"Что за прелесть эти сказки!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что за прелесть эти сказки!"
Автор: Архипова Наталия Петровна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «Что за прелесть эти сказки!» (А.С.Пушкин) 5 классы.ТЕМА: народная и авторская сказка.ЦЕЛЬ: привить учащимся любовь к литературе и чтению.ФОРМА УРОКА/ЗАНЯТИЯ: театрализованная викторина.ЗАДАЧИ: 1. обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы; 2. развитие речи, фантазии, умственных и творческих способностей; 3. воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, любви к родному языку.ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, модельный, проектный методы.ЭПИГРАФ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С.Пушкин)СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:Музыка: Чайковский «Вальс цветов».Этап постановки темы, цели и задач мероприятия: Вступительное слово учителя:- Дорогие наши гости, учителя, ребята! Сегодня у нас праздник Сказки! С самого раннего детства мы знакомимся со сказкой. Первые сказки всегда рассказывает мама. Они простые и коротенькие. Но дети взрослеют и узнают все больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта: в них всегда побеждает добро. Поэтому взрослые и дети любят сказки. Вместе со сказкой в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.МУЗЫКА: из кинофильма «Тайна Снежной королевы», песня «Однажды в старой Дании…»Ведущая:О чем-то скрипят половицы,И ветер повеял чудесный,И тайна стучится в окна,И в чудо поверишь вдруг,И дрогнут чьи-то ресницы,И сразу меняются лица…Тихонько скрипят половицы – К нам сказка в гости идет.- А вы, ребята, любите сказки?Сказок много разных есть,Столько, что их всех не счесть,Но самые древние, природные - Это сказки народные!Музыка в качестве фона: М.И.Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».Ученик: У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:Ведущая: Так великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о народной сказке. Поговорим о ней и мы. У меня для вас загадки!Из этой сказки Колобок,Мед, горчица и чеснок,И топор, и каша,И горшок, и чаша.Разве такие сказки бывают?Если «да», как их называют?(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая команда получает название «Скатерть-самобранка». Вторая загадка!Из этой сказки петух и кот.А еще в этой сказке живетВолк. Медведь, пес и коза,Заяц, кабан, змея и лиса.Разве такие сказки бывают?Если «да», как их называют?(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ) Вторая команда получает название «Жар-птица».1 задание: Вопросы для команд:
  • Где живет Кащей Бессмертный? (во дворце)
  • Сколько голов бывает у Змея Горыныча? (три)
  • Какое средство передвижения у бабы Яги? (ступа)
  • В кого превращаются девицы-волшебницы? (в птиц)
  • Где найти смерть Кащея Бессмертного? (на кончике иглы)
  • Кто баба - Яга по образованию? (ведьма)
  • В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)
  • Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)
  • С какими словами надо обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)
  • Учитель: в сказках есть постоянные эпитеты. Что такое эпитет? Подберите2 задание: К этим словам постоянные эпитеты! девица краснаямолодец добрыйлесдремучийрукибелыеречкабыстраясолнцекрасноеконьдобрыйморесинееВыбегайте пошустрейТе, кто пишет побыстрей,Те, кто сможет без заминки,Без раздумий, без запинкиПеречислить поскорейРазных сказочных зверей!3 Задание игрокам: написать на карточке с заданием как можно больше сказочных животных. 4 задание «Черный ящик».
  • Этот сказочный предмет знал, кто на свете всех милее (зеркало)
  • Им Балда море морщил (веревка)
  • Оно бывает и молодильным , оно погубило царевну (яблоко)
  • 5 Задание командам: написать на карточках с заданием как можно больше волшебных предметов.Жар-птицаСкатерть-самобранкаКовер-самолетСтупа с помеломВолшебный клубочекШапка-невидимкаЖивая и мертвая водаЗаколдованная иглаМеч - кладенецСкатерть-самобранкаСапоги-скороходыМолодильные яблоки- Есть сказки народные,Древние, природные,А есть новаторские,Старые, новые – авторские.Торопиться пора - искать герою автора.6 задание Каждому герою найдите автораЗолушка Шарль ПерроЧипполино Джани РодариСнежная королева Ганс Христиан АндерсенКонек-горбунок ЕршовКарлсон Астрид ЛиндгренДядя Федор Эдуард УспенскийЗолотой Петушок А.С.ПушкинНезнайка НосовЦарь Салтан А.С. ПушкинМаугли Киплинг7 задание: Вопросы: команде «ЖАР-ПТИЦЫ»: Предмет сказочного обихода, очень нужная вещь, переносится в кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара (скатерть-самобранка)ВОПРОС команде «СКАТЕРТь-САМОБРАНКа»: Представитель сказочной фауны, очень редкий вид, живут в стае, питаются пшеницей, держать в неволе не рекомендуется, хотя очень красивые! (жар-птица)ВОПРОС команде «ЖАР-ПТИЦЫ»: Представитель сказочной флоры, растет в саду, высоко, добывается нелегко, употребляется в свежем виде как лекарство от прожитых лет.(молодильные яблоки)ВОПРОС команде «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Предмет сказочного гардероба, создан не для тепла и не для красоты, а для очень полезной способности исчезать в нужный момент.(шапка-невидимка)8 задание К нам на праздник приехали некоторые сказочные герои. Вы узнаете их? Входит царица с зеркальцем, говорит надменно.Царица: Здравствуйте, ребята! Узнаете меня? (Ответы детей)Сейчас я вам задам вопросы по моей сказке (за каждый ответ – жетон).1. Как называется моя сказка? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)2. А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»)3. А простое ли у меня зеркальце? С какими словами я к нему обращаюсь?(«Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее…»)4. Что ответило мне зеркальце в конце сказки?(«Ты, прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все румяней и белее»)5. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)Входит старик с рыболовной сетью. Ласково, с небольшим поклоном обращается к зрителям.Старик: Знаком ли я вам? Как называется моя сказка? (Ответы детей)Вот и мои сказочные вопросы:
  • А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил?(«Ровно тридцать лет и три года»)
  • Сколько раз за всю сказку я ходил на берег моря и закидывал невод? (шесть)
  • Что молвила золотая рыбка, когда я поймал ее?
  • («Отпусти ты, старче меня в море, дорогой за себя отдам откуп: откуплюся, чем только пожелаешь»)
  • С какими словами я обращался к золотой рыбке в сказке?(«Смилуйся, государыня рыбка»)
  • Ах, все вы знаете, пойду отдохну. (Садится рядом с царицей) Ведущий: А вот некоторые герои прислали телеграмму. Узнайте, от кого пришли телеграммы.
  • Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Балда)
  • Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Корабельщики)
  • Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно. Со мной прибудут еще семь богатырей. (Молодая царевна)
  • Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна. (Вторая сестрица)
  • Очень жаль, приехать не могу. Золотой петушок подает плохую весть. (Царь Дадон)
  • Входит Бесенок. Он вертится и подмигивает сказочным героям. Старик испуганно крестится: «Свят! Свят! Свят!» (Обращается к зрителям) Не пугайтесь, я безобидный. Нет ли среди вас Балды? Ох, я бы его проучил…Да, ладно!Слушайте внимательно мои вопросы:
  • Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой?
  • (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу)
  • За какую плату работал Балда у Попа? (В год за три щелчка по лбу)
  • Что случилось с попом с первого щелча? («Прыгнул поп до потолка».)
  • Какими словами Балды сопровождалась плата?
  • («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»)Вот умные дети тут собрались!Входит старуха с корытом. Грозит пальцем старику.Старуха: Здравствуйте, ребята. Я тоже хочу с вами поиграть. Задам вам самые трудные вопросы. Ох, у меня такой склероз, все позабывала, так что помогите мне вспомнить
  • Как начинается моя сказка?
  • (Жил старик со своею старухой У самого синего моря;2 Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?(Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.). 3.Какими словами бранила я старика в сказке? («Дурачина ты, простофиля!»)
  • Какие мои желания выполняла рыбка в сказке?
  • Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололосьВыпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти?Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкойНе хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицейХочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках
  • А как сказка заканчивается?
  • На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. - Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом. (Уходит к старику)9 задание: Иллюстрации детей к сказкам.10 задание: Пантомима.11 задание: Измени сказку. Измените концовку сказки «Колобок». Что стало бы с колобком, если бы его лиса не съела. Ведущий: Вот и наш праздник подходит к концу. Скоро погаснут огни… Сказочная книга, прошелестев страницами, закроется… Но не навсегда! Теперь каждый раз, когда возьмете в руки книгу «Сказки Пушкина», волшебство снова оживёт для вас! Очутившись в этом чудесном мире, вы увидите и Александра Сергеевича, и его любимых героев! ПЕСНЯ «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»