САМОСТОЯТЕЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: САМОСТОЯТЕЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Акчурина Наталья Николаевна
САМОСТОЯТЕЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНа современном этапе развития общества одной из главных проблем в сфере образования является проблема организации самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время современная начальная школа нуждается именно в таких детях, которые хотят быть самостоятельными, много знающими, нестандартно мыслящими. Младшие школьники достаточно хорошо оперируют теоретическими знаниями, но совершенно не способны применять полученные знания на практике, не умеют самостоятельно рассуждать и высказывать свои мысли в практической деятельности. Поэтому перед педагогами стоит цель – учить школьников самостоятельно работать и принимать решения. Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [1].Планирование и организация самостоятельной работы – тяжелая, серьезная и ответственная работа для учителя. Активность педагога должна быть достаточно высокой в организации самостоятельной работы, учитель должен поставить определенную цель перед собой и учащимися, тщательно продумать процесс самостоятельной работы, средства, методы и приемы, при этом учесть возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика. Самостоятельная работа является средством развития и формирования у младших школьников самостоятельности, активности, логического мышления, средством «борьбы» за обширные и прочные знания учеников, развития интеллектуальной и творческой деятельности. Необходимо понимать, что самостоятельная работа является важным элементом в процессе учебно-воспитательной деятельности.Придя в школу, ребенок не может заниматься самостоятельно, планировать свою работу, ставить перед собой цели и задачи и в процессе учебной деятельности преодолевать их. Только в процессе продуктивной и эффективной работы с учителем и всем классом, дети смогут достичь определенного необходимого уровня самостоятельности, научатся справляться с разными видами заданий и приобретать знания в процессе решения задач, поставленных на уроке.Конечно же, без системной организации самостоятельных работ учеников невозможно достичь успехов, глубокого усвоения изучаемого материала, а также нельзя воспитать стремление и желание узнать для себя что-то новое, интересное для совершенствования знаний и умений.Основой самостоятельности является познавательная самостоятельность. Познавательная самостоятельность – стремление младшего школьника к саморазвитию, самосовершенствованию; процесс и результат учебно-воспитательной работы на уроках. Она проявляется в готовности ребенка к поисковой работе какой-либо информации или путей решения определенных задач, на основе имеющихся уже знаний и опыта.Существует огромное количество видов самостоятельных работ школьников, все они играют важную роль в процессе обучения. Например, на уроках литературного чтения и русского языка существуют такие работы: написание сочинений, изложений, рассказов, сказок, стихотворений и т.д. Такие виды работ требуют больше усилий, активности, работоспособности и проявления творчества. Дети читают, пишут, рассуждают, делают выводу, при этом важно, что младшие школьники действуют и работают самостоятельно.Организуя самостоятельную работу на уроке, учитель должен знать ее признаки:1. Комплекс заданий для учащихся.2. Необходимое время для выполнения задания.3. Творческое применение знаний и умение их добывать и применять на практике.4. Создание проблемной ситуации и умственного напряжения.5.Озвучивание результатов работ в какой-либо форме (устной или письменной).Чтобы правильно провести самостоятельную работу учителю необходимо пользоваться рекомендациями: 1. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной, однако следует понимать, что объем и содержание работы, которую учитель предлагает детям, должны соответствовать уровню должного знания у учащихся, а ученики обязаны подготовиться к самостоятельной работе как теоретически, так и практически. 2. Для начала необходимо формировать лишь простые умения и навыки самостоятельной работы (решение простых задач, вычислительных действий, построение чертежей, схем), при этом самостоятельна работа младших школьников, должна сопровождаться записями учителя на доске, с четким объяснением всех действий. 3. Учитель должен предлагать школьникам такие задания для выполнения, которые не будут готовым шаблоном, а будут требовать теоретические и практические знания в конкретной ситуации. Только при таком раскладе будет исходить от детей инициатива и желание познавать что – то новое. 4. При организации самостоятельной работы учитель должен учитывать, что каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Чтобы овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, для каждого ребенка требуется разное время. Некоторым ученикам требуется минимум заданий, а другим необходимо большое количество упражнений, чтобы они усвоили изучаемый материал и могли самостоятельно его выполнять. 5. Следует знать, что выполнение самостоятельной работы может замедлить процесс и темп усвоения нового материала на уроке, что крайне нельзя допускать. Современное общество нашей страны требует развитую, образованную и творческую личность. Таким образом, начальная школа должна готовить таких детей, которые бы стремились развивать свои способности, таланты, самостоятельно получали новые знания, учились добывать, анализировать и обрабатывать новую для них информацию, а также совершенствовали свои навыки в практической деятельности. Список литературы:1. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико - эксперементальное исследование / П.И. Пидкасистый . – М.: Просвещение, 1980.- 240 с.