Использование дидактических игр для развития речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических игр для развития речи
Автор: Павлова Ирина Юрьевна

Тема: Использование дидактических игр и упражнений для           развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.Цель: расширить педагогические знания по использованию дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: 1. Изготовить пособия и систему работы по ним.               2. Создать картотеку игр и упражнений.               3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.Оборудование: Картотека игр и упражнений, игры, кольца Луллия, волшебный круг.Актуальность: Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Благодаря грамматически правильной речи, ребенок может непринужденно общаться с окружающими, планировать и организовывать собственную деятельность, формировать социальные связи.        Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.        Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.Этапы реализации:Подготовительный:1.Изучение методической литературы.Ответ на данный вопрос я нашла в работах Александровой Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников», Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения», В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми», «Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. О. С. Ушаковой., А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду». Опиралась я на пособие Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». В пособии представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.2. Консультация с педагогом дополнительного образования по результатам мониторинга речевого развития детей.Мониторинг речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы:
  • употребление сущ. В форме мн. ч. Р. п.;
  • согласование существительных с числительными;
  • образование существительных при помощи суффиксов;
  • образование относительных и притяжательных прилагательных.
  • Причинами этого, на наш взгляд, могут быть:неграмотная  речь окружающих – подражание неправильной речи родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек;недостаточное использование эффективных методов в работе по формированию грамматического строя речи детей.Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.3. Оснащение педагогического процесса.
  • Изготовление картотеки  игр и упражнений.
  • Подбор картинок к играм: «Наоборот», «Назови детеныша», «Кто где живет», «Один – много», «Что из чего сделано», «Что для чего», «С какого дерева лист». (Использовала  опыт по предыдущей теме самообразования, продолжила работу с пособием Кольца Луллия)
  • Изготовление лото «Будь внимательным».
  • Изготовление игры «Чей хвост».
  • Составление консультации для родителей.
  • Разработка конспектов занятий.
  • Деятельностный:
  • Проводила игры в совместной деятельности с детьми. См. слайды
  • Проводила беседы с детьми о домашних и диких животных и их детенышах, о материале объектов, о жилище животных и их питании, о деревьях и внешнем виде листьев.
  • Познакомила детей со схемами предлогов.
  • Проводила занятия с использованием этих игр.
  • Взаимодействие с родителями:
  • Консультация « Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи».
  • Индивидуальные беседы детей, испытывающие трудности.
  • Рекомендации.
  • Открытое занятие.
  • Отзывы родителей.
  • Завершающий:В результате проделанной работе:
  • Повысила свой профессиональный уровень по данной теме.
  • Обогатила развивающую среду.
  • Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры, у них формируются навыки образования относительных, притяжательных прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных в форме мн. ч. Р. п., при согласовании существительных с числительными.
  • Цели и задачи самообразования по темеЦель: Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельностиЗадачи: 1) Расширение и уточнение словаря;2) Совершенствования грамматического строя речи;3) Развитие связной монологической речи;4) Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;5) Знакомство со звуками6) Развитие речевого аппарата(артикуляционная гимнастика).7)Совершенствование пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников5.Основные вопросы, намеченные для изучения1) Расширение и уточнение словаря:- введение в активный словарь новых слов и понятий;- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;2) Развитие грамматического строя речи:- формирование навыка согласования слов в словосочетании;- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом (« Назови ласково»), форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);- развитие умения употреблять предлоги в речи;- развитие умения конструировать предложения.3) Работа над звуковой культурой речи:- развитие артикуляционного аппарата;- знакомство со звуками русского языка;4) Развитие связной речи:- рассказывание о предмете;- рассказывание по вопросам педагога;- рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми5) Артикуляционная разминка6) Пальчиковые игры6.Предполагаемый7.результатДети должны уметь:Формировать грамматический строй речи:1.Согласовывать слова в словосочетаниях2. Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около.3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.4. Образовывать существительные во множественном числе.Формирование словаря:1 Реализовывать новые слова и понятия в речи2. пользоваться словарем обобщений.3. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т.д.)4.Отвечать на вопросы взрослого.5. рассказывать по картине совместно с воспитателем.8.Этапы проработки материала1.Диагностический2.Прогностический3.Теоретический4.Практический5.Обобщающий6.Внедренческий9.Литература по темеМатериалы с ИнтернетаГ.Г.Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры,-Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.С.Н.Анищенкова. Пальчиковые игры.Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.- Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.Т. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.Е, Бабенко. Подвижные игры.И, Кравченко «Прогулки в детском саду»И, Лыкова. Дидактические игры и занятия.1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.10.Творческое сотрудничество по данной теме1.М/О воспитателей2.Учителя начальных классов3.Логопед4.Психолог5.Воспитатели11.Практические выходы (беседы,доклады …..)1.М/О воспитателей2.Родительские собрания3.Индивидуальные беседы с родителями4.Открытые НОД (занятия)5.Предоставлять материалы, информацию на сайт школы6.Проверка ЗУН по развитию речи в виде индивидуальной работы7.«Недели по развитию речи»8.Проведение мероприятий9.Распространение памяток, рекомендаций среди родителей10.Проведение тестов с родителями, детьми12.Изучение передового опыта ( посещение НОД, уроков, мероприятий…)1.Посещение уроков в начальных классах2.Посещение НОД воспитателей3.Посещение мероприятий воспитателей4.Беседы со специалистами (логопед, психолог)5.Изучение литературы6.Посещение сайтов Интернета13.Итоги работы1.Анализ работы за 2 года2.Создание памяток, рекомендаций3.Анализ проведения тестов4.Диагностическое исследование5.Разработки НОД, родительские собрания; доклады; мероприятияВыступления, сообщения, проведение мероприятий( о собственном педагогическом опыте)Когда?(дата)Название мероприятияГде? (проходили мероприятия)УчастникиВыступления, сообщения, проведение мероприятий( о собственном педагогическом опыте)Когда?(дата)Название мероприятияГде? (проходили мероприятия)УчастникиЭтапы работы над темой самообразованияЭтапыСодержание работыСрокиДиагностический1.Постановка проблемы2.Изучение литературы по проблеме3. Поиск материала в интернете, литературыПервый год работы над темойПрогностический1.Определение цели, задач темы по самообразованию2.Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы3.Прогнозирование результатовНачало работы над темойТеоретичекский1.Изучение методической литературы по данной теме2. Изучение материала на сайте ИнтернетаВ течении годаПрактический1.Внедрение педагогического опыта, направленных на решение проблемы2.Формирование методического материала3.Отслеживание процесса4.Корректировка работыВ течение всей работыОбобщающий1.Подведение итогов2.Оформление результатов работы по теме3.Представление материаловВторой год работы над темойВнедренческий1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы2.Распространение опытаВ ходе дальнейшей педагогической деятельности