"Что за прелесть эти сказки!"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что за прелесть эти сказки!"
Автор: Архипова Наталия Петровна
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «Что за прелесть эти сказки!» (А.С.Пушкин) 5 классы.ТЕМА: народная и авторская сказка.ЦЕЛЬ: привить учащимся любовь к литературе и чтению.ФОРМА УРОКА/ЗАНЯТИЯ: театрализованная викторина.ЗАДАЧИ: 1. обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы; 2. развитие речи, фантазии, умственных и творческих способностей; 3. воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, любви к родному языку.ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, модельный, проектный методы.ЭПИГРАФ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С.Пушкин)СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:Музыка: Чайковский «Вальс цветов».Этап постановки темы, цели и задач мероприятия: Вступительное слово учителя:- Дорогие наши гости, учителя, ребята! Сегодня у нас праздник Сказки! С самого раннего детства мы знакомимся со сказкой. Первые сказки всегда рассказывает мама. Они простые и коротенькие. Но дети взрослеют и узнают все больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта: в них всегда побеждает добро. Поэтому взрослые и дети любят сказки. Вместе со сказкой в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.МУЗЫКА: из кинофильма «Тайна Снежной королевы», песня «Однажды в старой Дании…»Ведущая:О чем-то скрипят половицы,И ветер повеял чудесный,И тайна стучится в окна,И в чудо поверишь вдруг,И дрогнут чьи-то ресницы,И сразу меняются лица…Тихонько скрипят половицы – К нам сказка в гости идет.- А вы, ребята, любите сказки?Сказок много разных есть,Столько, что их всех не счесть,Но самые древние, природные - Это сказки народные!Музыка в качестве фона: М.И.Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».Ученик: У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:Ведущая: Так великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о народной сказке. Поговорим о ней и мы. У меня для вас загадки!Из этой сказки Колобок,Мед, горчица и чеснок,И топор, и каша,И горшок, и чаша.Разве такие сказки бывают?Если «да», как их называют?(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая команда получает название «Скатерть-самобранка». Вторая загадка!Из этой сказки петух и кот.А еще в этой сказке живетВолк. Медведь, пес и коза,Заяц, кабан, змея и лиса.Разве такие сказки бывают?Если «да», как их называют?(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ) Вторая команда получает название «Жар-птица».1 задание: Вопросы для команд:Где живет Кащей Бессмертный? (во дворце)Сколько голов бывает у Змея Горыныча? (три)Какое средство передвижения у бабы Яги? (ступа)В кого превращаются девицы-волшебницы? (в птиц)Где найти смерть Кащея Бессмертного? (на кончике иглы)Кто баба - Яга по образованию? (ведьма)В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)С какими словами надо обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)Учитель: в сказках есть постоянные эпитеты. Что такое эпитет? Подберите2 задание: К этим словам постоянные эпитеты! девица краснаямолодец добрыйлесдремучийрукибелыеречкабыстраясолнцекрасноеконьдобрыйморесинееВыбегайте пошустрейТе, кто пишет побыстрей,Те, кто сможет без заминки,Без раздумий, без запинкиПеречислить поскорейРазных сказочных зверей!3 Задание игрокам: написать на карточке с заданием как можно больше сказочных животных. 4 задание «Черный ящик».Этот сказочный предмет знал, кто на свете всех милее (зеркало)Им Балда море морщил (веревка)Оно бывает и молодильным , оно погубило царевну (яблоко)5 Задание командам: написать на карточках с заданием как можно больше волшебных предметов.Жар-птицаСкатерть-самобранкаКовер-самолетСтупа с помеломВолшебный клубочекШапка-невидимкаЖивая и мертвая водаЗаколдованная иглаМеч - кладенецСкатерть-самобранкаСапоги-скороходыМолодильные яблоки- Есть сказки народные,Древние, природные,А есть новаторские,Старые, новые – авторские.Торопиться пора - искать герою автора.6 задание Каждому герою найдите автораЗолушка Шарль ПерроЧипполино Джани РодариСнежная королева Ганс Христиан АндерсенКонек-горбунок ЕршовКарлсон Астрид ЛиндгренДядя Федор Эдуард УспенскийЗолотой Петушок А.С.ПушкинНезнайка НосовЦарь Салтан А.С. ПушкинМаугли Киплинг7 задание: Вопросы: команде «ЖАР-ПТИЦЫ»: Предмет сказочного обихода, очень нужная вещь, переносится в кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара (скатерть-самобранка)ВОПРОС команде «СКАТЕРТь-САМОБРАНКа»: Представитель сказочной фауны, очень редкий вид, живут в стае, питаются пшеницей, держать в неволе не рекомендуется, хотя очень красивые! (жар-птица)ВОПРОС команде «ЖАР-ПТИЦЫ»: Представитель сказочной флоры, растет в саду, высоко, добывается нелегко, употребляется в свежем виде как лекарство от прожитых лет.(молодильные яблоки)ВОПРОС команде «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Предмет сказочного гардероба, создан не для тепла и не для красоты, а для очень полезной способности исчезать в нужный момент.(шапка-невидимка)8 задание К нам на праздник приехали некоторые сказочные герои. Вы узнаете их? Входит царица с зеркальцем, говорит надменно.Царица: Здравствуйте, ребята! Узнаете меня? (Ответы детей)Сейчас я вам задам вопросы по моей сказке (за каждый ответ – жетон).1. Как называется моя сказка? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)2. А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»)3. А простое ли у меня зеркальце? С какими словами я к нему обращаюсь?(«Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее…»)4. Что ответило мне зеркальце в конце сказки?(«Ты, прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все румяней и белее»)5. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)Входит старик с рыболовной сетью. Ласково, с небольшим поклоном обращается к зрителям.Старик: Знаком ли я вам? Как называется моя сказка? (Ответы детей)Вот и мои сказочные вопросы:А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил?(«Ровно тридцать лет и три года»)Сколько раз за всю сказку я ходил на берег моря и закидывал невод? (шесть)Что молвила золотая рыбка, когда я поймал ее?(«Отпусти ты, старче меня в море, дорогой за себя отдам откуп: откуплюся, чем только пожелаешь»)С какими словами я обращался к золотой рыбке в сказке?(«Смилуйся, государыня рыбка»)Ах, все вы знаете, пойду отдохну. (Садится рядом с царицей) Ведущий: А вот некоторые герои прислали телеграмму. Узнайте, от кого пришли телеграммы.Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Балда)Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Корабельщики)Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно. Со мной прибудут еще семь богатырей. (Молодая царевна)Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна. (Вторая сестрица)Очень жаль, приехать не могу. Золотой петушок подает плохую весть. (Царь Дадон)Входит Бесенок. Он вертится и подмигивает сказочным героям. Старик испуганно крестится: «Свят! Свят! Свят!» (Обращается к зрителям) Не пугайтесь, я безобидный. Нет ли среди вас Балды? Ох, я бы его проучил…Да, ладно!Слушайте внимательно мои вопросы:Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой?(Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу)За какую плату работал Балда у Попа? (В год за три щелчка по лбу)Что случилось с попом с первого щелча? («Прыгнул поп до потолка».)Какими словами Балды сопровождалась плата?(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»)Вот умные дети тут собрались!Входит старуха с корытом. Грозит пальцем старику.Старуха: Здравствуйте, ребята. Я тоже хочу с вами поиграть. Задам вам самые трудные вопросы. Ох, у меня такой склероз, все позабывала, так что помогите мне вспомнитьКак начинается моя сказка? (Жил старик со своею старухой У самого синего моря;2 Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?(Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.). 3.Какими словами бранила я старика в сказке? («Дурачина ты, простофиля!»)Какие мои желания выполняла рыбка в сказке? Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололосьВыпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти?Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкойНе хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицейХочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылкахА как сказка заканчивается? На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. - Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом. (Уходит к старику)9 задание: Иллюстрации детей к сказкам.10 задание: Пантомима.11 задание: Измени сказку. Измените концовку сказки «Колобок». Что стало бы с колобком, если бы его лиса не съела. Ведущий: Вот и наш праздник подходит к концу. Скоро погаснут огни… Сказочная книга, прошелестев страницами, закроется… Но не навсегда! Теперь каждый раз, когда возьмете в руки книгу «Сказки Пушкина», волшебство снова оживёт для вас! Очутившись в этом чудесном мире, вы увидите и Александра Сергеевича, и его любимых героев! ПЕСНЯ «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»