Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в ОО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в ОО
Автор: Ведениктова Екатерина Васильевна

Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
Выполнил: Ведениктова Екатерина Васильевна, учитель географии 1 кв.к.
МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского района Иркутской области
Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО создана с учетом запросов педагогов и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования методической работы МОУ Казачинская СОШ по обеспечению условий введения ФГОС ООО в 7 классах.
Цель методического сопровождения: обеспечение необходимых условий введения ФГОС ООО в 7 классах в штатном режиме с сентября 2016 года.
Задачи:
создание нормативно-правовой и методической базы для введения ФГОС ООО;
создание условий для освоения и принятия педагогами школы идеологии ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;
создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагогов ОУ и решения задач реализации ФГОС ОО;
развитие компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО;
апробация и внедрение педагогами новой технологии ведения урока с учётом требований ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;
разработка и внедрение системы оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего и основного общего образования;
создание условий для разработки основной образовательной программы основного общего образования;
создание условий для информационно-методической поддержки процесса подготовки условий введения ФГОС ООО; мониторинга и фиксации хода и результатов подготовки условий введения ФГОС ООО;
создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических управления в сфере образования, общественности).
Рис. 5. Схема методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
В основе модели методического сопровождения введения ФГОС ООО лежат следующие принципы:
личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;
активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ФГОС ООО;
проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;
систематичность и целенаправленность деятельности;
осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.
Разработанная нами модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении состоит из четырёх основных блоков: Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения, Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО, Методическое сопровождение разработки ООП ООО, Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО. Модель имеет описание содержания деятельности, форм деятельности, планируемых результатов, а также информацию об ответственном исполнителе и/или ответственном организаторе.
Реализация мероприятий, содержащихся в блоке Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС ООО позволит обеспечить введение стандарта в образовательном учреждении необходимой нормативно-правовой базой на первом этапе.
Следующий блок предложенной нами модели (Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО) направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов школы в условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО.
Блок Методическое сопровождение разработки ООП ООО направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой начальной ступени образования.
Реализация мероприятий блока Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО осуществляется через системное взаимодействие всех субъектов реализации ФГОС ООО, в т.ч. родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, органов управления и общественности. Реализация мероприятий данного блока обеспечивает соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ФГОС ООО.
Более подробное описание модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении представлено нами в таблице Дорожная карта методического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО в образовательном учреждении (Приложение)
Приложение
Дорожная карта
методического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО в образовательном учреждении

Содержание
деятельности
Форма
деятельности
Планируемый результат
Ответственный исполнитель, организатор
1. Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС OОО
Создание рабочей группы для подготовки нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ООО
Собеседование с руководителями МО, педагогами, подготовка проекта приказа
Наличие рабочей группы
Зам. директора по УВР
Разработка и утверждение плана-графика мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ООО
Аналитическая деятельность, направленная на определение изменений и дополнений в образовательную систему школы
Наличие плана-графика мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ООО
Директор, зам. директора по УВР, рабочая группа
Организация повышения квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования администрации школы
Повышение профессиональной компетентности администрации ОУ
Наличие плана-графика повышения квалификации администрации школы по вопросам введения ФГОС общего образования
Зам. директора по УВР
Предварительный анализ ресурсного обеспечения школы на соответствие требованиями ФГОС ООО
Анализ имеющегося ресурсного обеспечения ОУ на соответствие требованиям ФГОС ООО
Наличие объективной информации о степени готовности ОУ к ведению ФГОС ООО
Администрация
Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивающих введение ФГОС ООО
Работа с нормативно-правовой базой ОУ
Дополнения в документы, регламентирующие деятельность школы по внедрению и реализации ФГОС ООО
Директор, зам. директора по УВР
Подготовка отчетной документации о ходе введения и реализации ФГОС ООО
Аналитическая деятельность
Наличие отчетности о ходе введения и реализации ФГОС ООО
Зам. директора по УВР
2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО
Анализ кадрового обеспечения ОУ на соответствие требованиям ФГОС ООО
Анализ возможностей педагогического коллектива
Наличие объективной информации о соответствии кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО
Зам. директора по УВР
Разработка плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО
Собеседование с руководителями МО, подготовка плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов
Наличие плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО
Зам. директора по УВР, рук-ли МО
Организация изучения педагогами ОУ нормативно-правовых документов ФГОС ОО
Самообразование и обсуждение
Освоение и принятие педагогами школы идеологии ФГОС ОО
Зам. директора по УВР, руководители МО
Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для учителей по вопросам введения ФГОС ОО
Собеседование с педагогами
Составления плана-графика курсовой подготовки
Директор, зам. директора по УВР
Проведение заседаний педагогического совета по по обсуждению актуальных вопросов введения ФГОС ООО
Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения
Принятие решений об изменениях, которые нужно осуществить системе образовательного учреждения в связи с введение ФГОС ООО
Директор, зам. директора по УВР, педагог-организатор
Организация участия педагогов школы в проблемных семинарах по введению ФГОС ООО
Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам введения ФГОС ООО
Зам. директора по УВР, руководители МО
Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ООО
Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ООО, диспуты, методические игры
Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогов
Зам. директора по УВР, руководители МО
Внесение дополнений в индивидуальные планы по самообразованию с целью повышения профессиональной компетентности
Самодиагностика, консультирование
Обновленные индивидуальные планы по самообразованию
Руководители МО
Консультирование педагогов школы по вопросам введения ФГОС ООО, особенностей системно-деятельностного подхода и др.
Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ООО, диспуты, методические игры, мастер-классы, консультирование
Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогов
Зам. директора по УВР, руководители МО
Организация посещения уроков учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО учителями основной и старшей школы, с последующим обсуждением
Обсуждение актуальных вопросов внедрения системно-деятельностного подхода в образование, мастер-классы
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО
Зам. директора по УВР, руководители МО
Посещение уроков учителей старшей школы администрацией совместно с учителями начальных классов
Обсуждение актуальных вопросов внедрения системно-деятельностного подхода в образование, мастер-классы
Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО
Зам. директора по УВР, руководители МО
Рассмотрение актуальных вопросов введения ФГОС ООО на заседаниях МО
Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ОО, диспуты, методические игры, мастер-классы
Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО
Руководители МО
Создание творческих групп учителей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ООО
Активное профессиональное взаимодействие по решению методических проблем
Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ОО
Зам. директора по УВР
Организация участия педагогов школы в конференциях, связанных с вопросами введения и реализации ФГОС ОО
Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам введения ФГОС ОО, распространение передового педагогического опыта
Зам. директора по УВР
Диагностика кадрового обеспечения ОУ на соответствие требованиям ФГОС ООО
Собеседование с педагогами, анализ работы по данному направлению
Наличие объективной информации о соответствии кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО
Зам. директора по УВР
3. Методическое сопровождение разработки ООП ООО
Знакомство со структурой и требованиями к содержанию основной образовательной программы основного общего образования ОУ
Анализ и обсуждение примерной основной образовательной программы основного общего образования
Представление педагогов о структуре и требованиях к содержанию ООП ООО ОУ
Зам. директора по УВР, руководители МО
Определение списка УМК и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО
Знакомство с концептуальными положениями УМК, анализ учебников
Представление педагогов об УМК, соответствующих ФГОС ООО
Зам. директора по УВР
Анализ и выбор УМК на следующий учебный год
Анализ предложенных УМК, аргументация выбора
Перечень УМК на следующий учебный год
Зам. директора по УВР
Разработка структуры и определение особенностей ООП ООО
Работа рабочей группы
Наличие рабочего варианта ООП ООО
Зам. директора по УВР, руководители МО
Определение оптимальной модели интеграции урочной и внеурочной деятельности
Анализ возможностей ОУ для организации внеурочной деятельности, возможностей социального партнерства
Наличие примерного перечня программ внеурочной деятельности, реализуемых ОУ и УДОД
Педагог-организатор, рабочая группа
Распределение планируемых результатов на базовый и повышенный уровни
Анализ ПООП, примерных РПУП, авторских программ, УМК
Наличие компонента ОПП Планируемые результаты освоения ООП ООО
Зам. директора по УВР, рабочая группа
Анализ возможностей и способностей обучающихся 7-х классов
Заполнение карты индивидуального развития
Банк данных возможностей и способностей обучающихся 4х классов
Педагог-организатор, классный руководитель
Анализ социального запроса родителей (законных представителей) и детей на сопровождение индивидуального развития
Анкетирование, карта индивидуального образовательного маршрута ребенка
Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся
Педагог-организатор, классный руководитель
Разработка и апробация мониторинга сформированности УУД обучающихся
Работа рабочей группы
Наличие мониторинга сформированности УУД обучающихся
Зам. директора по УВР, руководители МО
Разработка программы развития УУД
Работа рабочей группы
Наличие программы развития УУД
Зам. директора по УВР, рабочая группа
Разработка системы оценки планируемых результатов
Работа рабочей группы
Наличие компонента ООП ООО Система оценки планируемых результатов
Зам. директора по УВР, рабочая группа
Разработка и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения
Работа административного совета школы
Наличие учебного плана ОУ на следующий учебный год
Директор, зам. директора по УВР
Разработка программы воспитания и социализации обучающихся образовательного учреждения
Работа рабочей группы
Наличие программы воспитания и социализации обучающихся
Педагог-организатор, рабочая группа
Разработка программ внеурочной деятельности
Работа педагогов
Наличие программы внеурочной деятельности
Зам. директора по УВР, учителя
Разработка рабочих программ учебных предметов, курсов
Работа педагогов
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов
Зам. директора по УВР, учителя
Разработка программы коррекционной работы
Работа рабочей группы
Наличие программы коррекционной работы
Педагог-организатор, соц. педагог
Сбор ООП ООО и утверждение
Работа рабочей группы
Наличие ООП ООО
Директор, зам. директора по УВР
4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО
Сбор, систематизация, размещение на официальном сайте школы информации о ходе введения и реализации ФГОС ООО
Работа рабочей группы
Информированность всех участников образовательного процесса о ходе введения и реализации ФГОС ООО
Зам. директора по УВР
Информирование общественности через СМИ о ходе введения и реализации ФГОС ООО
Работа рабочей группы
Обеспечение условий открытости и доступности информации о ходе изменений в образовательном процессе в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Директор, зам. директора по УВР
Обеспечение публичной отчетности школы о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО
Работа административного совета школы
Информированность общественности о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО
Администрация школы
Создание организационно-управленческих условий введения ФГОС OОО
Создание кадрового обеспечения введения
ФГОС ООО
Создание информационного обеспечения введения
ФГОС ООО
Разработки ООП ООО
в активных формах взаимодействия:
МО, рабочая группа, малая творческая группа, самообразование, дистанционное обучение, индивидуальное и групповое консультирование, проблемные семинары, мастер-классы, диспуты, методические игры и т.п., общение с опытными педагогами, в т.ч. участие в интернет-сообществах, просвещение родителей (законных представителей) обучающихся
Наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО
Наличие кадровых условий, обеспечивающих введение ФГОС ООО
Наличие ООП ООО образовательного учреждения
Наличие информационного обеспечения введения ФГОС ООО
для достижения планируемых результатов
Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в образовательном учреждении по направлениям: