Консультация "Математика - это интересно"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация "Математика - это интересно"
Автор: Алтавова Фарида Абдурахмановна
Консультация «Математика — это интересно»«Математика – это интересно!»(Советы родителям по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста).Многие люди думают, что математика это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью. На самом деле математика это намного больше - это один из способов познания и описания окружающего мира. Умение считать это еще не все, ребенку необходимо правильно и понятно выражать свои мысли.К трем годам малыш обычно приобретает определенный математический опыт, ведь ему каждый день приходится сталкиваться с такими вопросами как "Что это за предмет?", «Какой он?», «Сколько их?", «Где они находятся?", "Какие они по размеру?" и т. д.Поэтому, мы взрослые, должны помочь маленькому ребенку познавать и понимать окружающий мир, научить его логически мыслить и ясно выражать свои впечатления об окружающем.Что должен уметь ребенок в возрасте от 3 до 4 лет?1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. ;3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.6. Уметь сравнивать количество предметов;7. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.К 4 годам мы должны помочь ребенку научиться:• складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;• находить и объяснять несоответствия на рисунках;• находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор;• находить сходства и различия между предметами;• запоминать 2-3 картинки;• запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;• запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;• запоминать какую-либо деталь или признак предмета;• не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;• находить парные предметы;• уметь из группы предметов выбирать нужный;• обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.Помогая ребенку младшего дошкольного возраста познавать окружающий мир необходимо помнить, что до пяти лет все основные психологические процессы ребенка - внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию. Он не может сосредоточиться или запомнить что-то по указке взрослого - он обращает внимание на то, что ему показалось ярким, интересным, что само привлекло его внимание. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте становится ситуативно – деловым, взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Поэтому процесс обучения ребенка надо сделать для него интересным.Работу с малышами по формированию элементарных математических представлений следует начинать как можно раньше. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит его дальнейшее математическое развитие.Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы формировать интерес к самому процессу познания, интерес к математике.Формировать математические представления у детей можно не только на занятиях по математике в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за предметами и явлениями окружающего мира. И в этом ему должны помочь мы взрослые - педагоги и родители.Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра - дело добровольное! По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, играя, знакомьте ребёнка с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите ребенка, чего больше яблок или бананов? Как это можно узнать? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём по парного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).Играйте с ребёнком всегда и везде. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет (какой формы зеркало, экран телевизора, окно и др.). Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше. Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже.По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше). Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших малышей (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий и т. д.).Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол кустика тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Эти понятия так же можно формировать в повседневной жизни. Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева или справа от него, впереди – сзади, вверху, внизу. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Как вариант игры, можно направлять ребенка на поиски: игрушка сзади шкафа, под стулом и т. д.Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра, что делал утром, днем и т. д.). Называйте детям, а потом спрашивайте их, какое сейчас время года, месяц, день недели.Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике.Желаем Вам успехов в этом интересном и познавательном деле.Литература :• А. В. Белошистова «Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики» М., Владос, 2003.• «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб., Детство-Пресс, 2006.• Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей до 3 лет» М., ТЦ Сфера, 2003.