"Солнечные лучики"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Солнечные лучики"
Автор: Бунькова Наталья Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Катандинская Средняя общеобразовательная школа»имени Героя Советского Союза П.Н.Наговицина РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на совещании при директоре Приказ № 25 от «06 » марта 2018 г. Протокол № 2 от «05» марта 2018 г. Директор школы: ___________/Афанасьева Л.А./Программа «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»лагеря с дневным пребыванием детейнаправление: спортивно - оздоровительное возраст: 7-11 лет Составитель: Бунькова Н.И. учитель начальных классов, I к.к.с.Катанда2018 г.СОДЕРЖАНИЕИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Где нет простора для проявления способностей, там нет способностей. Людвиг Фейербах. Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень. Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. Летний пришкольный лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ «Катандинская СОШ» имени Героя Советского Союза П.Н.Наговицина Актуальность программы Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7–11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Участниками лагерной смены являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья. Именно для этого разработана программа «Солнечные лучики» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха. Данная программа по своей направленности является спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены (21 день) в период летних каникул в июне.Общее число участников за смену – 20 человек.Цель: реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. Воспитание сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.Задачи:- укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения;- организовать систему оздоровительных мероприятий;- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;- раскрыть творческий потенциал детей;- развить различные формы общения в группах;- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;- организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.- формирование у ребят навыков общения и толерантности;- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;- воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе;- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации проекта - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.Сюжетно-ролевая игра «Солнечные лучики» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.Все дни смены объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Каждый день – это лучик солнца над лагерем. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.Формы работы:1.Спортивные игры2.Соревнования3.Конкурсно-познавательные программы4.Праздники, утренники5.Народные подвижные игры6. Экскурсии, встречи7. Практикумы по оказанию ПМП8. КТД9. Психологические тренинги10. Игровые тестирования, опросы, анкетирование; 11. Беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов12. Занятия на природе13. Концерты, фестивали, акции. Во время смены ребята приобретут трудовые навыки. Поочередное дежурство отрядов даст возможность поучаствовать лично в работе лагеря. Человек не умеет отдыхать, когда он отчужден от культуры. Культура поведения ребёнка зависит от уровня его развития. Именно поэтому в сфере досуга и отдыха также предусмотрены экскурсии:Посещение библиотекиВстречи с интересными людьмиПосещение Дома культурыФормы занятий для ребят летнего тренировочного лагеря очень привлекательны, так как здесь более свободное общение. Занятия не всегда регламентированы, нет строгой тематики. Ребятам приходится иногда самим себя организовывать для выполнения какого-либо задания. На это идут сознательно.Ребята видят, что для достаточного результата необходимо вложить намного больше, чем сделали, тем самым анализируют свою деятельность в целом. Необходимо, чтобы сложилось понимание качественного уровня игры, своих действий и действий других ребят, как своей команды, так и соперника. И тогда для ребят не составит труда похвалить хорошего игрока из другой команды и даже руководителя.3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности. Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей. Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:1) физическое оздоровление детей;2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников.4. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫПринцип совместной деятельности педагогов и школьников: воспитание школьников должно осуществляться только в процессесовместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, художественного творчества и т.п. – при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребёнка в субъекта этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. Только здесь у педагога появляется шанс стать для ребёнка значимым взрослым. Только в совместной деятельности с ребёнком педагог может создавать благоприятные условия для приобретения детьми социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накоплении ими опыта социально значимых действий.Принцип гуманистических отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: организуемое в период летних каникул воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и другим индивидуальным особенностям ребёнка.Принцип системной организации воспитания: принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания в их взаимосвязи: чёткой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитательных дел в другие.Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:− принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;− принцип коллективной деятельности;− принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.− принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.− принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.− принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.− принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей).− принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);- принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»)..− принцип безопасности.5. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯМодель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:- Временный характер детского объединения.- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.- Здоровьесберегающие технологии, закаливание, обеспечивается двухразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 21 дня.Здесь создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность.6. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПодготовительный этап: Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:-проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;-издание приказа по школе о проведении летней кампании;-разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы;-подготовка методического материала для работников лагеря;-подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;разработка необходимой документации для деятельности лагеря Организационный этап смены: Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:-встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;-запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;-формирование органов самоуправления;-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;-проведение инструктажей.Основной этап смены: Основной деятельностью третьего этапа является:-реализация основной идеи смены;-вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.Заключительный этап смены: Основной идеей четвертого этапа является:-подведение итогов смены;-анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;-выработка перспектив деятельности на следующий год. Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.Образовательная деятельность в рамках работы лагеря предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).7. СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯВ лагере 2 отряда (дети от 7 до 11 лет). Основное содержание деятельности осуществляется на четырех уровнях: лагерь, образовательное пространство, социум, отряд. Участники смены входят в отряды по возрастам. Каждый отряд имеет свое название, девиз, эмблемуКаждый отряд выбирает командира и заместителя, которые руководят отрядом, а также назначают ответственных за спорт, гигиену, творчество и т.д. В лагере работают выбранные комитеты:Комитет культурыЦель: самореализация творческого потенциала каждой личности.Основные направления работы: нравственно-эстетическое и гражданско-патриатическое.Задачи:Обеспечивать создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД.Стимулировать воспитанников к социальной активности и творчеству.Расширять формы досуга и кругозора детей.Способствовать формированию умений вести себя в коллективе, обращая внимание на такие качества, как терпимость, коммуникативность, готовность к открытому общению, повышение культуры общения.Способствовать воспитанию гражданина, патриота своей Родины.Функции и дела:— руководит организацией и проведением коллективных творческих дел;— организует и проводит общелагерные праздники, мероприятия и вечера;— распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий;— проводит тематические акции;— ведёт рубрику «Досуг» в газете.Комитет по делам спорта и туризмаЦель: физическое развитие и самосовершенствование воспитанников лагеря.Основные направления работы: туристско-краеведческое, физкультурно-оздоровительное.Задачи:Знакомит со способами использования свободного времени для поддержания жизненного потенциала, улучшения физического состояния организма.Вовлекает детей во все спортивные мероприятия.Функции и дела:— организует и проводит общелагерные соревнования, спортивные праздники, мероприятия, походы и экскурсии;— распределяет между воспитанниками поручения по подготовке мероприятий;— ведёт рубрику «Наши победы» в газете.Комитет здравоохраненияЦель: охрана здоровья воспитанников лагеря.Основные направления работы: развитие стремления детей к здоровому образу жизни, как одной из главных жизненных ценностей.Задачи:Формировать готовность сохранить собственное здоровье.Знакомить с условиями, обеспечивающими здоровый образ жизни.Формировать умения, позволяющие в общении с людьми, с самим собой, стимулировать жизнетворчество и культуру, обеспечивающие разумную самоорганизацию человеческой жизни.Обеспечивать соблюдение и выполнение воспитанника лагеря правил внутреннего распорядка.Функции и дела:— распределяет «зоны заботы» по отрядам и осуществляет постоянный контроль над чистотой в этих зонах;— организует дежурство;— проводит лекции, семинары, творческие выступления по профилактике негативного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам);— организует и проводит общелагерную акцию «Мы за здоровый образ жизни!»;— проводит «День здоровья»;— ведёт рубрику «Здоровье» в газете.Комитет по делам труда и ЧСЦель: воспитание трудолюбия и любви к природе.Основные направления работы: трудовое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности.Задачи:Формировать навыки общественно–полезного труда у школьников.Научить учащихся предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.Содействовать в развитии у воспитанников экологического поведения и любви к природе.Функции и дела:— организует и проводит КТД общественно-полезного труда;— разрабатывает графики проведения трудовых десантов;— организует и проводит мероприятия по закреплению знаний по правилам дорожного движения;— привлекает детей к активному и осознанному озеленению помещений и территории школы;— ведёт рубрику «Дом, в котором мы живём» в газете.Комитет печати и информацииЦель: информировать о жизнедеятельности школы.Задачи:Обеспечивать создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.Содействовать в развитии у детей навыков журналистского мастерства.Функции и дела:— выпускает газету лагеря;— организует и проводит смотры-конкурсы рисунков и плакатов;— проводит информационные линейки;— проводит социологические опросы;— организует участие детей в оформлении проводимых мероприятий;8. СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГОЙ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы. "В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка. Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов юных воспитанников и применением новых игровых технологий. При разработке мероприятий учитывается уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, используя дифференцированный подход.Содержание программы основано на реализации следующих модулей1. Физкультурно - спортивный модульЦель: сохранение и укрепление здоровья детей.Задачи:Провести витаминизацию питания детей.Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасностиВключает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;- спортивные игры;- аттракционы;- эстафеты и соревнования;- спортивные праздники;- ежедневный осмотр детей медицинским работником;- утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики - принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)- организация здорового питания детей;- организация спортивно-массовых мероприятий:- подвижные спортивные игры.2.Модуль здоровьесбереженияВажным направлением воспитательной работы в лагере является деятельность, направленная на охрану безопасности жизнедеятельности, здоровьесбережение. Цель: расширение кругозора, развитие навыков сохранения физического и психологического здоровья и жизни.Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил поведения на улице, в природе, в быту. Знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к жизни, здоровью. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.Организация деятельности в лагере включает ряд этапов:- изучение интересов детей, характера, привычек;- ознакомление детей с режимом и гигиеной;- правила дорожного движения;- психологические тренинги;- правила оказания первой медицинской помощи;- здоровое питание;- пожарная безопасность и охрана труда;3. Модуль активного досугаЦель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.Задачи:Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.Организовать деятельность творческих мастерских.В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.Формы работы:- Игра, конкурс, викторина;- Праздник; - Турнир; - Библиотечный час;- Посещение музея, библиотеки; - Просмотр фильма; - Дискотека;- Соревнование, эстафеты; - Трудовой десант; Виды досуговой деятельности:развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;Альтернативного провождения времениСвободного времениСовместного планирования досуговой деятельности.Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:Уровень целостного детского коллектива смены;Уровень отряда;Уровень организации досуга в группах по интересам;Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.4. Модуль по направлению «Патриотическое воспитание»Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.Формы:- разучивание народных игр и традиционных развлечений;- экскурсии в музей;- беседы, дискуссии; - спортивно-развлекательные программы с элементами ориентирования на местности ;- конкурс рисунков, поделок; 9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ10. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИНормативно-правовое обеспечение -Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»-Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»-Закон РФ «Об образовании» РФ- Закон РФ от 10.04.2000 года № 51 –ФЗ “Об утверждении федеральной программы развития образования”- Постановление Правительства от 25.08.2000 года № 625 “О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 2000-2006 гг.”- Постановление Правительства РА от 17.03.2011 № 48 «Об организации отдыха и оздоровления детей в 2017 г»- Постановление Правительства РА от 22.11.2017 № 314 «О внесении изменений в Постановление Правительства РА от 17.03.2011 № 48» - Конституция РФ.- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.- Cт. -Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10- - Устав школы.- Положение о лагере дневного пребывания.- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.- Инструкции по организации и проведению туристских походов и экскурсий.- Должностные инструкции работников.- Санитарно – эпидемиологическое заключение.- Заявления от родителей.- Акт приемки лагеря.- Программа работы.-Приказ об организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей.Кадровое обеспечение работников лагеряПедагогический коллектив, который работает в лагере, состоит из опытных педагогов – преподавателей школы. Работа в лагере осуществляется под наблюдением медицинского работника школы.В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:Материально – техническое обеспечение- ТСО- художественные средства, игры настольные и др.- хозяйственный инвентарь- аудиотека, фонограммы- канцелярские принадлежности- компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.Методическое сопровождениеМетодическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:- методические пособия- программа доп. образования- наличие необходимой документации, программы, плана;- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;- коллективные творческие дела- творческие мастерские- индивидуальная работа- тренинги- деловые и ролевые игры- самоуправление в отряде и в лагере11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЕДОМСТВАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИРабота лагеря будет осуществляться с различными организациями села: сельским домом культуры, детской библиотекой, больницей, метеостанцией, администрацией сельского поселения.12. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДля того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:Постановка реальных целей и планирование результатов программы.Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей.Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы.Творческое сотрудничество взрослых и детейЖелание участвовать в работе лагеря на следующий годУдовлетворенность организацией работы лагеря родительской общественностиСтепень активности ребенка в практической деятельности по усвоению новых знаний, умений и навыковУмение участников смены оценивать собственные результатыСамостоятельность в занятиях по своему интересу, ответственностьХарактер нравственных отношений со сверстниками, взрослымиКачественные изменения физического состояния ребенкаРасширение знаний о ЗОЖ и способах укрепления здоровьяСоциально значимая направленность деятельностиНа протяжении всей смены проводится 3 диагностики: входная, промежуточная, итоговая. Входная и итоговая проводится в виде анкетирования, а для промежуточной используется методика «Выбор» Цветограмма «Наше настроение» заполняется ежедневно. Дети в конце каждого дня приклеивают «маленькие солнышки» на лучики солнца Рефлексия мероприятий проводится в конце каждого дня на линейке 13. МОНИТОРИНГ ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИОсновная задача мониторинга состоит в непрерывном отслеживании состояния воспитательного процесса.В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:достигается ли цель воспитательного процесса;существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;существуют ли предпосылки для совершенствования работы воспитателей.Внутрилагерный мониторинг является системой, включающей:— воспитательный мониторинг — непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса;— психолого-педагогический мониторинг — непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей;— медицинский мониторинг — непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья воспитанников.Основные формы работы:социологический опрос воспитанников и воспитателей лагеря;наблюдение;анкетирование;самооценка.Приложение 1. Входящее анкетированиеТвои первые впечатления от лагеря?Что ты ждешь от лагеря?Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?В каких делах ты хочешь участвовать?Что тебе нравиться делать?Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?Кто твои друзья в лагере?– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):Я пришел в лагерь, потому, что…………………………………………………Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………Я хочу, чтобы……………………………………………………………………Я боюсь, что……………………………………………………………………Пожалуйста, напиши также:Имя…………………….. Фамилия………………………………Приложение 2. Выбор.Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:4 – совершенно согласен3 – согласен2 – трудно сказать1 – не согласен0 – совершенно не согласен1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.2. В лагере у меня обычно хорошее настроение.3. У нас хорошие вожатые.4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.Обработка полученных данных.Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.У = общая сумма баллов / общее количество ответовЕсли У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.Приложение 3. Методика опросника.Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности лагеря.В нашем лагереПриложение 4. Анкета в конце сменыЧто ты ожидал (а) от лагеря?Что тебе понравилось в лагере?Что тебе не понравилось?С кем из ребят ты подружился?Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?Было ли скучно в лагере?Было ли тебе страшно?Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?Что бы ты хотел(а) пожелать себе?Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.Самое важное событие в лагере? Было или оно?Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..Мне жаль, что………………………………………………………Я надеюсь, что……………………………………………………..Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________Приложение 5. Анкета в конце смены Фамилия, имя.Самое яркое впечатление за эти дни у меня …Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …Несколько слов о нашем отряде …Мои впечатления о лагере.Если бы я был вожатым, то бы я …Хочу пожелать нашему лагерю …Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере? Приложение 6. Анкета текущая1.Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?7. Что ты рассказываешь дома о лагере?8. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).9. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?10. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?11.Во время пребывания детей в лагере чаще всего возникало эмоциональное состояние:- испытывали радость и удовлетворённость собой;- радость, уныние и гнев;- уныние, неуверенность в себе.12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристская эстафета, праздники, экскурсии, походы)?14. Какие массовые мероприятия, проводимые в лагере, понравились больше всего?15. Какой общественно-полезной работой занимался?16.Пожелание детей воспитателям, руководителям кружков.14. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.- Приобретение детьми навыков здорового образа жизни, представления о разных видах спорта, о важности занятий спортом для здоровья; понимание важности соблюдения режима дня, правил участия в спортивных эстафетах, выработаны культурно-гигиенические навыки- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.- Развитие интеллектуальных возможностей каждого ребёнка через участие в познавательных играх, викторинах.-Знание и соблюдение норм ОБЖ.- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы. Личностный рост участников смены.15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Козлов В.И. Здоровье закладывается в детстве. - М.: Знание, 1988. – 64 с.2.Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.3.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.4.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Методическое пособие для учителей, воспитателей и родителей. Серия «Игровые технологии» - М.:ТЦ Сфера. 2003. – 144с.5. Должиков И.И. Физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия в детском лагере. – М.:Айрис – пресс,2005. – 176 с. – (Методика).6.Лобачева С.В. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере . 1-11 классы – М.:ВАКО, 2007. – 2008 с.7. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен – Волгоград: Учитель, 2007 – 282 с.8.Павлова М.А., Гришанова О.С., Гузева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2010. -248 с.9.Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации – Волгоград: Учитель,2010. – 167 с.10. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.11. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 200312. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 199513. Марфина С.В. Летний лагерь от А доЯ / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 200714. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 200115.Электронная версия газеты « 1 сентября. Начальная школа»16.Материалы журналов «ПедСовет» 2012-2017 г.17.Интернет материалы