее развитие эти идеи получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного Средневековья, в разгар процветания работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требовали обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развивались на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Изучая сущность самостоятельной работы теоретическом плане, выделяем три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (1960-е годы) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащегося стереотипный, в основном вербальный, способ обучения становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает из-за изменения цели обучения, его направленности на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Каменского. Содержанием его является разработка организационно- практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточного глубокого исследования и анализа природы самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась также содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве исследования. Это направление берет свое начало в трудах К.Д. Ушинского. Исследования были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления ее процесс и структура еще недостаточно полно раскрыты [9]. Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственное наполнение и специфику: они и определяют ( при условии их единения ) сущность самостоятельной окраски деятельности. Первая группа: 1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях; 2) оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приёмами как во внешнем, так и во внутреннем плане; 3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.Вторая группа:1) содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результата;3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: «мотив – план(действие) – результат». По определению И.А. Зимней, самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самопознания [7,c.335]. Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. Попробуем более точно определить, что же, по существу, входит в понятие «самостоятельная деятельность». Самостоятельность – многоаспектный и психологически не простой феномен, это скорее маслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цели деятельности без посторонней помощи [8,с.47] Самодеятельность – субъективная, собственно индивидуальная, самоуправляемая деятельность с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации. Самоактивация – субъективно соотнесенная внутренняя мотивация деятельности. Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремленно, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Саморегуляция – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, то есть собственно психическое наполнение. Самоконтроль – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет ее исполнение на личностном уровне. Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьников в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке. И.А. Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выбранной программе усвоения какого-либо материала. В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующей от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [10]. Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания технического труда и самостоятельной познавательной деятельности учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить последнее как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов и критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности задержания изучаемого, подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработку, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих если человек живет в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работы вырабатывает высокую культуру не только умственного труда, но и физического, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем, а также набивать руки к ловкости и умению правильно использовать орудия труда и различные новейшие вычислительные оборудования. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – высшая работа учебной деятельности школьника, которое и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Процесс управления самостоятельной деятельностью школьника должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроках технического труда. Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условной эффектности.Итак, мы выяснили, что в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое ( затем косвенное ) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;4) переход от контроля учителя к самоконтролю.Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. 2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики и, прежде всего, принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекла из предыдущих и готовила почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.5. Эффективность самостоятельной работы увеличивается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в применении на практике различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в применении их на практике. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Имеет большое значение в этом деле доступность и систематичность, связи теории с практикой, постепенность в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работы имеет следующие особенности: 1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя состоит в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащегося в работе.2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объём рассматриваемого вида работы, предлагаемо на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению такой работы теоретически и практически. 3.На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых изменений, решение несложных задач и т.п.). В этом случае начало выполнения учащимися задания должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет огромное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного и производственного характера.Для организации самостоятельной работы необходимо:1. Предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формирования инициативы и познавательных способностей учащихся.2. Учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками разными учащимися требуется разное количество времени. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.Наблюдая заходом работы в классе в целом и отдельных учащихся, по мнению автора, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новые правила или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.3. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать инт6ересы учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытия перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.4. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них буду вырабатываться твердые умения и навыки.Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимыми, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.5. При организации самостоятельной работы необходимо разумное сочетание изложение материала учителем с самостоятельной работы учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увеличение самостоятельной работы может замедлить темпы изучения программного материала, чтобы темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, её место на уроке, обучает различным её видам, а также методом самоконтроля, осуществляет контроль за качеством. Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы[11].В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых учащиеся самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельно работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделит на 5 групп: 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;2) закрепление и уточнение знаний;3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;4) формирование умений и навыков практического характера;5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.По данным психологических исследований, самостоятельное изучение раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:1. Вводно-мотивационный.На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения темы, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях учитель указывает, какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает сколько уроков отведено на изучение этой темы, примерные сроки её завершения и перечисляют основные элементы темы, то есть знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате её изучения.2. Операционно-познавательный. На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач и т. д. Изложение учебного материала производится в основном учителем, но по мере взросления учащихся часть учебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработке по учебнику. 3. Рефлексивно-оценочный. Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом главная цель этого этапа — развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем [12]. Самое трудное для учителя в этой системе — организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся некоторые свои функции и роли и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Как показал опыт, если эту систему вводить с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Школьники смогут в полной мере испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым у учащихся будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе на уроках технологии и умении практически применять свои навыки труда. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся (особенно по предмету технология), на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала и на практическую деятельность. Практический опыт учителей многих школ показал, что: 1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по выполнению наблюдений и опытов и т. д.) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. 4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках технологии и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных и других видов работ творческого характера [13]. Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, должна ориентировать молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке. Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшение качества учебников и других средств обучения, развитие эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитие текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера. В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося. Правильно спланировать практическую часть работы на этапах урока и научить ребят ориентироваться на теоретические основы учебной программы на уроках технологии, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала [14]. Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения качества обучения на уроках технологии необходимо чаще привлекать к практическим действиям, например, сбору конструкций различных деталей автомобиля, конструированию макетов, учению навыков работы с различными приспособлениями, ключами, отверткой, резаками, острыми ножами, измерительными приборами и т. д. Особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была увлекательной, давала удовлетворение, повышала заинтересованность в знании различных видов транспорта и умении их обслуживать, по крайней мере, развивать представление о новой технике [15]. Развитию познавательной активности школьников способствует использование на уроках текстов и иллюстраций из учебника, хрестоматий, справочников и научно-популярных журналов («За рулем», «Домашний очаг» «Школа и производство и т. д.), а также интересных демонстрационных опытов, фрагментов из кинофильмов, диапозитивов и, конечно же, Интернет. От современного молодого человека время требует знания новых компьютерных технологий и умения читать различные сложные схемы, чертежи для сбора техники или мебели. Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика, необходимо, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты. Список литературы 1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. 2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М. : Учпедгиз, 1961. 3. Бутенко Т. А. Приобщение школьников к общественно полезному труду // Начальная школа. 1986. № 7. С. 60–61.4. Веремейчик И. М. Развитие технического творчества младших школьников // Начальная школа. 1991. № 4. С. 88–89.5. Геронимус Т. М. Планирование уроков трудового обучения //Начальная школа. 2000. № 9. С. 38–66.6. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М, 1980.7. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии. М., 1980.8. Орлов В. Н. Активность и самостоятельность учащихся. М., 1998.9. Жукова З. П. Использование технологии сотрудничества на уроках труда как условие развития самостоятельности учащихся начальных классов. URL: http:// festival.1september.ru/articles/410780 (дата обращения: 13.12.2013).10. Горностаева З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. 1998. № 2.11. Кралевич И. Н. Педагогические аспекты овладения обобщенными способами самостоятельной учебной деятельности. Мн., 1989. 12. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1976. 13. Конышева Н. М. Воспитание эстетического отношения ребенка к «миру вещей» на уроках трудового обучения // Начальная школа. 1993. № 6. С. 15–21. 14. Жарова Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л., 1982. 15. Шурыгина Л. Г. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии. URL: metodic-material.php?1975 (дата обращения: 13.12.2013).