Мотивация - фактор успешного обучения.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мотивация - фактор успешного обучения.
Автор: Манжарова Ольга Васильевна
Мотивация - фактор успешного обучения.Педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 Манжарова О.В.Мотивация играет важную роль в процессе обучения, и является ключевым фактором успешного обучения. Она определяется совокупностью убеждений и взглядов учащегося в таких вопросах, как его собственный процесс обучения, поведение преподавателя, требования, предъявляемые к нему и т.д. Исследования психологов показывают, что только интерес и мотив успешности в полной мере определяют отношение учащихся к учёбе. Поэтому учителю в своей деятельности очень важно способствовать повышению внутренней мотивации ученика. Самое главное для учителя - сформировать мотивацию к изучению, показав учащемуся, что стремление к получению знаний позволяет в той или иной степени удовлетворить такие его внутренние потребности, как саморазвитие, понимание необходимости учёбы для приобретения профессии, возможность общения, похвала, избежание неудач.Любая деятельность выполняется под влиянием какого-либо мотива. Согласно определению А. Н. Леонтьева, мотив — это опредмеченная потребность.Мотивы тесно связаны с эмоциями, придающими деятельности ту или иную окраску — положительную или отрицательную. Для качества выполняемой деятельности совсем не безразлично, как субъект к ней относится.В полной мере это относится и к деятельности по усвоению знаний. Качество усваиваемых знаний и, следовательно, успешность обучения во многом зависят от мотивов, направляющих и регулирующих деятельность учащегося, и от субъективной эмоциональной окраски этой деятельности.Для успешности учебной деятельности важно, какой мотив является доминирующим у ученика, то есть во имя чего учится каждый школьник. Например, ученики в классе решают задачу. Цель у всех одна — решить задачу, но мотивы этой деятельности у разных школьников могут быть разными. Так, один ученик решает задачу, чтобы получить хорошую отметку, другой — чтобы заслужить одобрение учителя. Некоторые школьники, решив задачу, хотят обрадовать маму, есть и дети, которые решают задачу только потому, что велел учитель. Наконец, некоторые учащиеся выполняют задание потому, что им нравится решать задачи, их увлекает сам процесс их решения. Вполне понятно, что эффективность учебной деятельности, качество усвоения и, соответственно, ее результаты будут неодинаковыми у детей с разной учебной мотивацией.Одним из основных видов мотивов в учебной деятельности являются познавательные мотивы, которые связаны с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности. К их числу относятся:широкие познавательные мотивы (направляющие на овладение новыми знаниями);учебно-познавательные мотивы (связанные с овладением конкретным способом получения знаний);процессуальные мотивы (направляющие на процесс выполнения учебных заданий, процесс решения задач и т. д.);результативные мотивы (связанные с получением хорошей отметки);мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Так, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок; мотивы социального сотрудничества — в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления.Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает учиться, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы проявляются в успешности/неуспешности обучения и хорошей или плохой посещаемости занятий, в степени развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и др.Мотивы учения в подростковом (VI класс) и старшем школьном возрасте (IX класс) классов изучались А. Д. Андреевой. Было найдено, что наиболее часто встречающимся мотивом учения у школьников обеих возрастных групп (у 69,2 и 50 % учащихся соответственно) было желание получить образование. Далее мотивы распределялись такТакое положение дел заставило детальнее изучить, что же определяет интерес к учению в целом. По мнению большинства VI-классников(41 %) и IX-классников (60 %), их интерес к учению зависит от качества преподавания; от интереса к самой учебной дисциплине (соответственно 25,6 и 38 %); ее понимания (30,8 и 24 %); использования технических средств обучения (2,6 и 6 %).Особого рассмотрения заслуживают два мотива, отсутствующие в VI классе и появляющиеся в IX классе. Один из них — представление о нужности изучаемого предмета в будущем. Девятиклассникам (80 %) скучно заниматься теми предметами, которые, как они считают, не понадобятся им в будущем. Другой мотив — возможность развития самостоятельного мышления в рамках изучения того или иного учебного предмета. 14 % старшеклассников стремятся отойти от заданных учебной программой способов решения задач, попробовать свои пути решения. Учитель, предоставивший такую возможность, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету.Мотивация учения — осознанное внутреннее побуждение к учению,придающее ему тот или иной личностный смысл. Учебно-познавательная потребность — внутренняя сущностная сила человека, побуждающая его к осуществлению учебной деятельности. Поэтому современный урок должен быть конкретный и измеряемый, ориентированный на согласованность целей учителей и обучаемых. Только в этом случае решается проблема мотивации учебной деятельности школьников. Мотив социальной деятельности— это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое или неосознаваемое вообще. В процессе реализация поведения мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться) на всех этапах совершения поступка, в результате он происходит согласно не изначальной, а преобразованной мотивации.Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:Совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т. е. система факторов, детерминирующих поведение.Процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, потребности.Осознанные потребности — это желания, которые человек может сформулировать и для реализации которых он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на пути его воплощения. Таких осознанных потребностей множество у каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам; хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтобы тебя понимали; знать, для чего живешь. И это лишь часть желаний — наиболее существенных. А сколько преходящих! И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной столкновений между людьми, особенно если противоречивыми оказываются важные потребности и желания. Социальные мотивы- это стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение (узкие социальные, или позиционные, мотивы), похвалы учителя («учительский» мотив), похвалы родителей («родительский» мотив), авторитета у товарищей («товарищеский» мотив), ориентацию на разные способы взаимодействия с другим человеком (мотив социального сотрудничества).И познавательные, и социальные мотивы обеспечивают полноценное формирование учебной деятельности.Зрелость мотивационной сферы ученика оценивается по направленности мотивов учения (познавательные или социальные мотивы), по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой, по устойчивости мотивов, по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу, по действенности мотивов и их влиянию на поведение.Современные учащиеся хотят занимать более активную позицию в процессе обучения, высказывать собственное мнение по изучаемым вопросам, вести дискуссии, использовать исследовательские методы, пробуждающие самостоятельность мысли.В нашей школе очень активно используются на уроках ИКТ. Одна из которых мультимедиа. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Применение компьютерных технологий позволяет учителю в полной мере реализовать ведущий дидактический принцип обучения - принцип наглядности, который способствует более прочному усвоению материала. В компьютерном обучении наглядность позволяет представить и увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни, появляется возможность не только создавать объекты, но и осуществлять с ними различные действия. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Именно это определяет качественный скачок при использовании средств информационных технологий в обучении. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется, но существенно меняется роль учителя на уроке. Исследования подтверждают, что применение мультимедиа в процессе обучения стимулирует мотивацию учеников, позволяют им формировать навыки, которые с помощью других учебных компьютерных сред сформировать невозможно. Использование персонального компьютера и средств мультимедиа позволяет каждому ребёнку работать над учебными материалами по-своему – он сам решает, как изучать материалы, приложения, и как реализовать совместную работу со своими сверстниками. Следовательно, применение мультимедиа положительно сказывается на мотивации учащихся. В нашей школе учителями целенаправленно используются приёмы, рекомендованные психологом, способствующие формированию мотивации учения, такие как:сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;включение учеников в коллективные формы деятельности;привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности);устойчивость целей и упорство в их реализации;ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);Мной как психологом ежегодно проводятся мониторинговые исследования по изучению уровня мотивации учащихся к учебной деятельности, психолого-педагогические семинары, диспуты и т.п. с педагогами и родителями. Проводимые занятия с элементами тренинга являются адекватным методом воздействия на мотивационную сферу подростков, органически при этом вписываясь в процесс обучения.В процессе занятий у подростков были зафиксированы изменения:возрастает общая активность, которая предполагает энергичную, усиленную деятельность в рамках одного, либо нескольких направлений;возрастают мотивы долга и ответственности перед обществом.повышаются показатели творческой активности, и отношение к собственному социальному статусу возросли;осознание процесса обучения той базой, которая необходима для расширения кругозора, повышения общей эрудиции и т. д.возрастают мотивы самоопределения и самосовершенствования, то есть подростки начинают осознавать значение знаний для получения будущей профессии и желают получить развитие определенных навыков в процессе обучения;Проходит определенное время, и у учащихся появляются значимые изменения в сознании и поведении. Время необходимо им для осмысления нового приобретенного опыта, апробации его уже не в тренингово-игровой, а в реальной учебной деятельности. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Они сами могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности, что позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех.