"Управление социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Управление социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Автор: Горюнова Наталья Валериевна
Управление социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Теоретическое обоснование проблемыСистема современного российского дошкольного образования характеризуется большим количеством перемен. В первую очередь, это связано с осознанием значимости национальных и социальных ценностей в процессе воспитания и образования детей. Кроме того, поворот всей образовательной системы к человеку как ценности выявил необходимость рассмотрения процесса воспитания как содействия личностному духовному и ценностному обогащению. Все эти изменения определяют значимость индивидуального, личностного начала в системе образования детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) акцентирует «первостепенность решения задач воспитания в целостном образовательном процессе на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка» [42].Приоритетность гуманистической, личностно ориентированной парадигмы в образовании вызвана потребностью современного общества в развитии у детей субъектности, коммуникабельности, положительных нравственных качеств, социального поведения. Именно дошкольный возраст связан с интенсивным освоением социального пространства, в котором ребенок начинает осознавать себя социальным существом и учится сознательному управлению своим поведением. В итоге, ребенок начинает регулировать свои поступки на основе имеющихся у него знаний о нравственных нормах и правилах, умения подвергать анализу ситуации, имеющие моральный смысл, а также прогнозирует последствия собственных поступков для себя и окружающих людей [17].Сегодня уделяется особое внимание проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, являющейся одним из компонентов ФГОС ДО, в котором впервые вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Данная область наряду с познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием заявлена как одна из приоритетных задач развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах значимой деятельности. Прежде чем приступить к определению понятия «социально-коммуникативное развитие» следует рассмотреть понятие «развитие». Синтезируя наиболее устоявшиеся в психологии и педагогике определения, Подласый И.П. понимает под развитием «процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему» [33]. В условиях современного личностно-ориентированного образования под развитием личности ребенка понимает «развитие субъектности, вхождение ребенка в образ своего «Я», обретение индивидуальных, фундаментальных свойств личности» [10]. Данный подход рассматривает «детство как самоценность, а образовательный процесс - как деятельность взрослых направленная на сохранение, оберегание детства» [10].Социально-коммуникативное развитие тесно связано с процессом социализации личности, который осуществляется постепенно. А.В.Петровский считает, что «младенец до того момента, пока он не вступил в общение со взрослыми и, следовательно, не включен в социальные связи, еще не может считаться личностью, он только на пути к ее формированию» [31, с.52]. Формирование личности, по мнению А.В. Петровского «начинается очень рано и проходит ряд последовательных, качественно отличных друг от друга этапов» [31, с. 300]. Психологи, как правило, разграничивают процессы формирования и развития личности на дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском этапах, которые включает три основные фазы: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Каждый из этапов характеризуется определенной макрофазой: в детстве – адаптация, в подростковом возрасте – индивидуализация, в юности – интеграция. Адаптация предполагает освоение навыков, умений, норм и способов поведения; индивидуализация - стремление человека заявить о себе, утвердить свою индивидуальность; интеграция свойственна юношескому возрасту. Каждый вышеназванный этап развития личности подразумевает совершение человеком определенных действий и поступков, отражающих в определенной мере его нравственные качества и общую культуру. Только в процессе социализации человек приобретает те качества, ценности, убеждения, формы поведения, которые будут необходимы ему для последующей нормальной жизнедеятельности в обществе. ФГОС ДО предусматривает «развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых» [42].Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС состоят в следующем:- «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [42].Это подтверждает тот факт, что проблема приобщения дошкольника к социуму, формирования умения ориентироваться в нем, осознавать самоценность себя и других, выражать свои чувства и отношения к окружающему в соответствии с принятыми в обществе культурными традициями, сегодня является одной из ведущих.При анализе психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме мы столкнулись с тем, что исследований, посвященных социально-коммуникативному развитию (а именно определению данного понятия) не много. Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста находим в работах А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, М.С.Кагана, Д.Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура описаны в исследованиях Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др. Проблемой социально-коммуникативного развитии занимались такие ученые, как: Н.С.Александрова, Т.А. Антопольская, И.С. Артюхова, Р.А. Валеева, Т.В.Волосовец, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, З.И. Курцева, Ф.Л. Ратнер, И.В. Сушкова и др.Так, С.А. Козлова под социально-коммуникативным развитием понимает «процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности» [20].О.А. Вахрамеева рассматривает социально-коммуникативное развитие как «комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят» [12].Социально-коммуникативное развитие – «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» [29].Е.И. Попова под социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста понимает «интегративную характеристику личности, отражающую систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве, адекватного восприятия окружающей действительности, построения системы отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации, что обеспечивает успешность социализации ребенка» [35, с. 105].Исходя из вышеперечисленных определений мы можем заключить, что социально-коммуникативное развитие связано с усвоением принятых в обществе моральных и нравственных норм и ценностей; развитием характера общения и взаимодействия ребенка с другими людьми; развитием социального и эмоционального интеллекта ребенка, его эмоциональной отзывчивости; формированием уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формированием положительных установок к различным видам труда и творчества; формированием основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [7]. При этом, основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Во ФГОС ДО прописаны задачи социально-коммуникативного развития:«усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [42].Итак, рассмотрев понятия, в рамках данного исследовании берем за основу понятие Е.И. Поповой, которая под социально-коммуникативным развитием ребенка в период детства понимает «интегративную характеристику личности, отражающую систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве, адекватного восприятия окружающей действительности, построения системы отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации, что обеспечивает успешность социализации ребенка» [35, с. 105].Особенности и специфика социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возрастаСоциально-коммуникативное развитие тесно связано с формированием ценностей, ценностных отношений и ориентаций. Формирование ценностного аспекта личности представляет последовательность взаимосвязанных последовательных этапов, так называемых циклов в зависимости от того, как ребенок открывает для себя социальный мир. Социально-коммуникативное развитие связано с вхождением ребенка в мир принятых в обществе ценностей и норм, с его активной жизненной позицией, созданием специально организованной среды, направленной на формирование механизма поведения ребенка, который предстает в виде следующей цепочки: наблюдение - переживание - понимание - оценка - выбор установки и стратегии поведения.Стимулирование личностной активности ребенка как условия формирования социально-коммуникативных навыков предполагает применение системы специальных средств, которые ориентированы на достижение запланированного результата.Социально-коммуникативное развитие личности ребенка возможно в условиях специально организованной, педагогически целесообразной и адаптированной к современным детям среды, в которой возможно формирование упоминаемого нами выше механизма поведения ребенка дошкольного возраста: наблюдение - переживание - понимание - оценка - выбор установки и стратегии поведения.Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется совокупностью следующих принципов:«Принцип целенаправленности (работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определяются намеченной целью).Принцип комплексного воздействия (единство задач, средств и методов воспитания, связь воспитания и развития личности в ДОУ, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение).Принцип воспитания в деятельности (создание условий, направленных на развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность-игру).Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка (у каждого ребенка есть положительные черты, достоинства, которые педагогу необходимо разглядеть и дать им развиться в соответствующей деятельности, что впоследствии вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, способствуя проявлению его индивидуальности).Принцип воспитания детей в коллективе (только в коллективе ребенок учится совмещать свои интересы с интересами других детей, приобретая, таким образом, элементарные навыки коллективной жизни)» [42].Исходя из всего вышеперечисленного, возникает необходимость осуществления процесса управления социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста. Согласно Е.И. Поповой, управление социально-коммуникативным развитием ребенка дошкольного возраста представляет собой «совокупность субъектов и объектов, этапов и уровней, целей и задач, функций и управленческих действий» [35, с. 105]. Е.И. Попова указывает на то, что данная совокупность составляющих сущность управления социально-коммуникативным развитием дошкольника обеспечивает оптимальные условия для организации образовательного процесса (в рамках образовательной области социально-коммуникативное развитие) в соответствии с ФГОС ДО и предполагает следующие этапы:«- Адаптационно-установочный (выделение основных критериев и показателей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; выбор способа установления реального уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста);- Исходно-диагностический (отбор информации с помощью подобранных диагностических методик; количественная и качественная обработка полученных результатов; педагогический анализ понимания педагогами и родителями содержания исследуемой проблемы);- Планово-прогностический (прогнозирование дальнейших тенденций социально-коммуникативного развития детей; разработка программы, обеспечивающей процесс социально-коммуникативного развития детей);- Содержательно-технологический (реализация программы социально-коммуникативного развития детей; расширение знаний родителей и воспитателей по изучаемой проблеме);- Промежуточно-диагностический (анализ результатов педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста; установление причин отклонений (если имеются) на основе анализа; уточнение плана дальнейшей педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей);- Содержательно-деятельностный (устранение причин, тормозящих процесс социально-коммуникативного развития дошкольников; применение технологий (методик), позволяющих интенсифицировать социально-коммуникативное развитие детей);- Итогово-диагностический (сравнение полученных итоговых результатов с первоначальными; определение эффективности проведенной работы)» [35, с. 105].Таким образом, мы можем констатировать, что проблема приобщения ребенка дошкольного возраста к социальному миру, формирования умения ориентироваться в социальном окружении, осознавать самоценность себя и других людей, выражать в соответствии с принятыми в обществе культурными традициями свои чувства и отношения к окружающему миру является сегодня одной из ведущих [28, с. 799-803].К основным особенностям социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста можно отнести следующие: - социально-коммуникативное развитие предполагает открытие ребенком социального мира: ребенок - взрослый (родители, воспитатель, педагог); ребенок - ребенок (сверстник); ребенок - общественная норма, ценность;- социально-коммуникативное развитие связано с вхождением ребенка в мир принятых в обществе ценностей и норм, с его активной жизненной позицией, созданием специально организованной среды, направленной на формирование механизма поведения ребенка, который можно представить в виде следующей цепочки: наблюдение - переживание - понимание - оценка - выбор установки и стратегии поведения;- социально-коммуникативное развитие предполагает стимулирование личностной активности ребенка.Управление социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста предполагает этапы, выделенные и описанные Е.И. Поповой: «адаптационно-установочный, исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, содержательно-деятельностный и итогово-диагностический» [35, с. 105].Таким образом, мы можем констатировать, что проблема приобщения дошкольника к социуму, формирования умения ориентироваться в нем, осознавать самоценность себя и других людей, выражать в соответствии с принятыми в обществе культурными традициями свои чувства и отношения к окружающему миру является сегодня одной из ведущих [28, с. 799-803].Педагогические условия управления социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОЗначение понятия «условие» позволяет нам рассматривать его, c одной стороны, как обстоятельство, от которого может что-нибудь зависеть, и, с другой, как обстановку, в которой может что-то осуществляться [29]. С позиций философских учений понятие «условие» отражает отношение предмета (явления) к окружающим явлениям и процессам. Э.И. Шарапова пишет, что «сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются, которая может быть описана в терминах конкретной сферы жизнедеятельности и которую возможно целенаправленно конструировать» [43].Таким образом, педагогические условия качественно характеризуют основные факторы, процессы и явления образовательной среды, которая определяет основные требования к организации какой-либо деятельности [44], представляют собой систему объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, которые создаются и реализуются целенаправленно в образовательной среде, и обеспечивают решение поставленных педагогических задач, комплекс мер, которые способствуют повышению эффективности рассматриваемого процесса. Целью создания педагогических условий являются сущностные характеристики планируемого результата, и особенности той среды, в которой предполагается осуществлять процесс достижения цели, что, естественно, влияет на выбор адекватных психолого-педагогических условий.В образовательной практике реализация специфических условий тесно связана с психологическим и педагогическим аспектами. Первый связан с изучением внутренних характеристик изучаемого явления с целью дальнейшего воздействия на внутренние структуры личности. Второй, объединяя психологическое содержание с факторами и механизмами, влияющими на развитие процессов, явлений, свойств, предполагает выявление и создание определенных обстоятельств, которые направлены на обеспечение эффективности оказываемых воздействий.В образовании понятие «педагогические условия» связано с понятием «педагогический процесс», так как условия проявляются именно в педагогическом процессе и создаются для его совершенствования. Сам педагогический процесс - это «функциональная характеристика педагогической системы, ведущий фактор ее личностно-развивающего потенциала. Элементами педагогической системы являются: цели и задачи; субъект (педагог) и объект-субъект (воспитанник), их взаимодействие; условия и принципы построения работы; содержание и организационные формы; средства, способы и методы; контроль и коррекция; результаты и их оценка. Позитивное воздействие педагогического процесса определяется совокупностью влияния проводимых занятий, их содержания, методики, cтиля преподавания, личности педагогов» [33].Анализ исследований, посвященных выявлению психолого-педагогических (педагогических) условий, способствующих решению определенных образовательных задач, дает нам возможность констатировать то, что большинство ученых выделяют три основные группы условий: информационные условия, технологические условия и личностные условия. При этом, если условия, относящиеся к первой и второй группам, имеют отношение собственно к учебно-воспитательному процессу и представляют собой так называемую «дидактическую клетку», то условия третьей группы включают условия, направленные на эффективное функционирование этой самой «дидактической клетки». Эта группа включает условия, определяемые личностными качествами детей, особенностями их направленности; условия, определяемые личностными качествами педагога; условия, связанные с особенностями межличностного взаимодействия и общения участников образовательного процесса.В.И. Андреев считает, что педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а так же организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [4, c. 77].Н.А. Красноперова считает, что педагогические условия – это «обстоятельства, обеспечивающие развитие и становление личности; требования к организации воспитательного процесса; порядок действий; наличие правил и отношений, обеспечивающих реализацию цели педагогического воздействия» [25]. В рамках данного исследования возьмем определение Н.А. Красноперовой за основу.Управление социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:- социально-коммуникативное развитие возможно только в специально организованной, педагогически целесообразной и адаптированной к современным детям предметно-развивающей среде;- управление социально-коммуникативным развитием предполагает следующие этапы: исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-деятельностный, итогово-диагностический.Дадим подробную характеристику каждому условию. Реализация первого условия предполагает следующее. Организовывая такую среду в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь в виду, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного связано напрямую с содержанием образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях. Рассмотрим подробнее каждое из них.Развитие игровой деятельности детей должно ориентироваться на освоение в процессе игры различных социальных ролей. Игра по ФГОС ДО выступает как «форма социализации ребенка, это не просто развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности» [42]. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит именно через игру, которая выступает ведущим видом деятельность детей, являясь одновременно школой социальных отношений, моделирующих формы поведения ребенка. Так, в группах необходимо оборудовать уголки сюжетно-ролевых игр, в которых сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Следующим направлением выступает патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которое сегодня в условиях происходящих изменений в жизни общества является одним из центральных направлений работы с дошкольниками. Сегодня как никогда остро встает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Для этого в соответствии с возрастом детей необходимо оборудовать патриотические уголки (символика государства, литература по данной тематике, репродукции картин, карты, глобус, фотоальбомы с народными костюмами и другое, что позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам; чувство уважения к другим народам).Следующим направлением является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основной целью работы в данном направлении является расширение представлений детей о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил, от умения предвидеть и избегать возможные опасности. Для достижения цели в группе необходимо иметь: макет перекрёстка, набор дорожных знаков, атрибуты инспектора ДПС, дидактические игры по ПДД и пожарной и электробезопасности.И, наконец, последним направлением выступает трудовое воспитание, основной целью которого является формирование личности ребенка и правильного отношения к трудовой деятельности. Труд, развивая у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, также укрепляет его физические силы и здоровье. Для этого в группе следует организовать уголки дежурных, уголки природы и т.д.Второе условие предполагает наличие следующих этапов управления социально-коммуникативным развитием: исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-деятельностный, итогово-диагностический. Содержание этого условия подробно представлено на рисунке 1.Рис. 1. Этапы управления социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возрастаДанная совокупность этапов обеспечивает оптимальные условия для организации образовательного процесса (в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») в соответствии с ФГОС ДО.Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия управления социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста требуют реализации на практике, что будет являться продолжением настоящего исследования.Список литературыАвдулова, Т.П. Лонгитюдное исследование морального сознания младших школьников [Текст] / Т.П. Авдулова, Л.А. Мотылева, М.С.Харитонова // Психология обучения. – 2013. - № 1. – С. 40-51. Актуальные проблемы дошкольного образования [Текст] / под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2013. – 254 с. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Алямовская, С.Н.Петрова. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2011. – 367 с. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст / В.И.Андреев. – Казань, 1996. – 568 с.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2011 – 234 с. Андреева, Г.М. Современная социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: 2012. – 347 с.Андреева, И.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Андреева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. -2014. - № 4 (6). – С.8Бахтеева, Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – Режим доступа: (дата обращения 09.12.2016).Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью [Текст] / Е.В. Бондаревская. – М.; Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2006. – 504с. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью [Текст] / Е.В. Бондаревская. – М.; Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2006. – 504с.Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков [Текст] / Е.А. Быстрова // Воспитание в детском саду. - 2011. - № 3. - С. 5-10.Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 347 с. Галигузова, Л.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование. -2011. - № 2. С. 89-96.Дубинина, Л.В. Учим детей общаться. Мир общения [Текст] / Л.В.Дубинина. – М.: Радуга, 2012 – 347 с.Дьяченко, О.М. Ступени развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. – 2012. - С. 22-28. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2012. – 476 с.Запорожец, Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / Л.В. Запарожец // Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2013. – 347 с.Изотова, Е.И., Эмоциональное развитие детей и подростков: закономерности и инварианты [Текст] / Е.И. Изотова. - М.: МПГУ, 2014. – 346 c.Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка [Текст] / С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А.Козлова. – М., 2004.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова.– М.: Академия, 2012 – 416 с.Коломийченко, Л.В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Начальная школа: плюс-минус. - 2012. - № 1. - С. 75. Корепанова, М.В. Особенности становления образа «Я» ребенка [Текст] / М.В. Корепанова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика – Волгоград: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т.9 - №4. – С.74-79. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления [Текст]: дис. …к. пед. н.: 13.00.08 / Н.А. Красноперова. – Красноярск, 2004. – 196 с.Кузьмина В. П. Педагогические условия социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности [Текст] / В.П. Кузьмина, Е.В. Хмелькова, Т.Н. Матанцева, Н.Н. Шешукова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 940–944. – Режим доступа: (дата обращения 04.02.2017).Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 2013. – 354 с. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.Педагогический словарь [Текст]. – М., 1999. – 439 с.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. 3-е изд. стереотип. - М.: Просвещение, 2012. – 96 с.Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А. Петровский. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 512с. Петровская, Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ [Текст] / Л.А. Петровская. - М., 2010. - 97 с.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник для студентов вузов: в 2кн. Кн. 2 / И.П. Подласый. − М.: ВЛАДОС, 2001. − 265 с.Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в возрастных группах детсада [Текст] / М.Н. Полякова. - М.: Детство-Пресс, 2011 – 121 с.Попова, Е.И. Управление социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста в период внедрения ФГОС дошкольного образования [Текст] / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова / . – Ишим, 2015. – С. 104-107.Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 398 с.Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» [Текст] / Е.В. Пылеева. - М.: Алтей и К, . – 34 с.Силина, С.Г. Социально-коммуникативный компетентностный подход как составляющая воспитательного процесса в ДОУ [Текст] / С.Г. Силина. – М.: Национальный центр стандартов мониторинга образования, 2011. – 245 с.Смирнова, Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Мозаика Синтез, 2012. – 233 с. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы [Текст]: монография / Е.А. Смирнова. - Шуя: Весть, 2013. – 132 с.Социализация дошкольника через игру [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт.-сост. Т.В. Пятница. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 211 с.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Текст]- М.: Центр педагогического образования, 2014. – 23 с.Шарапова, Э.И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5-7 лет [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Э.И. Шарапова. -Волгоград, 2008 – 208с.Шумилова, Е.А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования [Текст] / Е.А. Шумилова // Вестник ЮУрГУ. – 2012. - № 16. – С. 150-154. Щеглова, С.Н. Социализация и дошкольники [Текст] / С.Н. Щеглова, Н. Витяева // Дошкольное воспитание. - 2008. - №12. – С. 9-23.