"В мире музыкальных инструментов"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В мире музыкальных инструментов"
Автор: Юнусова Саадат Камильсултановна
«В мире музыкальныхинструментов»Цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников.Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтезаразличных видов искусств.Задачи:учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты;закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре;учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре;развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей;развитие внимания, мышления, речи.Воспитательные задачи:воспитание интереса, любви к искусству;способствовать воспитанию духовной культуры детей.Программное содержание:воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;учить передавать в движениях характер музыки: плавным, изящным движением рук;учить различать группы музыкальных инструментов;слышать и узнавать звучание разных инструментов;выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение;учить выразительно, читать стихи. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. Развивать речевые способности детей.Оборудование:детские музыкальные инструменты: треугольник, дудочки, бубен, шумовые инструменты, колокольчик, деревянные ложки, кастаньеты, погремушки;дирижёрская палочка (указка);кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, баночки из – под кофе);карточки с изображением инструментов;медали;музыкальный центр;фортепиано;проектор, ноутбук, экран.Аудиозаписи:А.Вивальди «Весна» (фрагмент); фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;запись русской народной мелодии «Барыня»фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;фонограмма песни «Здравствуйте!»Ход занятияМузыкальный руководитель:Здравствуйте, ребята! Я вас так ждала! Проходите скорее, будем с вами знакомиться. Меня зовут Елена Александровна. Я – музыкальный руководитель, и работаю я в другом детском саду. Давайте поближе с вами познакомимся. Я буду петь вам песенку и выполнять некоторые движения, а вы повторяйте за мной.Проводится ритмичная игра «Здравствуйте!» - номер 15И.П. – дети стоят в кругу либо свободно лицом к педагогу.Ручки – ручки, просыпайтесь- развести руки в стороны, потянуться.Здравствуйте!Ласковые ручки наши, - погладить ладошки,Здравствуй те!Пальчики сердитые - погрозить пальцами.Здравствуйте!И ладошки, наши крошки, -ритмично (на каждую долю) хлопать вЗдравствуйте! ладоши,Разбудите ножки. –пошлёпать по ногам.Ножки, здравствуйте! -наклониться к ногам.И притопы, и пружинки, -притопнуть,Здравствуйте! - слегка присесть.И притопы, и притопы, - на каждую долю топать ногами,Здравствуйте!И пружинки, и пружинки, - выполнять лёгкие приседания.Здравствуйте!Глазки, ушки, носик, ротик, - коснуться пальцами названногоЗдравствуйте!И улыбки, и улыбки, -улыбнуться окружающимЗдравствуйте!Все друг другу улыбнитесь - улыбнуться и кивнуть друг другу.Здравствуйте!И лукаво подмигните, - подмигнуть.Здравствуйте! – музыку выключитьВот мы с вами и познакомились, ребята!Сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенную страну- страну музыкальных инструментов. И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полетим в страну прекрасных звуков. Вы готовы к путешествию? (ответ детей)Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнения для рук, изображая птиц – номер 7Музыка выключается и дети «приземляются», садятся на коврикМ.Р.Давайте сейчас посидим в тишине,Так тихо, как будто бы это во сне.Услышим тогда, как звучит тишинаХоть кажется нам, что она не слышна.Прислушайтесь… (Дети слушают тишину) Что вы услышали?Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.Музыка всюду живет – только прислушаться надо.Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!Птицы встречают восход, ласточка солнышку радаЧуткая музыка всюду живет – только прислушаться надо.М.Р. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?Дети: (поочереди)Жизнь была бы скучной, беззвучной, грустной…….М.Р. Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характерыперсонажей. Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? Какая в ней музыка - зловещая, завораживающая, угрожающая... Очень похоже на сказочную Бабу Ягу?А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы! Например, звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды.(Звенит колокольчик) - Слышите, это волшебный колокольчик приглашает васпослушать произведение Антонио Вивальди «Весна» в исполнении оркестра.Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, чьи голоса вы услышите в этой музыке.(Слушание произведения, небольшая беседа) - номер 6Музыка затихаетМ.Р. В исполнении какого оркестра прозвучала «Весна» Вивальди?Симфонический оркестр самый большой из всех разновидностей оркестров.Подойдите ближе к экрану, посмотрите, как расположены музыканты в оркестре. (Дети встают с коврика и подходят к экрану)1.Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?(струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные)2.Почему ударные инструменты называют «ударными? Назовите, какие ударныеинструменты вы знаете.3.Почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите их.М.Р. молодцы, ребята. (Звенит колокольчик)Наш колокольчик вновь звенит и предлагает вам поиграть в музыкальную угадайку. Но прежде чем мы будем играть, мы с вами немножко разомнём наши ручки.Становитесь в кружок.Физминутка «Качели» (становятся в круг) – номер 8М.Р. Молодцы! Немного отдохнули и я приглашаю вас за столы по два человека. Перед вами, ребята, находятся карточки с изображением инструментов. Приготовьтесь слушать музыку внимательно. Голос какого инструмента прозвучит – карточку с изображением именно этого инструмента вы поднимете вверх.Игра «Угадай звук» (Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов).№2 – звук арфыПоднимают карточку№3 – звук скрипкиПоднимают карточку№4 – звук трубыПоднимают карточку№2 – звук арфыПоднимают карточку№5 – звук барабанаПоднимают карточку№4 – звук трубыПоднимают карточку№9 – звук фортепианоПоднимают карточку№14 – звук флейтыВам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей)Чтобы так играть на этих музыкальных инструментах, надо много лет учиться.Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах (достаю из музыкального сундучка инструменты.) Назовите эти инструменты. (Ответы детей) (раздаю инструменты)(Снова звенит колокольчик).- Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах.Дети исполняют р.н.п. «Барыня» - номер 10М.Р. Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.Не приучен он к порядку, или делает зарядку?С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами.Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «Дирижер и оркестр»Игра «Дирижер и оркестр»Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах.Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дирижер вместе с ними.С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – становится дирижером.Номер – 15 – дети играют в игру 2 раза (сначала дирижёр Е.А., потом кто-то из детей)По окончании игры под музыку «Баба Яга» П.Чайковского в зале появляется Баба Яга – номер 11Бабка Ежка: Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?Я - бабулечка лесная, ух, какая заводная!Что, на занятие собрались? Причесались, заплелись?М.Р.: Да, Баба-Яга, у нас тут музыкальное занятие. И мы как раз с ребятами собирались в игру интересную поиграть. Поиграешь с нами, Баба Яга?Баба – Яга: с удовольствием!Проводится подвижная речевая игра «Баба Яга» (2 раза) (подыгрываю я на фортепиано)Правила игры: дети идут по кругу, говорят тихо слова:Бабка – Ёжка, костяная ножка,Нос – крючком, - показывают рукой горбатый носГолова горшком. - показывают рукой большую головуС печки упала, - поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, одновременно приседаяНожку сломала. – прыгают на одной ноге, вторая вытянута вперёдКак гром загремит, - хлопают в ладошиБабка Ёжка полетит! – убегают, пойманные Бабой Ягой пляшут вместе с ней.Баба – Яга: Ну и что это вы, ножками затопали, ручками захлопали.Расшумелись, раззвенелись,Расплясались и распелись.(Грозно) Занятие проводить не дам!Я музыку не выношу! Колокольчик и все ваши инструменты отниму!(Забирает колокольчик, короб с инструментами и убегает)М.Р. Что же нам делать? Баба Яга унесла наши инструменты. На чем же мы будем играть?...Я кажется, придумала. Помните, в начале занятия я вам говорила, что можетзвучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересныезвуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты.Сейчас я вам расскажу об этом сказку.Сажаю детей на коврик или на стульяСказка называется: «Чей голос лучше».(На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д. Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало)Сказка «Чей голос лучше»- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.-И они зазвенели… (Звон бокалов)- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились. - Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.(Бренчание маленькой ложечки в стакане)- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла.(Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел. (Шуршание пакета)-Разве это музыка? – Закричали баночки из-под чипсов. Тебя же почти не слышно!Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели…. (Баночки с крупой)-А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!- И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса!Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попросим наших гостей сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрите, что получится.Отдаю по очереди детям кухонные принадлежности и они несут их взрослымКухонный оркестр (В исполнении воспитателей) – играю на фортепиано«Во саду ли, в огороде»Во время звучания оркестра сразу забегает Баба Яга и говорит:Что слышу я? Опять играют!И снова музыка звучит…Пляшет вместе с детьмиНу, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела.Колокольчиком владей скорей… (Отдает колокольчик музыкальному руков.)Пусть музыка придет скорей! (Звенит колокольчик)М.Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память о сегодняшнем путешествии. А ты, бабуленька, приходик нам чаще на музыкальные занятия и тоже научишься играть на музыкальных инструментах.Баба Яга уходитМ/р: Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мыснова превратимся в птиц и полетим домой.Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнения для рук, изображая птиц –номер 7Музыка выключаетсяМ.Р. Ну вот мы с вами и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие?Вы теперь немало знаете о симфоническом оркестре и инструментах. И я верю - вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. А на следующийгод, некоторые из вас пойдут в музыкальную школу, чтобы научиться играть уже на настоящих музыкальных инструментах. И я вам желаю больших успехов в этом.До свидания! До новых встреч!