"Уголок России -Отчий дом"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Уголок России -Отчий дом"
Автор: Соколова Галина Михайловна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоаганский детский сад комбинированного вида «Снежинка»Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников«Уголок России - отчий дом»(для воспитанников 5-7 лет)Разработчик: Соколова Галина Михайловна, воспитательОглавлениеВведение…………………………………………………………стр.5Основная часть:Стратегия осуществления проектной деятельности……………….стр.12Заключение. Общие выводы по итогам работы………………………………………………...........................стр.24Список литературы…………………………………………………..стр. 26Приложение 1.Таблица показателей сформированностиПространственных представлений воспитанников Старшего дошкольного возраста (на начало проекта)…………….стр.27Приложение 2. Комплексно - тематический план работы по ознакомлению с социальной действительностью воспитанников группы комбинированной направленности 6-го года жизни……………………………………стр.28Приложение 3. Комплексно - тематический план работы по ознакомлению с социальной действительностью воспитанников группы комбинированной направленности 7-го года жизни……………………………………стр.32Приложение 4.Таблица показателей сформированностиПространственных представлений воспитанников Старшего дошкольного возраста (на конец проекта)……………стр.35Введение“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К. CимоновАктуальность: Патриотическое воспитание является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего дня для подрастающего поколения. Задачами воспитания патриотов, является любовь к своей семье, детскому саду, улице, поселку, культуре своего народа, толерантного отношения к людям других национальностей, уважительного отношения к людям труда, родной земле. Актуальными, важными являются все задачи, и от решения отказаться нельзя ни от одной.Воспитывая у детей любовь к родному поселку, району, округу, мы подводим к пониманию, что это все часть нашей великой Родины. Быть патриотом, гражданином - это обязательно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с уважительным отношением к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Для нас малая Родина – Ханты–Мансийский округ- Югра, культуру которого невозможно представить без искусства, где раскрываются истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрируются его моральные, эстетические ценности и которые являются частью его истории. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Детей необходимо знакомить с культурой родного им края, так как более близки и понятны сведения краеведческого характера и вызывают у них познавательный интерес.Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться кнациональным, культурным богатствам. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в этой области связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его людях, традициях, культуре, природе, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине. Из вышесказанного возникает противоречие между широкой изученностью вопроса о патриотическом воспитании вообще и недостаточной разработанностью данного вопроса о малой Родине: Ханты - Мансийском автономном округе - Югра и гп. Новоаганск.Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность проекта и его проблему: как обеспечить формирование представлений о малой Родине?Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы нашего опыта работы: проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста «Уголок России - отчий дом». Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Объект: процесс формирования представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о малой Родине. Предмет: знания воспитанников старшего дошкольного возраста о малой Родине. Гипотеза проекта: формирование представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о малой Родине будет эффективным, если включить в работу изучение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и гп. Новоаганск.:Поэтапное формирование представлений о малой Родине с помощью словесных, наглядных, практических методов работы;Последовательное ознакомление воспитанников с составляющими малой Родины: семья - детский сад-поселок-округ.Приемы обучения воспитанников действиям самостоятельного определения признаков малой Родины и полного названия адреса.Основные задачи проекта:Проектом «Уголок России - отчий дом» определена последовательность решения поставленных задач - по разделам.1 раздел «Новоаганск - мой дом родной». 2 раздел « Ханты - Мансийский автономный округ- Югра».1 раздел проекта «Новоаганск - мой дом родной»Цель: формирование представлений детей об особенностях малой Родины. (Содержание материала раскрывает темы: семья, домашний адрес, история возникновения поселка, его достопримечательности; местоположения поселка в районе, природа).Задачи: - формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности; - формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через знакомство с родным поселком;- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, детскому саду, дому, улице, поселку;- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, поселку.2 раздел проекта «Ханты-Мансийский автономный округ - Югра»Цель: формировать представления о географических особенностях малой Родины. (Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения округа, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа).Задачи:- формировать представления детей о географических, социальных, экономических особенностях малой Родины;- расширять представления о национально - культурных традициях и основных профессиях округа;- воспитывать любовь к природе малой Родины, гордости за свой край.Направления проектной деятельности:Информационный блок: изучение теоретических материалов, сбор информации о познавательном интересе к истории и культуре родного края.Технологический блок: составление комплексно-тематического плана и разработка конспектов непосредственно - образовательной деятельности.Организационный блок: оснащение предметно-развивающей среды: организация уголка патриотического воспитания «Моя Югра»; оформление альбомов: «Моя семья», « Детский сад», «Прошлое и настоящее Новоаганска»; «Первопроходцы, первооткрыватели», «Жизнь народов Севера», «Культура и быт народов Ханты», «Хантыйский фольклор».Принципы построения педагогического проекта:- систематичность и последовательность;-сочетание научности и доступности исторического материала;- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;-сохранение хронологического порядка описываемых событий;-единство человека и общества, человека и природы, обеспечивает формирование основ нравственного сознания.Методы и приемы:Словесные: рассказ, беседа, художественное слово, составление творческих рассказов.Практические: экскурсии, подвижные игры, оформление стендов, альбомов, работы по благоустройству поселка.Наглядные: иллюстрации, фотографии, видеофильмы о ХМАО - Югре и г.п. Новоаганск.Форма реализации: групповая.Участники проекта: воспитанники групп старшего возраста, родители.Сроки реализации проекта: два года.Этапы реализации проекта:ОриентировочныйДиагностика сформированности знаний о социальной действительности, знакомство с ближайшим окружением и родным поселком. Основной Разработка и реализация комплексно-тематического плана по нравственно-патриотическому воспитанию на предмет изучения малой Родины. Обобщающий Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развитияУсловия реализации проекта:Нормативно-правовое обеспечение:ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г.«Типовое положение о ДОУ», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.Указ Президента РФ от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»;Основная общеобразовательная программа детского сада.Методическое обеспечение:Авдеева Н.Н.., Смирнова С.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет./Воспитание, обучение и психологическое развитие. М.,1977г.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель,2007.Алешина Н.В., Знакомим дошкольников с родным городом. М:ТЦ Сфера 1999г.Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М.: Просвещение,1980.Дудников Н., Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир» 2000г.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край, М. Просвещение 1990г.Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире//Дошкольное воспитание.-2001-№9.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера,2007.Куриков В., Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург Зевс.2000г.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников/ Под ред. Т.И. Оверчук.- М.,2004.Новицкая М.Ю., Патриотическое воспитание в детском саду. Москва 2003г.Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Страна чудес. М.,1998.Обские Угры/ под ред. А.И. Райшева. Тюмень ИФА,2005г.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания /Дошкольное воспитание 2003г. №6.Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М.,Сфера,2008.Материально-техническое обеспечение:Мультимедийный проектор, картины, фильмотека, фотографии, книги, энциклопедия, ИКТ.Ожидаемый результат:Систематизация и обобщение знаний у дошкольников старшего возраста о малой Родине.Воспитание патриотических чувств: любви к близким людям, родному поселку, краю, знание своего адреса. У детей формируется национальное самосознание, мировоззрение, которые проявляются в любви к малой Родине, гордости за нее.Дети познакомятся с жизнью и бытом малочисленных народов Севера, их культурой, традициями.Дети могут осознавать свою сопричастность к жизни поселка и края.Умение выражать свое отношение к жизни в соответствии с общепринятыми культурными традициями, адаптироваться в любом регионе России, независимо от национальности.Основная часть: Стратегия осуществления проектной деятельности.Данный проект апробирован на базе Новоаганского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Снежинка» в группах старшего дошкольного возраста 5-7 лет, в совместной и самостоятельной детской деятельности. К реализации данного проекта привлекаются родители воспитанников.Реализация проекта происходит в три этапа:Ориентировочный этап.На данном этапе проводили диагностику сформированности знаний о социальной действительности (область «Социализация») в группе комбинированной направленности 6-го года жизни, по методике Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.Цель диагностики: выявление исходного уровня знаний и представлений о малой Родине.Поставленная цель решается через следующие задачи:Определить показатели и диагностические задания уровней эффективности ознакомления дошкольников старшего возраста с ближайшим окружением и родным поселком.Проанализировать полученные результаты по эффективности ознакомления дошкольников старшего возраста с ближайшим окружением и родным поселком.Изучить состояние работы по социализации в группе комбинированной направленности 6-го года жизни.Обобщить полученные результаты и сделать выводы для определения направлений дальнейшей работы. При решении поставленных задач определены следующие критерии оценки эффективности ознакомления дошкольников с ближайшим окружением и родным поселком. Поставленные задачи решались с помощью диагностических заданий Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой, комплексной диагностики уровня освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, (см. Приложение1), методом анализа диагностических заданий, методической литературы, дидактического материала и педагогического опыта по представленной теме. Анализ выше изложенной литературы позволил выделить показатели уровней сформированности пространственных представлений воспитанников старшего дошкольного возраста(таблица1). Таблица 1 Уровень сформированности представлений определяем с помощью оценки результатов диагностики:Высокий уровень:(25-30 балл).Ребенок знает название поселка, в котором живет, почему он так называется. Имеет представление о том, как выглядит символика поселка, что она означает. Знает название улиц ближайшего окружения, свой полный домашний адрес. Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного поселка. Имеет представление о коренных малочисленных народах Севера, знает их образ жизни, культуру и быт. Может рассказать об 1-3 достопримечательностях родного поселка. Задает вопросы об истории поселка. Имеет представление о том, что каждый житель поселка должен содействовать благоустройству. Знает объекты живой и неживой природы окружающей поселок. Охотно помогает взрослым, проявляя инициативу, в благоустройстве территории детского сада.Средний уровень(15-24 балла).Представления ребенка о родном поселке нечеткие, знания сформированы недостаточно: знает название поселка, в котором живет, знает домашний адрес, названия ближайшего окружения. Не имеет представление о том, как выглядит герб поселка. С помощью воспитателя может рассказать о достопримечательностях. Называет коренных жителей ХМАО – Югра, но ничего не может рассказать об их жизни. Ребенок в основном знает представителей животного мира, не может аргументировать свой выбор. Имеет представление о том, что каждый житель поселка должен содействовать его благоустройству. Помогает взрослым в благоустройстве территории детского сада.Низкий уровень (8-14 баллов).Представления о родном поселке не сформированы: ребенок затрудняется ответить на вопрос, в каком поселке он живет, достопримечательности поселка узнает, но ничего не может рассказать о них. Не знает свой домашний адрес. Имеет представление о том, что каждый житель поселка должен содействовать его благоустройству. Внимательно и заинтересованно слушает рассказы воспитателя и других детей о достопримечательностях поселка, в котором живет, событиях из его истории, выдающихся земляках. На основе представленных критериев и заданий проведена диагностика в группе комбинированной направленности 6-го года жизни, по определению сформированности знаний и представлений о поселке, в котором живет ребенок. В проведении диагностики приняли участие 20 воспитанников, что составляет 100%. Показатели диагностики направлены на определение знаний о малой Родине. По результатам диагностики, представленным в таблице (приложение 1),определили, что из 20 обследуемых человек - высокого уровня знаний нет. 11(55%) человек имеют средний уровень знаний, а 9 (45%) человек - с низким результатом. Наиболее сложным для детей является показатель о происхождении названия поселка, в котором живет ребенок, так как 7 (35%)воспитанников не смогли решить задание дидактической игры об истории поселка. У детей возникают затруднения в назывании улиц ближайшего окружения и 12 (60%) воспитанников показали низкий результат, потому что могут назвать только 1 (одну) улицу, а 2 (10%) воспитанника не ответили на вопрос вообще.Поэтому, опираясь на полученные результаты по определению уровня развития представлений и отношений детей к родному поселку, можно сделать вывод, что 9 детей (45%) имеют низкий уровень знаний и представлений о поселке, в котором живет ребенок, и 11 воспитанников (55%) имеют средний уровень, а это значит, что дети не знают историю поселка, и плохо ориентируются в ближайшем его окружении.Данные результаты указывают на необходимость дальнейшей работы с воспитанниками, направленной на формирование представлений о родном крае с целью успешной социализации в обществе.Основной этапНа данном этапе разработан и апробирован комплексно-тематический план работы для воспитанников старшего возраста 5-7 лет.План работы составлен с учетом возрастных особенностей детей, в который включен наиболее актуальный материал для изучения: Тема «Наш поселок и Нижневартовский район» изучается в группе 6-го года жизни, «Природа и культура Ханты-Мансийского автономного округа – Югра» - в группе 7-го года жизни (таблица 2,таблица 3)Тематический план для воспитанников 6-го года жизнивключает следующие темыТаблица 2Тематический план для воспитанников 7-го года жизни включает следующие темы Таблица 3Выше представленные темы реализуются через комплексно-тематический план для воспитанников 6-го и 7-го года жизни (приложение 2, приложение 3).Комплексно-тематический план основан на следующих принципах: Интеграции;Развития;Систематичности;Научности;Последовательности;Доступности.В процессе реализации плана прослеживаются основные формы работы:Беседы;Экскурсии;Дидактические игры;Викторины;Составление рассказов о семье, поселке, округе;Рассматривание иллюстраций;Изготовление поделок из различного материала;Рисование;Создание альбомов о семье, детском саде, поселке, округе;Рассматривание фотографий;Просмотр фильмов;Развлечения; Акции.В процессе реализации планов работы получены следующие результаты: по первому разделу проекта «Новоаганск - мой дом родной»Умеет ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражает это в своей деятельности; Сформированы у старших дошкольников нравственные качества личности через знакомство с родным поселком;Сформировано эмоционально-ценностное отношение к семье, детскому саду, дому, улице, поселку.по второму разделу проекта«Ханты-Мансийский автономный округ - Югра»Имеет представление о географических, социальных, экономических особенностях малой Родины;Имеет представление о национально - культурных традициях и основных профессиях округа. Таким образом, организованный образовательный процесс по проблеме изучения родного края вызывает у детей интерес, который является тем эмоциональным фоном, когда усвоение достаточно сложной информации идет легко и непринужденно, поэтому сформированы у воспитанников представления о Ханты - Мансийском автономном округе и имеются знания о гп. Новоаганск.Обобщающий этап Важнейшим составляющим педагогической деятельности является мониторинг. Мониторинг проводился на начальном этапе проекта и направлен на определение первоначальных знаний возрастной группы о родном крае, и на завершающем этапе, когда определяем динамику развития воспитанников по данной проблеме. Мониторинг проводился с помощью диагностических заданий Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой, комплексной диагностики уровня освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, методом анализа диагностических заданий (приложение 4). Методы исследования: наблюдение, дидактическая игра, рассматривание, диагностическое обследование.Уровни овладения деятельностью условно обозначены:1-низкий; 2-средний;3-высокий. Результат обследования заносится в протокол.Полученные результаты работыТаблица №4Вывод: полученные результаты показали, что за проектный период воспитанники узнали полный домашний адрес, включая страну и округ в котором живут, а так же имеют знания о профессиях, природе и культуре Ханты-мансийского автономного округа - Югра.Перспективы развития проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста «Уголок России - отчий дом».Систематизация работы с родителями.Разработка методических рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию для педагогов.Разработка игрового методического комплекса по нравственно-патриотическому воспитанию для воспитанников среднего, старшего возраста.Создание коллекции с символикой Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.На основе проекта разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию «Уголок России – отчий дом». Заключение Общий вывод по итогам работыВ ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Для проекта был отобран наиболее актуальный материал для изучения. Так в группе комбинированной направленности 6-го года жизни были подобраны темы «Моя семья», «Улицы нашего поселка», «Родной детский сад». Оформлены стенды: «Семь Я», « Моя мама лучше всех»; альбомы «Экскурсии по поселку», « Новоаганск – мой дом родной».Оформление альбомов о людях, в честь кого названы улицы поселка, пробудило у детей интерес узнать историю своей улицы. Тематика проекта для воспитанников группы комбинированной направленности 7-го года жизни, расширилась и включены темы на изучение Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Оформлены альбомы по темам: «Первопроходцы», «Народы Севера», карта «ХМАО - Югра», так же оформлен уголок «Моя Югра». Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, положительно отражается на развитии каждого ребенка. В группе создана развивающая среда, где дети могут свои впечатления от увиденного отражать в творческих работах: рисунках, поделках из глины, пластилина, природного и бросового материала.Просмотр видеофильмов о поселке и крае вызывает у детей интерес, который является тем эмоциональным фоном, когда усвоение достаточно сложной информации идет легко и непринужденно.Важно отметить, что родители активно принимали участие в реализации проекта. Наблюдения, экскурсии, совместные праздники создают положительную мотивацию к познанию, воспитанию нравственно- патриотических качеств у воспитанников.В конце проекта результаты диагностического контроля показали, что знания детей о родном поселке, округе достаточно осознанные, глубокие. Дети усвоили позитивное поведение в природе и обществе, знают полный домашний адрес. Появился интерес к истории родного края, духовным ценностям. Родители ориентированы на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье. Между детьми и родителями установились прочные дружеские, партнерские отношения.Список литературыАвдеева Н.Н.., Смирнова С.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет./Воспитание, обучение и психологическое развитие. М.,1977.Александрова Е.Ю., Система патриотического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель,2007.Алешина Н.В., Знакомим дошкольников с родным городом. М: ТЦ Сфера 1999.Жариков А.Д., Растите детей патриотами.- М.: Просвещение,1980.Дудников Н., Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир» 2000.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край, М.Просвещение 1990.Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире//Дошкольное воспитание.-2001-№9.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера,2007.Куриков В., Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург Зевс.2000.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников/Под ред. Т.И. Оверчук.- М.,2004.Новицкая М.Ю., Патриотическое воспитание в детском саду. Москва 2003.Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Страна чудес. М.,1998.Обские Угры/ под ред. А.И. Райшева. Тюмень ИФА,2005.Рыбалкова И., Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания /Дошкольное воспитание 2003г. №6.Шорыгина Т.А., Беседы о русском севере. М.,Сфера,2008Приложение 1Таблица показателей сформированности пространственныхпредставлений воспитанников старшего дошкольного возраста(на начало проекта) Приложение № 2Комплексно - тематический план работы по ознакомлению с социальной действительностью воспитанников группы комбинированной направленности 6-го года жизни Приложение 3Комплексно - тематический план работы по ознакомлению с социальной действительностью воспитанников группы комбинированной направленности 7-го года жизниПриложение 4Таблица показателей сформированности пространственных представлений воспитанников старшего дошкольного возраста(на конец проекта) Анализ Данный проект апробирован на базе Новоаганского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Снежинка» в группах старшего дошкольного возраста 5-7 лет, в совместной и самостоятельной детской деятельности. К реализации данного проекта привлекались родители воспитанников. Проект по нравственно - патриотическому воспитанию « Уголок России – отчий дом» представляет собой обширный и богатый материал по развитию эмоционально - личностных и патриотических качеств личности ребенка. Занятия по темам проекта расширяют кругозор детей, представления о семье, о малой Родине, ее истории, народной культуре. Так же подобные занятия развивают у детей патриотизм, доброжелательное отношение к близким и окружающим, чувство ответственности и собственной значимости в истории жизни малой Родины, самоуважение. Проект способствует развитию чувства красоты, воображения, творчества.Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно- патриотических чувств у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте. Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.Качественный и количественный анализ результатов работы с воспитанниками показал, что проведенная работа по проекту повысила уровень сознания нравственных и патриотических норм и отношений детьми старшего возраста: высокий уровень осознания и поведения был представлен- 0 % воспитанниками, средний -55%, низкий -45%. Динамика составила по высокому уровню-«+» 35%, по среднему-«+» 10%, по низкому уровню- «-» 45%.Из наблюдений за детьми, бесед с детьми, педагогами и родителями можно сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, культуру и родной язык. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, бережно относятся к природе, уважают труд, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.Анализируя проделанную работу, возникла идея о создании программы по нравственно - патриотическому воспитанию, которая будет состоять из трех блоков: « Новоаганск - мой край родной»«Ханты – Мансийский автономный округ – Югра»«Россия – Родина моя» Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. В общей системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.