Игра – это серьёзно.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра – это серьёзно.
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна
Игра – это серьёзно.Точно так же как взрослый человек должен работать, ребёнку необходимо играть. Игра – то же самое, что работа для взрослых. Ошибочно думать, будто игра – это только способ занять детей, чтобы они не мешали нам. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся развлекаться. Игра становится неотъемлемой частью их жизни. Причины, которые побуждают ребёнка играть – это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. Дошкольный возраст – это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют. Игра, действительно, является ведущей деятельностью дошкольника. Дело не в том, что ребёнок большую часть своего времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения подготавливают ребёнка к новой, более высокой ступени его развития.На каждом возрастном этапе ребёнок осваивает, зачем и как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах деятельности, в которых ребёнок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых, живя одновременно своей полноценной детской жизнью.. Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя). Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей и детей с повышенной тревожностью. Игру используют для стимуляции речевой активности. Игровые действия должны иметь личностный смысл для каждого ребёнка и доставлять ему радость. Только при таких условиях обучение, организованное в форме игры, позволяет решать конкретные задачи развития и воспитания детей.Важнейшее педагогическое условие развития игровой деятельности – свобода детской инициативы в игре даже в том случае, если игра организуется взрослым и тем более, если возникает игра по замыслу самих детей. Взрослым, как правило, не хватает терпения и понимания того, что детям следует позволить играть так, как им самим нравится. Творчества иначе быть не может. Надо объяснять ребёнку, в какие игры можно играть дома, а в какие – на прогулке. У дошкольников игра вступает в пору своего расцвета в период от 5 до 7 лет. Дети активно участвуют в досугах, стремятся воплотить в игре образы своего воображения и фантазии.Важно, чтобы ребёнок играл со своими игрушками, а не просто обладал ими. Немаловажно предоставить ребёнку место для игры.В игре ребёнок не просто остаётся один на один со своими фантазиями и выдумками: игра предполагает наличие партнёров. Групповой характер сюжетно- ролевой игры развивает и способность координировать свои действия с другими. Иначе он просто не будет принят в игру. Непросты отношения детей, вступивших в игру. Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребёнка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми.Прежде всего, сюжетная ролевая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. В этой группе до начала игры уже сложилась определённая система личных взаимоотношений, в которой как уже указывалось, каждый ребёнок занимает то или иное место, имеет тот или иной статус. Эти взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпатии и возникает игровая группа. Таким образом, в игре проявляются несколько типов взаимоотношений. Это относительно стабильные м е ж л и ч н о с т н ы е о т н о ш е н и я, возникшие до начало игры. На их фоне возникают с ю ж е т н о – р о л е в ы е отношения. Дети в своих действиях и высказываниях воплощают свои представления о содержании и характере взаимоотношений изображаемых персонажей.В результате такого взаимодействия появляются о р г а н и з а ц и о н н ы е о т н о ш е н и я по поводу игры, при наличии которых дети – персонажи осуществляют контроль за действиями других участников игры. Организационные отношения проявляются в форме реплик, содержащих оценку правильности исполнения роли, соответствия игрового поведения эталонам, представлениям участников игры. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизниЧаще ребёнок играет с друзьями, но он должен уметь играть и один. Немалая роль отводится взрослым, которые иногда направляют и руководят играми детей.Участвуя в играх вместе с ребёнком, мы укрепляем в нём уверенность, что любим его и заботимся о нём. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо подобрать игрушки. При подборе игрушек надо опираться на понимание особых потребностей ребёнка. Надо постоянно следить за интересами детей. Им всё время нужны новые игрушки, так как их интересы недолговечны: нет необходимости тратить много денег на одну какую-либо игрушку, возможно, что интерес ребёнка к новой забаве продержится совсем не долго. В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. Знакомство с новой игрушкой может происходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить её назначение. Для успешного развития игры не менее важное значение имеет хранение и расположение игрушек в группе.. Следует требовать от ребёнка, чтобы он сам поддерживал порядок в игровом уголке. Надо приучать к бережному отношению к игрушкам. Нельзя играть с поломанными игрушками. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и так далее. Игрушки должны и просто развлекать детей.Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению. Развиваются его познавательные способности.