Приосанимся
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приосанимся
Автор: Колмакова Наталья Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №13 Аленушка города Белово
Приосанимся
Методическая разработка для педагогов и родителей
Выполнила:
воспитатель, высшей квалификационной категории
Колмакова Наталья Анатольевна
Белово
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Приосанимся………………………………………………………………..4
Комплекс упражнений……………………………………………………..8
Список литературы……………………………………………………….12
Введение
Роль движений в целостном психологическом развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особого обоснования. Двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Они вынесены на периферию воспитательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.
Родители не всегда обращают внимание на такие мелочи. Им кажется, что ребёнок ещё слишком мал, чтобы прививать ему красивую осанку. Вот сядет за парту – тогда и будем следить, чтобы не сутулился! Однако именно сейчас, когда кроха активно растёт, а его позвоночник формируется и испытывает все возрастающие нагрузки, начинается его искривление. В результате признаки сколиоза обнаружились у детей еще до школы.
Мамы считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного! Её можно и нужно выработать, даже если у ребёнка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младенчестве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на 1-м году позвоночник приобретает неправильную форму. Ведь дефект осанки - частый спутник многих хронических недугов, признак общего неблагополучия, свидетельствующий о том, что детский организм по каким-то причинам ослаблен.
Предлагаемая консультация адресована педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, а так же она может быть использована родителями в условиях семейного воспитания.
Приосанимся?!
Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А.Сухомлинский
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как здоровьесберегающие технологии и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. В настоящее время одной из приоритетных задач, состоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту проблему взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
На протяжении последних десятилетий стал высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки.
Осанка – привычное положение тела ребенка. Она является одним из важных слагаемых здоровья. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Главные причины нарушения осанки: недостаточная двигательная активность вследствие несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа. Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Поэтому формирование правильной осанки и исправления ее дефектов – одна из важнейших задач физического воспитания детей.
Вот и пролетело лето… А это значит, что с приходом дождливой поры и началом учебного года наши детки все больше времени будут проводить в помещениях, где недостаточно места для веселой беготни и спортивных игр. Малыши занимаются, рисуют, лепят, как правило сидя. А ведь долгое и тем более не правильное сидение ребенка может привести к искривлению позвоночника. Чем же помочь нашим малышам?
Взрослым нужно следить, чтобы ребенок не горбился во время занятий и не сидел слишком долго (особенно это касается карапузов, которые не посещают детский сад). Например, после раскрашивания картинок лучше предложить крохе какое-нибудь подвижное занятие – помочь убрать со стола или красиво расставить игрушки на полке.
Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужно учиться сидеть и стоять не сутулясь. Расскажите, что еще в старину на Руси добрым молодцем называли такого мужчину, который был строен, подтянут, ходил с прямой спиной и гордо поднятой головой. Про таких говорили – статный человек или осанистый.
Не изменилось отношение к людям с красивой осанкой и сегодня. Как правило, они уверенны в себе и имеют хорошее здоровье. Обратите внимание малыша на осанку положительных сказочных персонажей (Иван Царевич, Василиса Прекрасная и т.д.), известных людей – спортсменов, артистов, танцоров…В качестве антипримера можно вспомнить ту же Бабу Ягу, которая на всех книжных иллюстрациях изображается сгорбленной и заскорузлой.
Обратитесь к детскому анатомическому атласу и покажите малышу на картинках, как устроен человеческий скелет, что происходит с позвоночником при искривлении, какие внутренние органы будут зажаты, если сутулиться.
Не обойтись без гимнастики. Если вы с ребенком заранее побеседовали о необходимости укреплять позвоночник, кроха уже не будет считать зарядку бесполезным занятием.
Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников – искривление позвоночника в виде боковых отклонений (сколиозы); - чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы).
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок. Поэтому для формирования правильной осанки применяются специальные упражнения. Их разделяют на два вида.
К первому виду относятся упражнения, которые вырабатывают привычку держать тело в правильной позе. Это упражнения с предметом на голове и упражнения, которые выполняют стоя вплотную к стене.
Упражнения с предметами на голове помогают научиться сохранять правильное положение головы и плеч. А это очень важно, потому что стоит наклонить голову вниз, как непроизвольно ссутулишься; если поднять голову и смотреть прямо перед собой, то плечи как бы сами собой отводятся назад, а спина выпрямляется.
Положите на голову мешочек и выполните несколько движений руками, ногой, повернитесь направо и кругом. После того как освоите эти упражнения, можно перейти к более сложным.
Ко второму виду относятся упражнения, которые развивают, укрепляют мышцы, удерживающие наше тело в вертикальном положении (мышцы шеи, спины, живота, бедер, голени, стопы).
Упражнения, выполняемые стоя вплотную к стене (у вертикальной плоскости), применяют для того, чтобы научиться держать в правильной позе все части тела: голову, плечи, спину, ноги. Исходное положение для этих упражнений такое: надо стать к стене ягодицами и пятками. Живот должен быть подтянут. Если в промежуток между стеной и поясницей можно просунуть ладонь, значит положение правильное; если же в этот промежуток свободно входит кисть, сжатая в кулак, значит, живот выпячен – это положение неправильное. Различные упражнения с предметом на голове и стоя у вертикальной плоскости надо выполнять в течение полутора-двух месяцев. Только в этом случае можно научиться держать голову и тело в правильном положении. Но сохранять такую позу долгое время при слабых мышцах нельзя.
Чтобы правильную осанку сделать привычной, надо равномерно развивать все мышцы, которые удерживают тело в вертикальном положении.
Комплекс упражнений
Вашему вниманию предлагается апробированный практический комплекс, который любят и с удовольствием выполняют малыши-дошколята. Заранее подготовьте коврик, мяч, ленту, гимнастическую палку и …приосаньтесь.
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Прятки
1.Малыш стоит, выпрямив спинку,
ноги соединены вместе, руки –
в замочке за шеей.
2.Делам полу-присед, округляем
спинку и, опуская голову вниз
и соединяя локоточки, немного
наклоняемся вперед. Вот и спрятались.
3.А теперь медленно выпрямляем ножки,
локти разворачиваем в стороны,
стараясь соединить лопатки,
а голову поднимаем вверх.
Каталки – прилипалки
Стоя спиной к стене, малыш
прижимает нижней частью спины мячик
(средних размеров). Держа руки
вдоль туловища, ребенок медленно
приседает и опять встает. При
этом он как будто прилип к мячику,
катает его по стенке вверх-вниз.
Нужно выполнить это упражнение
так, чтобы мячик ни разу не упал на пол.
Поглядим по сторонам
Сидя на коврике, ножки разводим
пошире, а руки поднимаем в стороны.
спинку малыш должен выпрямить и,
не сутулясь, поворачиваться то
вправо, то влево. Ручки соединять
не нужно, они должны поворачиваться
вместе с телом.
Перекати колбаску
Ребенок ложится на спину.
Ножки прижаты друг к другу,
руки вытянуты над головой,
прижимают уши. Малыш
начинает перекатываться по
коврику вправо, а потом влево.
При этом он должен сохранить
прямое положение тела.
Самолетик
Малыш стоит на носочках,
Спинку распрямил, руки вытянул
В стороны, как крылья у самолетика.
Он начинает медленно вращаться в
Одну сторону, затем в обратную,
Стараясь сохранить равновесие.
Это упражнение можно делать и
с гимнастической палкой.
Канатоходец Ленту длиной 3 – 4 метракладем
На пол – это будет канат. А юный
Канатоходец должен встать на него,
Сомкнув за спиной руки в замочек,
И пройти, не потеряв равновесие.
Спинку и голову малыш держит
Прямо, смотреть на ленточную дорожку
Можно только глазками.
Список литературы
Волошина JI.H. Формирование здоровье сберегающего образовательного пространства // Дошкольное воспитание.- 2006.- №3.- С. 117-125.
Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // Дошкольное воспитание.- 1991. № 3.-
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296с.
Лазарева И.П. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам / сост. Н.В. Нищева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 208с.
Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка [Текст] / М.Д.Маханева // Управление ДОУ. - 2005. - N 5. – С. - 21-23.
Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Гимнастика для детей. М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2004. 128 с.
Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его измерения // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 6. – С. 2–14.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: пособ. для воспит. и инструкт. по физк-ре. М.: ГНОМ и Д, 2004. 104 с.
Чеботарева, О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога"/ Сайт Фестиваль педагогических идей Открытый урок.
Чистякова В.J1. Методика воспитания двигательных способностей у девочек и мальчиков 4-7 летнего возраста на основе дифференцированного подхода // Сб. науч. тр. СПб., 2005. С. 94-96.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: пособ. для сред. пед. учеб. завед. Изд. 3-е., стереотип. М.: Академия, 1999. 176 с.
3