"Осень золотая"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Осень золотая"
Автор: Алхасова Патимат Магомедхабибовна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осень золотая»Программное содержание:1.Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей об сени;2.Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года,используя средства художественной выразительности (стихи, песни, пословицы, загадки).3.Развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.4.Закрепление умений выполнять коллективную аппликациюПредварительная работа:1.Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание).2.Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, народных примет.Оборудование: нарисованные деревья (имитирующие лес), листья с разных деревьев (кленовые, дубовые, берёзовые), овощи и фрукты , листы бумаги, восковые мелки, нарисованная корзина, шкатулочка (в форме овоща или фрукта), мяч.Ход занятияУстановка на доброжелательное отношение друг к другу.Воспитатель:«Ну-ка, дети, встаньте в круг!Ты мой друг и я твой друг!Дружно за руки возьмемсяИ друг друга улыбнёмся!»Вы любите отгадывать загадки? (ответы).Тогда послушайте загадку:«Снега нет, но холодает,Лист деревья покидает.Скрылась в тучах неба просинь,Это время года... (Осень)».Воспитатель: Правильно. Вы, наверное, уже догадались, что сегодняшнее занятие посвящено осени. Давайте отправимся на лесную осеннюю поляну (перемещаемся на другую сторону группы)Скажите, как можно узнать, что наступила осенняя пора?Дети: листья на деревьях пожелтели, листья опадают с деревьев, стало холодноВоспитатель: Какие вы умные ребята. Я хочу с вами сыграть в одну очень интересную игру.У меня в руках разноцветный мяч: Мяч осенний и волшебный,Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.Воспитатель: Какая бывает погода осенью?Когда идет дождь – дождливая.Когда дует ветер – ветреная.Когда холодно – холодная.Когда хмуро – хмурая.Когда ясно – ясная.Когда пасмурно – пасмурная.Когда светит солнце – солнечная.Когда холодно – холодная.Воспитатель: Замечательно. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение «Золотая осень»?Дети: ДаВоспитатель: А как вы думаете, почему её так называют?Дети: потому – что, листья желтеют, потому – что осенью поспевает урожай.Воспитатель: Совершенно верно. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холоднымиветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью.Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи.Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает стихотворение про осень?Дети: Да(2 детей рассказывают стихотворение)ОсеньОсень. Обсыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтелые по ветру летят;Лишь в дали красуется, там, на дне долин,Кисти ярко - красные вянущих рябин...»(А. Толстой)Осень в тайгеОсень. По утрам морозыЛистья словно листопадЛистья около берёзы золотым ковром лежатВ лужах лед прозрачно синийНа листочках белый иней.Воспитатель: Молодцы. Ребята  посмотрите, какой сказочный букет из листьев приготовила нам Осень. Вот сейчас мы с ними и поиграем. ( Встаём на ковёр, бросаем листья на пол, становимся в круг)Игра «Осенние листочки»Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют движения:Осень в гости к нам пришла,Дождь и ветер принесла( берутся за руки и идут по кругу.)Ветер дует, задувает,С веточек листы сдувает.( поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону).Листья по ветру кружатсяИ под ноги нам ложатся.( разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают).Ну а мы гулять пойдемИ листочки соберем (ребята поднимают с пола листья)Воспитатель: Осенние листочки, летите ко мне в кузовок (обращение к детям)Ребята посмотрите, какие красивые листочки, знаете ли вы, с каких деревьев упали они?Дети: Да. Этот с клёна, лист-кленовый; Этот с дубы-дубовый лист и т. д.Воспитатель: Молодцы! Но осень славиться не только своими красками, но и богатым урожаем. В народе говорят «Красна весна цветами, а осень плодами».Ребята, а что вы понимаете под словом – урожай?Дети: Фрукты и овощи, которые люди вырастили на огороде.Воспитатель: Какие вы знаете овощи? А фрукты?Игра «Чудесный мешочек»А чем они полезны?Дети: в них много витаминов, если их есть, то никогда болеть не будешь и т. д.Воспитатель: Совершенно верно. Ой, ребята посмотрите, какое большое, красивое яблоко, необычное и в нем что-то есть. (Смотрит).А там задание – загадки.Наверное, это нам осень прислала. Вы любите отгадывать загадки?Воспитатель читает загадки, отгадки лежат в корзине (овощи и фрукты).Загадки:1. Сто одежек и все без застежек. (Капуста).2. Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец).3. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.  (Лук).4. Красная девица, сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).5. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор).6. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).7. Над землей трава, под землей алая голова. (Свекла).8. Круглый бок, желтый бок, растет на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что это? (Репка).9. Сочный, желтый, очень кислый. (Лимон).10. Сочный, круглый, вкусный на вкус сладкий. (Апельсин).Дети отгадывают, находят фрукты или овощи.Молодцы ребята, а вы любите рисовать?Дети: Да.Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать те фрукты и овощи, которые вам нравятся, ведь осень это время сбора урожая. Давайте наполним нашу корзину овощами фруктами.Дети наклеиваю свои фрукты и овощи на нарисованную корзину.После этого воспитатель предлагает отдохнуть и провестиФизкультминутка “Урожай”.В огород пойдем, урожай соберем (маршируют)Мы морковки натаскаем (“Таскают”) И картошки накопаем. (“Копают”)Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-3раза.)Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)И вернёмся по дорожке (маршируют)Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы, сколько всего про осень знаем. Вам понравилось наше занятие? А что нового вы сегодня узнали? Молодцы.