Методика обучения детей измерению объемов (вместимости сосудов, жидких и сыпучих веществ) условными мерами.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика обучения детей измерению объемов (вместимости сосудов, жидких и сыпучих веществ) условными мерами.
Автор: Ивина Людмила Николаевна

Методика обучения детей измерению объемов (вместимости сосудов, жидких и сыпучих веществ) условными мерами.Условной мерой детей основательно знакомят в старшей группе, а в подготовительной к школе группе условной мерой учат измерять объем жидких и сыпучих веществ. Последовательность обучения измерению объема сосудов и веществ.Первая ООД.Демонстрационный материал: Две банки одного объема, банки отличаются высотой и толщиной, крупа рисовая и пшенная, стаканы.Раздаточный материал: числовая карточка, геометрические фигуры, столовая ложка, тарелка суповая, бокал.Столы расставлены П-образно.Ход ООД:-Дети, мы не раз измеряли длину, ширину, высоту предметов, используя разные предметы. Давайте вспомним, чем мы измеряли длину дорожки? (длину дорожки - шагами, полоской бумаги - квадрат, лентой - длину, ширину, высоту стола и т.д.).-Скажите, предмет, используемый в качестве средства измерения, как называется? (условная мера) -Правильно, условная мера - это предмет, которым мы условились измерять объём.-Сегодня мы, используя условную меру, будем учиться измерять объём сосуда и сыпучих веществ – крупы.-Что такое объем?-Объем - это вместимость банки, стакана, ведра, т. е. сосуда. - Посмотрите, на столе две банки-сосуды? -Чем они отличаются? (одна банка с узким горлышком, другая - с широким горлышком).-Банки отличаются высотой, толщиной (показываю).-Что в банках? (крупа рисовая и пшенная).-Какой крупы больше, пшенной или рисовой?- Только измеряя объем - вместимость сыпучих веществ, мы выясним, в какой банке крупы больше, а в какой меньше.-Как вы думаете, чем можно измерить объём - вместимость круп? Подумайте! (ответы детей)- Можно ли его измерить лентой? Почему нельзя? (Лентой мы можем измерить высоту банок, уровень воды, но не их объём - вместимость).- Правильно, объем крупы можно измерить стаканом, ложкой. А чем удобнее измерять крупу, стаканом или ложкой.-Стаканом, ложкой пришлось бы измерять долго.-Стакан это что? (стакан – условная мера) - Повтори, Венера, что это? -Объём сыпучих веществ, т. е вместимость крупы в банке измеряется емкостью: банкой, стаканом, чашкой, ложкой.-Дети, в измерении объема веществ необходимо соблюдать правила. Правила измерения:1.Прежде чем приступить к измерению, мы должны выяснить, чем мы будем измерять, т.е. выбрать условную меру.2.Стакан должен быть полным, но не насыпаться с верхом.3.Измерение продолжаем до тех пор, пока не будет измерена вся крупа. -Как вы думаете, одинаковый ли объем крупы в двух банках?-Почему мнения разные? (Потому что банки разные, одна банка повыше и уже – крупы кажется больше, другая пониже и шире – крупы кажется меньше). -Только измерив содержание банки, т.е. крупу, мы получим правильный ответ, где крупы больше, где меньше.-Сначала мы с вами стаканом измерим рис. Для того, чтобы не забыть результат измерения мы будем откладывать на наборном полотне по одному кругу. -Рената, выйди к доске.-Посмотрите, как надо наполнять мерку, чтобы измерение было правильным. -Я отмерила один стакан. Рената, сколько ты кругов отложишь?- Я еще отмерила один стакан, что должна сделать Рената? (Ей нужно отложить еще один круг на наборном полотне). -Дети, я измерила весь рис? (нет, только часть риса).-Дети, до каких пор надо продолжать измерение риса? (пока не будет измерен весь рис). Правильно, пока мы не измерим весь рис. -Сколько кругов Рената отложила на верхнем ряду наборного полотна? (4 круга). А почему четыре? (ответы детей).Итог. Рената отложила на верхнем ряду четыре круга, т.к. в банке было четыре стакана риса.-А сейчас Артур измерит пшено, Даниил будет откладывать квадраты на втором ряду наборного полотна.-Алан, напомни правило, как надо наполнять стакан? (стакан должен быть полным, но не насыпаться с верхом). - Артур, измеряй, Даниил будь внимательным.-Сколько кругов Даниил отложил на нижнем ряду наборного полотна и почему? (4 квадрата). -Что они обозначают? (Сколько стаканов пшена в банке).-Сколько стаканов пшена? (4 стакана).-А сколько риса (4 стакана).-По сколько стаканов крупы в банках? (По четыре, их поровну).Итог. Несмотря на то, что банки разные по высоте, по толщине – количество круп в них одинаково, банки имеют одинаковую вместимость, т.е. одинаковый объем.Работа с раздаточным материалом.-Дети сейчас вы самостоятельно измерите, сколько столовых ложек крупы в салатнице?-Чем нам будет служить столовая ложка? (условной мерой).-Давайте вспомним правило измерения. Прежде чем приступить к измерению, мы должны выяснить, чем мы будем измерять, т.е. выбрать условную меру. Мы выбрали условной мерой ложку. Ложка должна быть полной, но не насыпаться с верхом. Измерение продолжаем до тех пор, пока не будет измерена вся крупа. -Приступаем к измерению. Чтобы не забыть результат измерения откладывайте круги на верхнем ряду числовой карточки.-Рамила, ты измерила всю крупу? (нет только часть).-Зарина, сколько кругов ты отложила на верхнем ряду числовой карточки? (четыре).-Что они обозначают? (что в салатнице было четыре столовые ложки крупы).-Артем, у тебя, сколько кругов на верхнем ряду числовой карточки?(7).Почему?-Эвелина, у тебя?(5).Почему?-Дети, правильно они измерили?(нет) -Почему? (в салатнице четыре столовые ложки крупы, а у них получилось больше). Не соблюдали правило измерения (напоминаю правило измерения еще раз).-А в стакане, сколько ложек крупы?(4)Почему? -В салатнице было четыре.Итог. Сегодня мы измеряли объем сыпучих веществ условной мерой. Мерой были: стакан, ложка. Узнали, что объем не зависит от высоты и толщины банки, а зависит от того, чем мы измеряем. При измерении необходимо соблюдать правила измерения. Вторая ООД посвящается полностью измерению жидких веществ.Демонстрационный материал: графин с водой, кувшин с водой, 8 одинаковых стаканов, литровая банка с молоком.Раздаточный материал: Полоски, квадраты, круги.Ход ООД: -В прошлой ООД мы с вами измеряли объем сыпучих веществ: крупы. Узнали, что объем крупы не зависит от высоты и толщины банки, а зависит от того, чем мы измеряли, т.е. от условной меры.-Чем мы измеряли объем крупы? (стаканом, ложкой). -Правильно, объём жидких веществ, как и сыпучих, измеряется емкостью: банкой, стаканом, чашкой, ложкой.-Перед вами на столе графин (3 стакана воды) и кувшин (4стакана воды) и стаканы.-Как вы думаете, где больше воды, в графине или в кувшине?- Почему ты так думаешь? -Как думает Булат? и т. д.- Дети, вы думаете по - разному. Булат думает, что в кувшине воды больше, Даниил – наоборот, а Артур думает, что – одинаково, поровну.-На глаз кажется воды больше в графине, чем в кувшине.-А как можно выяснить, где воды больше, где меньше, или одинаково в графине или кувшине? (измерить). -Правильно, нужно измерить объем воды и результат измерения сравнить.-Чем же мы измерим объём воды? (банкой). А еще чем?-Я предлагаю измерить объем воды в кувшине и графине стаканом. Чем нам будет служить стакан? (мерой).-Правильно. Стакан - условная мера. Меры должны быть одинаково равны, мы измерим объем воды в графине и кувшине одинаковыми стаканами. ( Показываю, приставляя стаканы, друг к другу).-Сначала мы с вами узнаем, сколько стаканов воды в графине.-Дети, посмотрите, я наливаю стакан не до самого края, а до определенного уровня, иначе воду можно расплескать. Все стаканы я наполняю одинаково, вот до этой полоски. (Расставляю их на столе слева). -Сколько стаканов воды в графине? Сосчитай, Артем. (3стакана). -Теперь надо узнать, сколько стаканов воды в кувшине. Венера, подойди, измерь и расставь их на столе справа.-Как нужно наполнять стаканы? (наливаю стакан до полоски, все стаканы наполняю одинаково). -Сколько стаканов воды в кувшине? Сосчитай, Азалия. (4 стакана). - Где воды больше, в графине или в кувшине? (в кувшине). -Почему? ( В кувшине воды - 4 стакана, а в графине – 3).-Какое число больше и на сколько? (Число 4 больше числа 3 на один).- В кувшине воды было больше, чем в графине на сколько стаканов? (На один).-В графине воды было меньше, чем в кувшине на сколько стаканов? (На один).-Почему же некоторым детям вначале показалось, что воды было в кувшине и графине поровну? (потому что кувшин и графин одинаковой высоты и на одном уровне вода, что в графине, что в кувшине).-Не измеряя, можно ли сказать, где больше воды, а где меньше? (Нет).Итог: Уровень воды в кувшине и графине на глаз кажется одинаковым, а на самом деле кувшин и графин разного объёма, кувшин толще, чем графин, поэтому в кувшине воды больше, чем в графине, в кувшине - 4 стакана, а в графине - 3 стакана. Число 4 больше 3 на 1, а число 3 меньше 4 на 1.-На столе литровая банка молока, как узнать, сколько молока в этой банке? (указываю на литровую банку)- Как вы думаете, сколько стаканов молока в этой банке? (ответы детей).-Радмилла, выйди, измерь!-Радмилла будет измерять молоко одним стаканом, сливать в пустую банку, а вы, чтобы не забыть результат измерения откладывайте квадраты на верхней полоске числовой карточки.-Сколько квадратов вы отложили на верхней полоске? (4) -Почему? (потому что в банке было 4 стакана молока).-Дети, это что? (банка)-Чем отличаются банки? (размером)-Это банка пол - литровая, т.е половина литровой банки. -Если вместо стакана нам будет служить мерой вот эта пол-литровая банка, то число мерок получится больше или меньше? Как вы думаете?- Давайте проверим. -Эмиль будет измерять объем молока пол-литровой банкой, а вы, чтобы не забыть результат измерения откладывайте круги на нижней полоске числовой карточки.-Сколько кругов вы отложили? (2)-Что они обозначают? (что в литровой банке было 2 пол-литровые банки молока).-На какой полоске оказалось больше геометрически фигур? (На верхней полоске 4, а на нижней-2, на верхней полоске больше, а на нижней меньше). - Почему? (пол- литровая банка больше, чем стакан, а стакан меньше, чем пол- литровая банка)- Правильно, в литровую банку помещается 4 стакана молока, стакан меньше, чем пол-литровая банка, и две пол-литровые банки молока, потому что пол- литровая банка больше, чем стакан в два раза. -Дети, не хотите ли узнать, сколько стаканов молока в пол- литровой банке?- Амалия, выйди, измерь, сколько стаканов молока в пол - литровой банке? (Два стакана)-Чем можно измерять объем воды и молока? (банкой, стаканом, чашкой, ложкой). Итог: Объём жидких веществ, их вместимость, измеряется емкостью: банкой, стаканом, чашкой, ложкой, но не лентой. Результат измерения зависит от размера условной меры. В литровой банке четыре стакана молока или две пол-литровые банки, в пол-литровой банке - два стакана молока т.к пол- литровая банка в 2 раза больше чем стакан. Третья ООД (часть ООД) Работа с раздаточным материалом.Раздаточный материал: Ложка столовая, ложка чайная, бокал, суповая тарелка, геометрические фигуры, числовая карточка. -Дети, я предлагаю вам самостоятельно измерить объем крупы столовой ложкой. В суповой тарелке стоит бокал с крупой.-Ложка будет служить, чем? (Условной мерой).-Напомните правило: как надо наполнить меру, чтобы измерение было правильным? (ложка должна быть полной, но не с верхом).-Измеряя крупу столовой ложкой, откладывайте квадраты на верхней полоске карточки.- До каких пор нужно измерять крупу? (пока не будет измерена вся крупа). Измерили.-Сколько квадратов вы отложили на верхней полоске карточки? Почему?(4)-Что они обозначают? (Сколько раз мы измерили крупу?).-Сколько у нас крупы (4ложки).Итог. В бокале было 4 столовые ложки крупы.-Сегодня мы измеряли объем сыпучих веществ условной мерой. Мерой были: стакан, ложка. Узнали, что объем не зависит от высоты и толщины банки, а зависит от того, чем мы измеряли. -Дети мы с вами измеряли крупу столовой ложкой.-Сейчас мы будем измерять крупу чайной ложкой.- Измеряя крупу чайной ложкой, откладывайте круги на нижней полоске карточки.-Сколько кругов вы отложили на нижней полоске карточки? Почему?(8)-Что они обозначают? (Сколько раз мы измерили крупу).- Сколько у нас крупы? (8 чайных ложек).-Когда мы получили большее число, измеряя столовой ложкой или чайной?-Когда мы получили меньшее число, измеряя чайной ложкой или столовой ложкой?-Столовой ложкой мы получили меньшее число, чайной ложкой большее число. Почему? (Потому что столовая ложка больше, чем чайная ложка в два раза).-Как вы думаете, сколько чайных ложек крупы помещается в столовую ложку? (Две чайные ложки).-Столовая ложка в два раза больше, чем чайная ложка, поэтому крупы в бокале 4 столовые ложки и 8 чайных ложек.Итог. Количество измерений зависит от размера условной меры, чем меньше мера, тем больше количество измерений.