«Результаты обучения учащихся 1 класса по ФГОС»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Результаты обучения учащихся 1 класса по ФГОС»
Автор: Шмакова Татьяна Николаевна,учитель начальных классов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение �Староиванцовская основная школа�
�Результаты обучения учащихся 1 класса по ФГОС�
Шмакова Т.Н.
Задача современной образовательной���системы–
не напичкать ученика��фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к��самообразованию...
����������������������������������������������������������А.М. Кондаков
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Научить учиться – лозунг стандартов II поколения.
Функция школы – корректирующая.
Учитель – направляющая сила для ребенка.
Перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
В начале учебного года в 1 классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить уровень подготовки детей к обучению в 1 классе. Результаты стартовой диагностики представлены в (Приложение 1 ).
На своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без- отметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью �смайликов настроения�, с помощью которых они отмечают качество своей работы по следующим критериям:
- я все выполнил верно, материал усвоил хорошо
- у меня есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно
- у меня много ошибок, я не понял материал, мне нужна помощь.
Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку. С каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.
Таким образом, современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.
Идет работа над словом �осень�.
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме �Времена года�.
На уроке музыки – слушание произведений. На уроке ИЗО – рисование осени.
На уроке технологии – выполнение сюжетной аппликации.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, я широко применяю в своей практике. Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки, коллажи, аппликации, во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки, в 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
В этом учебном году мои первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: �Моя малая Родина�, �Моя семья�, �Мой класс и моя школа�, �Мои домашние питомцы�, �Математика в загадках, считалках, стихах, песнях, сказках�.
В форме рисунков были выполнены проекты на тему: �Наши пернатые друзья�, �Космос�. Итоговая работа - коллективный проект �Город букв�.
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую я тоже использую в своей практике.
Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом �Минимакса�. Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.
Максимум – может узнать
Минимум – должен освоить
Согласно �минимаксу� осуществляется личностный подход в обучении школьника.
Я постараюсь это показать на практике:
Фрагмент урока: Звук и буква Э.
- произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.
Что общего в этих словах?
- назовите мне этот звук (Э)
- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?
- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)
- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?
- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.
- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.
Это минимум. Дальше максимум.
Словарно-логическое упражнение
- что еще общего заметили в этих словах?
- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рек, городов и т.д.
- на какие 2 группы можно разделить эти слова?
- 2 слога - 3 слога
- начинается с ударного - начинается с безударного
- имена девочек - имена мальчиков
- с удвоенной согласной - без нее
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования. В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких наводящих вопросов.
Например: - Перечислите отличия растения от животного?
Я организую работу по-другому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: �Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?�
Или:
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
В предложенных ситуациях, опираюсь на общие простые правила поведения, учу детей делать выбор, какой поступок совершить.
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.
Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце полугодий в 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы, которые показали, что все дети успешно усваивают программный материал. (Качество знаний 60-70%).
Менее 50% детей поступили в 1 класс читающими. Но к концу 1 класса 70% выполняли норму.
Кроме контрольных работ в марте была проведена промежуточная комплексная предметная диагностика с целью:
выяснения общего уровня успешности продвижения класса по изучению базовых курсов начальной школы в сравнении с результатами стартовой предметной диагностики;
выяснения уровня успешности продвижения данного ребенка, его индивидуальных особенностей в сравнении с результатами стартовой предметной диагностики.
Предметом диагностических исследований является выявление уровня сформированности предметных умений и познавательных (логических) универсальных учебных действий, влияющих на дальнейшее успешное обучение в начальной школе.
В промежуточную диагностическую работу входят задания базового уровня сложности, распределенные по предметным областям и задания повышенного уровня сложности в каждой предметной области. Задания повышенного уровня сложности выполнялись учащимися по желанию. Результаты промежуточной диагностики представлены в (Приложение 2.)
. Если сравнивать результаты стартовой и промежуточной диагностик, мы видим, что они практически совпадают.
В конце года была проведена итоговая диагностика, результаты представлены в (Приложении 3.)
Для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся � Портфолио�, которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности.т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.
Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
Инициативный
Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
Любознательный
Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Хочу напомнить слова Конфуция: �Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем�.