"Великие путешественники"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Великие путешественники"
Автор: Имгрунт Надежда Николаевна
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНОНачальник управления образования Директор МБОУ « Катандинская СОШ»и молодёжной политики администрации ____________/Афанасьева Л.А./ МО «Усть – Коксинский р-он» Приказ № ___от __________ ___________/О.Д.Попова/______________ Программа«Великие путешественники»лагеря с дневным пребыванием детей «Классная компания»МБОУ «Катандинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза П.Н. Наговицина.с. Катанда2015 г. Информационная карта программыПояснительная записка.В настоящее время образовательные учреждения целенаправленно и в полном объёме должны осуществлять культурные цели образования, ориентированные на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. За время летних каникул каждый школьник должен получить физическую, психологическую, эмоциональную разрядку, происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников ;–необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;– модернизацией старых форм работы и введением новых;– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 25 учащихся.Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7 –10 лет. Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.Концепция программыРоссия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, спорте, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания, межнациональная неприязнь и т. д.).Сохраняя физическое и психическое здоровье учащихся, развивая их творческие и интеллектуальные способности, учитывая индивидуальность каждого, мы можем надеяться, что взрастим здорового человека с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способного активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь проработал по программе «Космическое путешествие». Эта программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, путешествовали по планетам и копили заработанные «чары». Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным. Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить. В этом году работа лагерной смены будет проходить в форме кругосветного путешествия, с настоящими открытиями и Нобелевскими премиями, на большом совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в разных областях жизни, пора преступать к более серьезным испытаниям и заняться научными открытиями. И назвали мы нашу программу «Великие путешественники».Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, эмоционального здоровья детей, развития творческих интеллектуальных способностей, детей.Задачи:1. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.2. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.3. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.4.Выстроить многоуровневую систему культурно-массовых оздоровительных мероприятий, обеспечивающих разумное и полезное проведение детьми свободного времени5. Формирование ценностей здорового образа жизни.6. Воспитания чувства любви и уважения к Родине – России, своему краю – Республике Алтай. Педагогические условия:добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря; сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные); систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле; организация различных видов стимулирования детей и взрослых; многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле); отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка; создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой. Методическое обеспечение смены:наличие программы лагеря;должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Катандинская СОШ»;подбор методического материала в соответствии с программой лагеря; подбор реквизита для проведения дел; подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов. Проведение смены обусловлено необходимостью: продолжения учебного процесса в условиях лета; создания единого коллектива; укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере. Нормативно - правовое обеспечение программыКонвенция о правах ребенка, ООН, .Конституция РФНациональный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007«Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273- ФЗСанПиН 2.4.4.2599-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул » от 19.04.2010 г. № 25Письмо департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31.03.2011г. №06-614 «Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков;Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей».Ожидаемые результаты программы.При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, приобретут новые знания, будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей. Мероприятия помогут детям в обретении новых знаний о стране, о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой и большой Родине.Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.Основные принципы и направления деятельности.Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;Активное участие детей во всех видах деятельности.5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.6. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Безусловная безопасность всех мероприятий Учет особенностей каждой личности Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.В течение смены планируется реализация программы по направлениям:Организационное;Интеллектуальное;Спортивно-оздоровительное;Творческое;ЭкологическоеПатриотическоеСодержание деятельности и механизм реализации.Механизм реализации программыРеализация целей и задач смены осуществляется по программе «Великие путешественники». Все учащиеся делятся на две возрастные группы – «Юные открыватели», «Великие учёные». Каждая группа планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является «Учёный совет». Великие путешественники» делают открытия в области: Таланта, Творчества, Любознательности, Интеллекта, Здоровья, Патриотизм, Добра, Спорта и Экологии.Каждый день смены будет посвящен открытию :Открытие в граде Любознательности. Открытия по Экологической тропе. Открытия на стадионе Подвижных игр.Открытия в клубе Интеллектуалов.Открытие строгих правил.Олимпийские открытия.Сказочные открытия во дворце Салтана. (посвящается году литературы)Открытия секретов здоровья в «Зелёной аптеке».Открытия в доме Мультика.Открытие новых рекордов.Экологические открытия.Открытия в городе Мастеров.Открытия на острове Юмора.Исторические открытия. (70 лет со дня победы в ВОВ)Открытия на родной Земле. (малая Родина, исторический экскурс)Открытия с Робинзоном .Открытия во Вселенной.Открытие Талантов на фестивале Дружбы.Открытия на ярмарке Творчества.Открытие новых традиций.Открытия на площади « Школьная семья».Экипаж:Капитан – начальник лагерной смены.Великие учёные – воспитатели + лауреаты прошедшего дня.Путешественники – дети. Задача капитана и великих учёных – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Стратегию участия в деле экипажей организуют учёные - воспитатели.Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде глобуса, где центром является экипаж «Детство» (общая фотография путешественников). Путешествуя, дети открывают каждый день новую, неизведанную ранее тайну. Всего открытий 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж первым открывший «тану или секрет» (победивший в общелагерном деле), устанавливает на глобусе свою символическую звёздочку. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.Рядом с «глобусом» планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.Конечно, создатели Программы не отрицают, что что-либо может и не сработать. За 21 день наш экипаж «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и пираты, и НЛО, и неожиданные природные явления и катаклизмы.. Каждый член экипажа от капитана до рядового путешественника должен соблюдать Законы и Заповеди. Законы:Закон точного времени.Закон доброты.Закон порядочности.Закон дружбы.Закон безопасности.Закон взаимовыручки.Заповеди:Экипаж – одна семья.Один за всех и все за одного.Порядок, прежде всего.Каждое дело вместеВсе делай творчески, а иначе зачем?Даже если трудно, доведи дело до конца.Чистота – залог здоровья.Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.Структура самоуправления летнего лагеря дневного пребывания.Совет лагеряКапитан (начальник лагеря, зам.начальника)Учёные (воспитатели)Детский совет отряда:(командиры, зам.командира)СанитарыТворческая группаФизоргУчащиеся лагеря дневного пребывания Органы самоуправления лагеря.Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;-создание в лагере условий для развития физического. Творческого, интеллектуального потенциала детей;-содействие в создании благоприятного психологического климата.Актив лагеря - это капитан, учёные, детский совет лагеря.Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.)В качестве равноправных членов актива входят взрослые:В совет лагеря - начальник лагеря, воспитатели;В детский совет лагеря – командиры и зам. командиры отрядов.Каждый член актива имеет право:- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;- на защиту своих интересов.Каждый член актива обязан:- ответственно исполнять порученное дело;- соблюдать законы общения и культуры поведения.План работы лагерной смены «Великие путешественники»Ресурсное обеспечение программы.Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:Кадровое обеспечение.В реализации программы участвуют:Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Воспитатели участвуют в работе экипажа, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни. Методическое обеспечение.Наличие программы лагеря, плана-сетки.Должностные инструкции всех участников процесса.Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.Проведение ежедневных планёрок.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.Педагогические условия.Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.Организация различных видов деятельности.Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.Создание ситуации успеха.Систематическое информирование о результатах прожитого дня.Организация различных видов стимулирования.Материально-техническое обеспечение.Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.Материалы для оформления и творчества детей.Наличие канцелярских принадлежностей.Аудиоматериалы и видеотехника.Призы и награды для стимулирования.Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:Постановка реальных целей и планирование результатов программы;Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;Творческое сотрудничество взрослых и детей.Наличие опыта реализации.Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Великие путешественники» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Финансовое обеспечение программы.Финансирование лагеря осуществляется за счёт бюджетных средств.Ожидаемые результаты реализации программы: Проводится ежедневная оценка участия каждого ребёнка в коллективных делах лагеря, дети имеют возможность получить жетон “ звезду”, которая позволяет проследить рост общественной активности, развитие физических, эстетических, вольных качеств детей. Создание условий для самореализации детей через участие в мероприятиях разного характера: спортивных, интеллектуальных, патриотических, трудовых, художественных. Привитие навыков самостоятельности, ответственности, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Оздоровление детей. В развитии отряда – высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач. Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей.Предполагаемые результаты программы: Оздоровление и занятость детей спортивной, игровой и творческой деятельности в летний период обеспечивает контроль время препровождения учащихся в каникулярное время, профилактику безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних.Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. Мероприятия помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.По итогам мероприятий выявляется победитель. Совет отряда ежедневно подводит итоги работы каждого отряда оформлением карты успеха. В этой карте отражены результаты отряда.Красная звезда – отлично (3 балла )Жёлтая звезда – хорошо (2 балл )Зелёная звезда – удовлетворительно (1 балл)Индивидуальная форма отслеживания.Кроме общей карты успеха отряда существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника. В конце дня, при подведении итогов, в ней отмечают отличившегося участника, который получает Нобелевскую премию.К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает некоторое количество Нобелевских премий, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагеря самых активных награждают грамотами.По результатам набранных баллов в карте лагеря, выявляется отряд-победитель.Критерии:Посещаемость детей;Занятость детей;Степень участия в мероприятиях;Инициативность;Качество и ответственность.Литература:«Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.«С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.«Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.