Методика развития речи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика развития речи
Автор: Павлова Ирина Юрьевна
Учебный центр "ПРОФАКАДЕМИЯ"Итоговая аттестационная работа по программепрофессиональной переподготовки«Воспитатель ДОУ»Тема«Методика развития речи»Выполнил СлушательПавлова Ирина Юрьевна -------------------------------(подпись)Научный руководитель -----------------------------(подпись)ОглавлениеВведение................................................................................................31. Периодизация развития речи у детей……………………………..51.1.Основные подходы к периодизации развития речи детей……...61.2.Этапы развития речи ребёнка……………………………………..91.3.Подготовительный этап……………………………………….......91.4. Предшкольный этап……………………………………………...101.5.Дошкольный этап…………………………………………………121.6. Школьный этап…………………………………………………..162.Методы и приемы развития речи………………………………….182.1.Речевой навык…………………………………………………….192.2. Речевые умения…………………………………………………..202.3.Классификация методов………………………………………….212.4. Интегрированные занятия……………………………………….252.5. Комплексные занятия……………………………………………263.Методика развития словаря у детей дошкольного возраста…….273.1.Словарная работа…………………………………………………273.2.Реализация программы по словарной работе………………….293.3.Монологическая речь…………………………………………….303.4. Практическая работа по диагностике и формированию словаря у детей………………………………………………………………304.Этапы обучению правильному звукопроизношению………….324.1.Подготовительный этап………………………………………..324.2.Становление звуков речи, или постановка звука……………345.Проблема преемственности развития речи…………………….356.Развитие речи в условиях семьи………………………………...36Заключение………………………………………………………….39Список литературы…………………………………………………40ВведениеХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Все мы когда-то были детьми и вспоминая свое детство как беззаботное время тогда я никогда не задумывалась о том, что моя речь с помощью которой я общалась с окружающими могла бы быть неправильной. И только перейдя в школу я поняла, после замечаний учителей конечно, что эта речь к которой я привыкла, была не совсем правильной. Конечно, я не задумывалась о данной проблеме в те годы, но сейчас я понимаю, на сколько важно уделять внимание этой проблеме именно в дошкольном возрасте, чтобы потом будучи уже школьником ребенок смог хорошо освоиться в школьном процессе.Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.Изучая данную проблему, я поняла, что большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят.Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи -один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.1.Периодизация развития речи у детейРечь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; лишь бы были развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление, и физическое состояние было бы хорошим.Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает постепенно.Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения.Речь — сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.Несомненно, речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развивается одновременно.Основные подходы к периодизации речевого развития детейДетская речь –это особый этап в овладении языком и речью, речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 8-9 лет). Внимание к изучению детской речи обусловлено ее своеобразием, в котором проявляются особенности начальных этапов формирования и развития языковой способности, когда она осуществляется по особым («невзрослым») правилам. Овладение языком –длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности, когда в результате переработки и упорядочения речевого опыта у ребенка складывается несколько последовательно сменяющих друг друга временных языковых систем, соответствующих уровню его когнитивного развития и обеспечивающих реализацию его коммуникативных потребностей. Эти временные языковые системы формируют в совокупности некоторые этапы освоения языка. В литературе имеются описания этапов речевого онтогенеза, выделенных с разных позиций. При этом в любой периодизации стоит проблема определения временных границ этапов, так как эти границы нерезки, значительны индивидуальные колебания, поэтому все указания на возраст являются приблизительными. Кроме того, хотя привязка определенного этапа к возрасту и важна, например, для определения границ нормы и патологии в речевом развитии ребенка, более значимым является определение последовательности этапов, порядка появления тех или иных характеристик детской речи. Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, которые резко различаются по используемым ребенком средствам общения. На дословесном этапе (первый год жизни) - это голосовые реакции (вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики –собственно языковые средства (Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова). Некоторые исследователи первый этап в развитии речи рассматривают как подготовительный и включают в него не только стадию предречевых реакций, но и стадию появления первых слов, которые резко отличаются от дальнейшей речи ребенка; в этом случае подготовительный период завершается к полутора или даже двум годам, далее начинается этап становления речи (М.И. Лисина, Г.Л. Розенгарт –Пупко). А.Н. Гвоздев выделяет этапы формирования у ребенка грамматического строя русского языка: 1) период предложений, состоящих из аморфных слов –корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3–,10); 2) период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10–); 3) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3–). М.М. Кольцова представляет следующую последовательность в развитии языка ребенка:3 9,5 месяцев - год 6 месяцев Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе 1 год 6 месяцев – год 8 месяцев Попытки связать два слова во фразу (мама, дай). Усваивается повелительное наклонение глаголов (иди, иди; дай-дай; и т.п), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. 1 год 8 месяцев – год 10 месяцев Пополняются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна) 1 год 10 месяцев – года Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы 23%, другие части речи 14%. Союзов нет. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже 3-й год Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года –соединительные союзы и местоимения 4-5 лет Условная форма придаточных предложения. Длинные фразы, монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов «Почему?» И.Н. Горелов, рассматривая соотношение интеллектуального и речевого развития ребенка, выделяет шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста: 1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–мес.); 2) первые слова –предложения (9–мес.); 3) первые предложения (к двум годам); 4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам); 5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам); 6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам). Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка. На основе исследования письменной речи школьников М.Р. Львовым определена периодизация процесса становления грамматического строя речи учащихся средней школы, в ней выделяется три этапа. Первый этап берет начало в дошкольном детстве и завершается примерно к 12 годам, он характеризуется появлением в речи всех основных грамматических единиц и их регулярным использованием. Второй этап (12–лет) отличается выравниванием в употреблении сопоставимых грамматических форм, их разнообразием, в этот период происходит стабилизация, закрепление усвоенных грамматических форм. На третьем этапе (15–лет) ведущими становятся унификационные тенденции: в ситуациях, в которых ранее школьники употребляли разные формы, они употребляют одну и ту же, что приводит к чрезмерно частому ее употреблению. Данная периодизация выявляет основные тенденции выбора средств языка при порождении письменного высказывания, характерные для школьников той или иной возрастной группы. Таким образом, существует множество критериев, на основе которых возможно выделение этапов и ступеней речевого онтогенеза, процесс освоения той или иной стороны речи расчленяется на этапы. Комплексное рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой, лексикой, грамматикой) проводится обычно в соответствии с условными усредненными периодами детского развития. В следующей главе рассмотрим процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева. 1.2 Этапы речевого развития ребенка А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й - подготовительный (с момента рождения - до 1 года); 2-й - преддошколъный (от 1 года до 3 лет); 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й - школьный (от 7 до 17 лет). А.А. Леонтьев указывает, что выделенные им временные рамки последо-вательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам). 1.3 Подготовительный этап. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией. Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет - это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) - говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев объем лепетных слов расширяется, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. Таким образом, в младенческом возрасте ребенок еще не использует собственно языковых средств для выражения своих состояний и потребностей, первые слова появляются только к концу первого года жизни, поэтому данный этап в развитии речи ребенка принято называть доречевым или дословесным. Однако значение этого периода в речевом развитии ребенка очень велико. Именно в младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале имеют неречевой характер, но постепенно становятся все более членораздельными и начинают выражать все более разнообразное и сложное семантическое содержание. В младенчестве (и даже во внутриутробном периоде) проявляется и способность специфически реагировать на человеческую речь, возникает понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Таким образом, доречевым этот этап в развитии ребенка можно назвать лишь условно. 1.4 Преддошкольный этапВ преддошкольный этап расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» - упал, лежит, споткнулся; «дай» - отдай, принеси, подай; «биби» - идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней: Папа, ди (папа, иди). Ма, да кх (мама, дай кису). Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов: а) механизм подражания словам окружающих; б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи; в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми). Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года - 10-15 слов, к концу второго года - 30 слов, к трем годам - примерно 100 слов. Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей. Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий. Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины). При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка). Показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений, и уже в 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди - идет - идем - не иду; кукла - кукле - куклу). Таким образом, наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь. К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. Поэтому, если в 2,5-3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений - необходимо немедленно проконсультировать его у логопеда, проверить физиологический слух организовать коррекционные занятия. 1.5 дошкольный этапДошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после 3 лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т.д.): - Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет. - Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки. - Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер. В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. В дошкольном возрасте происходит постепенное отделение речи от непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен к восприятию речи вне ситуации, теперь появляется потребность поделиться со взрослым впечатлениями, полученными вне контакта с ним, рассказать об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинается становление монологической речи, хотя поначалу связные высказывания дошкольника еще сохраняют черты ситуативности. В игровой деятельности совершенствуется и диалогическая речь дошкольников, которые с ее помощью планируют, согласуют свои действия, регулируют свои взаимоотношения во время игры. К концу дошкольного периода у детей отмечается в простейших формах ориентация на адресата речи при выборе слов и формулировании мыслей. Использование речи в новых функциях требует правильного фонетического, лексического и грамматического ее оформления. В этот период завершается процесс овладения артикуляцией звуков: нормально развивающийся ребенок к пяти годам умеет произносить все звуки родного языка, воспроизводит слова различной слоговой структуры и звукового состава. Ошибки произносительного характера обычно встречаются в словах малоупотребительных, незнакомых детям (рабаратория –лаборатория). Неверное произношение слова дошкольником может быть обусловлено не столько недостатками фонематического восприятия или трудностью произношения, сколько стремлением осмыслить форму слова, придать звучанию мотивированность (надуванчик –одуванчик, пауктина –паутина). Объем активного словаря дошкольника быстро растет и к 6-7 годам достигает 3,5–тысяч слов. Индивидуальные различия уже в этом возрасте могут быть значительными, и у отдельных детей в словаре может быть до 12 тысяч слов. Наблюдаются качественные изменения в словарном составе речи детей: возрастает доля слов с обобщенным значением, используются слова всех частей речи, слова употребляются более дифференцированно в соответствии с их значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Однако процесс развития словесных значений в этом возрасте не завершается, поэтому часто возникают ситуации непонимания ребенком слова, особенно если оно употреблено в переносном значении, и неверного словоупотребления в речи самого ребенка. Дети дошкольного возраста используют в речи разнообразные типы предложений, в том числе и многие виды сложных, все грамматические формы. Продолжается усвоение системы словоизменения, и хотя в начале этого периода сохраняются ошибки в образовании форм слов, обусловленные незнанием нормативных вариантов (репов –реп, ружьи с ударением на последний слог –ружья, очистю –очищу, ободру –обдеру, цыпёй –цепью, жестей –жестче), постепенно ребенок начинает ориентироваться на норму. Наиболее активны в речи ребенка дошкольного возраста процессы овладения словообразовательной системой русского языка. До трех лет отмечено лишь усвоение суффиксов субъективной оценки (уменьшительности, ласкательности, увеличительности), остальные словообразовательные средства усваиваются позже, и это ярко проявляется в самостоятельном образовании детьми слов по продуктивным словообразовательным моделям –словотворчестве: Слезай студа; Я не вижу, где на кофточке рваность; Твое целование колючее; Сгибчивая береза; Брызгучий кран; Сейчасные клоуны тоже вверх ногами ходят? Элементарные языковые обобщения проявляются не только в самостоятельном словоизменении и словообразовании, но и в стремлении понять и дать логическое объяснение языковым фактам: дьякон –это дикий что ль человек?; услышав фамилию Ломоносов, сейчас же говорит как бы про себя: «Ломает носы». Дошкольник часто задает вопросы «Почему так называется (так говорят и т. п.)?». В некоторых детских высказываниях проявляется осознание условности языкового знака, например, ни к кому не обращенное и сказанное без повода: «Черный –то хлеб не бывает. Черный хлеб –это коричневый. А называют черный». Дошкольник начинает сознательно относиться к речи окружающих, он способен заметить неправильности в речи другого: неверное произношение (Знаешь, как Юра говорит –скула вместо шкура. А он больше меня, ему шесть лет; неправильное или неудачное словоупотребление (Услышав выражение «толстый мост»: Толстый?! Это про людей так говорят –толстый, а про мост говорят широкий; Олечка, знаешь, как словарь называет? Букварь. Встречается и самокоррекция: Женя Гвоздев, спеша, сказал: «Продадуй» (продавай) и тотчас же: «Торгуй». В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь. Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком - играю с братиком; мамой были магазине - с мамой были в магазине; мяч упал и тоя - мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск - это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу. Таким образом, к концу дошкольного периода ребенок практически овладевает родным языком, развернутой фразовой речью, его фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные дошкольнику темы. Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. 1.6 Школьный этапВ школьный период продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится учебная деятельность. Переход на новую возрастную ступень определяет те значительные изменения, которые происходят в речевом развитии ребенка. В процессе обучения совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности. Речь младшего школьника отличается от ситуативной речи дошкольника тем, что переходит постепенно в волевую сферу, становится произвольно регулируемой: ученику необходимо специально обдумывать, планировать свое высказывание, стараться понять обращенную к нему речь. Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие монологической речи, которая требует большей сосредоточенности говорящего (пишущего), хорошей предварительной подготовки, значительного волевого усилия. В школе ребенок впервые в своей жизни сталкивается с понятием языковой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта, жаргона, задумывается об уместности употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях. В связи с овладением научными понятиями у младшего школьника интенсивно совершенствуется обобщающая функция речи. Это проявляется в том числе и в качественном изменении словаря ребенка: в нем значительно увеличивается доля абстрактных слов, которых практически не было в речи дошкольника. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает новыми для него видами речевой деятельности –чтением и письмом, а также книжными стилями речи, и прежде всего научным (учебно-научным подстилем). Под влиянием письменной речи происходит обогащение речи устной, ее лексического и синтаксического разнообразия, усложняется морфологическая структура слов и синтаксическая структура предложений, используемых ребенком. В этом процессе имеются и негативные моменты, в частности появление в речи учеников орфоэпических ошибок под влиянием графической формы слова. Однако становление письменной речи у младших школьников только начинается. Исследования показывают, что их самостоятельные письменные высказывания часто сохраняют черты, характерные для устной речи: ситуативность, сравнительно низкую лексическую вариативность, безатрибутивность. С началом обучения в школе процесс речевого развития ребенка становится управляемым. Большую роль в этом процессе играет, с одной стороны, изучение ребенком теории языка, которое создает базу для осознанного и правильного употребления языковых средств в речи, а с другой –практика речи, которая обеспечивает активизацию языковых средств, быстроту, точность и гибкость их выбора в зависимости от условий речи. М.Р. Львовым были выявлены основные тенденции развития речи учащихся, проявляющиеся в младшем школьном возрасте: рост объема и структурное усложнение единиц речи, выражающееся во все более частом употреблении крупных синтаксических конструкций, в увеличении внутренней сложности этих конструкций, а также в расширении сферы использования слов, имеющих сложный морфологический состав; рост разнообразия используемых языковых средств, выравнивание соотношений сопоставимых грамматических единиц. Итак, развитие детской речи — это сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие — значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие - лишь частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка.Методы и приемы развития речиРоль обучения в развитии речи обосновали своими исследованиями иразработанными системами классики отечественной методики: К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина, О.И. Соловьева, А.А.Пеньевская, М.М. Конина. В дошкольной системе образования получилиширокое распространение учебные пособия и практические руководстваА.М. Бородич, Ф.А. Сохина, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Л.Е. Журовой,О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.В. Гербовой, Н.А. Стародубовой, А.И.Максакова, А.Г. Арушановой. Дошкольная логопедия используетдостижения методики развития речи наряду со специальнымилогопедическими технологиями. Вопросы методики находят отражение впрограмме специального логопедического обучения дошкольников иучебных пособиях известных ученых, представителей современной логопедии: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелевой, В.И.Селиверстова, М.Ф. Фомичевой, В.К. Воробьевой, Т.В. Волосовец и другихисследователей вопросов специальной методики, методических систем,логопедических средств развития речи, форм организации речевой работы сдетьми.Методы и приемы, технологии и техники являются неотъемлемойчастью средств обучения правильной речи, воспитания интереса к языковымявлениям, развития у детей всех структурных компонентов языковойсистемы и функций речи, коррекции недостатков развития и дефектов речи,профилактики вторичных отклонений, отражающихся на становленииличности, успешности дальнейшего школьного обучения. Для методикиразвития речи важными понятиями являются речевой навык, речевое умение,так как их формирование является целью методики.Речёвой навыкРечевой навык – это речевое действие, достигшее достаточной степениавтоматизации, а в отдельных случаях – совершенства; способностьвыполнять то или иное речевое действие, оптимальным образом, снаименьшими затратами времени и энергии.Речевые навыки могут классифицироваться в зависимости от подходових анализу (лингвистический, психолингвистический, педагогический,онтогенетический, логопедический). С позиций рассмотрения форм речиможно выделить навыки внешней речи, имеющей звуковое выражение, тоесть устной речи; речевые навыки внутренней речи, касающиеся внутреннегопроговаривания («речи про себя») с сохранением структуры внешней речи,структуры порождения речевого высказывания, внутреннего программирования. Дидактическими средствами формируются речевыенавыки, относящиеся к различным сторонам речевой системы(фонетической, фонематической,лексической,грамматической, просодической), функции языка и речи (социальные, интеллектуальные,личностные). Это находит отражение в программных задачах развития ивоспитания правильной речи: формировании навыков нормативногозвукопроизношения, слово- и фразообразования, словоизменения, анализаэлементов звучащей речи, использования средств речевой выразительности,удовлетворения коммуникативных, познавательных потребностей иинтересов, культуры коммуникативного поведения.Классик психолингвистики А.А. Леонтьев, характеризуя становлениеязыковой способности человека, рассматривал навыки как процесс«складывания речевых механизмов», а умения как процесс использованияданных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостьюи способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы иих сочетания. Речевые уменияРечевые умения включают комбинирование языковых единиц,применение их в различных ситуациях общения. По мнению современныхисследователей (С.Н. Цейтлин, Е.И. Шапиро, В.А. Погосян, М.А. Еливанова),речевое умение – это способность человека осуществлять то или иное речевоедействие в условиях решения коммуникативных задач на основевыработанных навыков и приобретенных знаний. Неразрывное единствонавыков и умений, их способность переходить друг в друга обеспечивают«непрерывность в поступательном развертывании единого по своей природеи лишь условно разделенного на стадии процесса обучения» (В.А.Бухбиндер).Традиционно выделяют четыре вида речевых умений:1 Умение слушать (аудировать), то есть воспринимать и пониматьобращенную речь в е звуковом оформлении.2 Умение говорить, то есть излагать мысли, чувства, проявления воли вустной форме в процессе вербального общения с помощью языковыхсредств.3 Умение излагать свои мысли, чувства, волю в письменной форме.4 Умение читать, то есть понимать речь в ее графическом изображении.Методические категории «речевой навык» и «речевое умение»соотносятся с психологическими понятиями «речевая операция», «речевоедействие». Речевая операция и речевые действия входят в структуруцелостного акта речевой деятельности.Система методов и приемов направлена на формирование речевойдеятельности, всех компонентов речевой системы ребенка: фонетического,лексического, морфологического, синтаксического, словообразовательного,текстового.Метод– это способ взаимодействия педагога и детей,обеспечивающий у них формирование речевых навыков и умений.Возможно использование различных критериев для классификацииметодов развития речи.2.3 Классификация методов1 Методы формирования основных компонентов речевой системы:1.1. Методы лексической работы;1.2. Методы формирования правильного звукопроизношения;1.3. Методы развития фонематических процессов;1.4. Методы развития темпо-ритмической организации речи;1.5. Методы воспитания и интонационной выразительности речи;1.6. Методы формирования грамматического (морфологического исинтаксического) строя речи;1.7. Методы формирования связной (диалогической и монологической)речи;1.8. Методы ознакомления детей с художественной литературой;1.9. Методы подготовки дошкольников к освоению грамоты.2Методы формирования основных функций языка и речи:2.1. Методы развития социальных функций речи (функция общения,функция освоения социального опыта, функция приобщения к культурнымценностям);2.2. Методы развития интеллектуальных функций (номинации илиназывания; индикации или обозначения предметов, объектов, явлений,действительности; обобщения в процессе освоения понятий; опосредствования высших психических функций; удовлетворенияпознавательных интересов и потребностей);2.3. Методы развития личностно значимых функций (рефлексии,самовыражения, самоактуализации, смореализации);2.4. Методы развития эстетической функции языка и речи(формирования эталонов в сфере языка, воспитания интересов кхудожественной литературе, поэтическому слову; формирование мотивациии активности в художественно-речевой деятельности).3 Методы организации речевой деятельности:3.1. Методы формирования мотивации обучения родному языку;3.2. Методы управления вниманием детей на занятиях;3.3. Методы активизации речевой деятельности дошкольников впроцессе обучения;3.4. Методы контроля усвоения знаний, сформированности навыков,умений в процессе обучения;3.5. Методы планирования и прогнозирования результатов воспитанияи обучения детей правильной речи;3.6. Поисковый или метод создания проблемных ситуаций в процессеобучения. Этот метод можно назвать эвристическим, активизирующимпроцесс самостоятельного поиска, достижения результата нетрадиционнымиспособами, проявления творчества.3.7. Коммуникативный метод. Этот метод в равной степени может бытьотнесен ко второй и третьей группам классификаций. Применениекоммуникативного метода предполагает формирование у детей мотивацииречевого высказывания, необходимых языковых средств для достиженияцелей общения, возможностей и условий применения средств языка вкоммуникативной ситуации, речевой активности ребенка в условияхобщения.4 Методы, соответствующие дидактическим целям занятий:4.1. Методы сообщения нового материала;4.2. Методы закрепления знаний, автоматизации навыков, формированияумений;4.3. Методы обобщения и систематизации знаний;4.4. Методы контроля усвоения знаний, формирования навыков и умений.5 Методы, соответствующие формам организации речевой работы:5.1.Методы фронтальной работы;5.2.Методы работы в парах, в малых группах;5.3.Методы индивидуальной работы.6 Методы, соответствующие педагогическим задачам:6.1.Методы обучения;6.2.Методы воспитания;6.3.Методы развития;6.4.Методы коррекции.7.Методы, соответствующие способам и средствам взаимодействияпедагога и детей:7.1.Наглядные методы (наблюдение);7.2.Словесные методы (рассказ, беседа, чтение произведений детскойлитературы);7.3.Практические методы (дидактическая игра, моделирование,продуктивные виды деятельности, предметно-практическаядеятельность, арт-педагогические методы).Отбор методов для речевой работы с детьми осуществляется всоответствии с целями, задачами обучения, воспитания, развития с учетомконцептуальных основ, отраженных в принципах методики развития речи.Более эффективным, как показывает опыт, является оптимальное сочетаниеметодов и приемов в речевой работе с дошкольниками на занятии. Назанятиях и различных видах деятельности могут быть использованы нетолько известные разнообразные приемы, но и авторские.Прием может рассматриваться как часть метода, педагогическоедействие в рамках метода, например, при использовании метода беседыможет применяться сочетание словесных и наглядных приемов (показ ирассматривание картины, демонстрация предметов, различные видывопросов, указания педагога, оценка детской речи). Традиционноиспользуются три группы приемов.Словесные приемы: речевой образец; объяснение; указания (обучающие, организующие); отраженное повторение (повторное проговаривание); сопряженное произношение; напоминание; замечание; вопросы (репродуктивные, поисково-проблемные, наводящие,подсказывающие); оценка детской речи (воспитывающий и обучающий характероценки).Наглядные приемы: демонстрация предметов, действий; рассматривание предметных сюжетных картин; сравнение, сопоставление предметов, картинок, сюжетных картин; наглядное моделирование (работа с различными моделями,сигнальными карточками); работа с макетами, картами, планами, наблюдения на экскурсиях.Практические приемы: моделирование; практические действия с предметами; опыты и эксперименты с целью познания свойств предметов; выполнение практических заданий по инструкции педагога; трудовые действия.Основные требования к дидактическому материалу: соответствие программным требованиям; соответствие возрасту детей; соответствие детским интересам, должен быть привлекательнымдля дошкольников; соответствие эстетическим требованиям; соответствие требованиям безопасности для здоровья.Применение разнообразных средств развития речи детей возможнотолько в насыщенной, богатой образовательной среде. В речевой работе сдетьми используются тематические наборы игрушек, разнообразныедидактические настольно-печатные игры, музыкальные игрушки и некоторыедетские музыкальные инструменты, наборы конструкторов, наборы дляизобразительной деятельности, пособия для развития мелкой моторики,наборы для флонелеграфа, наборы предметных картинок, сюжетных картин исерии картин разной сложности, альбомы, фотографии, артикуляционныепрофили, разнообразный материал для моделирования, разнообразныематериалы дл поощрения, стимулирования активности детей (фишки,картинки, флажки, звездочки).Эффективность работы по развитию речи определяется многимифакторами, одним из них является методически грамотный отбордидактического, речевого материала для занятий с детьми. Он должен нетолько соответствовать программным требованиям, но быть интересным длядетей представлять новизну. Особенно тщательно подбирается тематическийсловарь для занятий, определяется сочетание наглядных, словесных,практических методов и приемов. Рекомендуется полифункциональноеиспользование наглядных пособий, применение одного пособия для решениянескольких дидактических задач. Необходимо предусмотреть постепенное,последовательное усложнение предъявляемого речевого и наглядногоматериала, возможности запоминания детей, прочного закрепления навыков.Речевое развитие дошкольников в современных условиях проходит вразличных формах с использованием игровых, артпедагогических¸коммуникационных, а иногда новых нетрадиционных технологий.2.4 Интегрированные занятия.Опыт показывает эффективность интегрированных занятий. Этот вид занятий реализует деятельностный подход, предполагает объединение различных видов деятельности, применение разнообразных средств речевого обучения. Примером может быть объединение средств художественной литературы и рисования с целью развития связной речи; сочетание музыкальной и изобразительной деятельности с речевой.2.5 Комплексные занятия.На эффективность комплексных занятийуказывают Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова. Системообразующим стержнемявляется единство содержания. Решение разных дидактических задачвозможно в русле тематического единства. Например, темой «Осень» могутбыть объединены задачи различных направлений программы воспитания иобучения детей дошкольного возраста. Педагоги-практики проводяткомбинированные, смешанные, объединенные, итоговые, проверочные, посообщению нового материала, закреплению пройденного и другие виды взависимости от целей обучения.Остаются неизменными требования качества развития речидошкольников. Условиями эффективности речевой работы педагога с детьмиявляются:1 Тщательная подготовка к занятию: постановка цели, задач; планирование занятия, прогнозирование его результатов; использование методической литературы; отбор речевого материала в соответствии с программой, подготовканеобходимого раздаточного и демонстрационного материала; определение метода обучения или сочетания методов и приемов; написание в зависимости от опыта конспекта, плана-конспекта;2 Соответствие дидактического материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.3 Определение формы проведения речевой работы, адекватной цели,программному содержанию, по возможности, соответствующей интересамдетей.4 Развивающий и воспитывающий характер речевой работы с детьми:наряду с задачами развития речи, воспитания речевой культуры решаютсязадачи умственного, нравственного, эстетического воспитания.5 Положительный эмоциональный фон занятия, благоприятнаяпсихологическая среда, педагогический такт и культура общения педагога сдетьми.6 Четкая организация занятия, продуманный благоприятные гигиенические и эстетические условия.7 Соответствующая целям и задачам структура занятия, установлениевзаимосвязи между частями занятия.8 Оптимальная смена деятельности на занятии, планированиединамической паузы для детей.9 Сочетание на занятии фронтальной и индивидуальной работы,обеспечение индивидуальной помощи детям.10 Правильная «педагогическая речь» воспитателя.11Обеспечение на занятии постоянной обратной связи от ребенка кпедагогу, закрепления материала.12 Контроль на всех этапах работы качества обучения детей иэффективности усвоения ими программного материала.3.Методика развития словаря у детей дошкольного возрастаОчень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь — в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем — перенести как можно больше пассивных слов в актив.3.1 Словарная работаНа первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу.Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова.Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.)Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий — составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.3.2 Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возрастаРеализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:— занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)— занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),— занятия, решающие задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.3.3 Монологическая речьДля обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы. На следующем этапе ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме.Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.3.4 Практическая работа по диагностике и формированию словаря детей1. Диагностика2. Дидактические игры (на формирование словаря)«Перепрыгни через ров»Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.Организация занятия.Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).Перед каждой командой рисуют две параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:Если хочешьЛовким быть,Если хочешьСильным быть,Если хочешьБыть здоров, --ПерепрыгниЧерез ров!все прыгают. Выигрывает та команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанный уже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать, предложив детям прыгать с закрытыми глазами.«Молчанка»Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок.Организация занятия.Перед началом игры дети хором произносят:Первенчики, червенчики,Зазвенели бубенчики.По свежей росе,По чужой полосе.Там чашки, орешки,Медок, сахарок.Молчок!Со словом «молчок» все замолкают и не двигаются. Ведущий (воспитатель) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, или заговорит, или пошевелится, он дает ему фант. В конце игры дети выкупают фанты — выполняют действия по команде: залезают под стол и вылезают, подпрыгивают на месте два--три раза; выходят в раздевалку и входят в групповую комнату; отодвигают стул и задвигают на место; выглядывают в окошко; приседают, встают, подбрасывают мяч; перепрыгивают через веревочку и т. д.Игра эта увлекает обычно детей всех возрастных групп.МОЯ СЕМЬЯЭтот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК— Пальчик-мальчик, где ты был?— С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел.На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.4. Этапы обучения правильному звукопроизношениюОбучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.4.1 Подготовительный этапI этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.4.2 Становление звуков речи, или постановка звукаII этап — становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.5. Проблема преемственности речевого развитияРеализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучение родному языку является важнейшей проблемой российского образования. Этот принцип опирается на теорию развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и на деятельностный подход к формированию и развитию способностей человека. По В. В. Давыдову, творческое созидание, преобразующее начало должны обязательно присутствовать в учебной деятельности. Перспективность и преемственность во многом определяют эффективность его усвоения. Изучение преемственных связей по развитию речи между ДОУ и начальной школой показало, что необходимо соотносить содержание речевой работы и обучение грамоте в детском саду с требованиями, предъявляемыми к уровню развития речи детей начальной школой.Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6 — 7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.Однако выявляется много нерешенных проблем. Учителя начальных классов, не всегда учитывают в работе реальный уровень развития словаря детей, поступающих в первый класс, что приводит к нарушению логики речевого развития. Педагоги недооценивают сенсорную основу формирования словаря, что влечет за собой поверхностное усвоение слов. Такая тенденция прослеживается в некоторых программах детских садов, начальных классов. Изучение практики словарной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) показывает, что она неоправданно ограничивается упражнениями преимущественно над одной из сторон развития словаря.Успех в освоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются связи в овладении разными сторонами речи — фонетической, лексической, грамматической. По мнению специалистов, преемственность и перспективность являются обязательными элементами систематичности в обучении родному языку, поэтому необходимо соблюдение следующих условий:-единые теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития речи;- знание учителями начальной школы методики и программы развития речи дошкольников;- ознакомление воспитателей дошкольных образовательных учреждений с программой обучения грамоте и развития речи в начальной школе;- соблюдение принципов развивающего обучения, сформулированных в трудах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина;- развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников и учащихся начальных классов;- вычленение приоритетных линий развития каждой речевой задачи, включая фонетическую, лексическую, грамматическую сторону, а также развитие монологической речи в контексте единых требований;- формирование коммуникативных умений и навыков.Важным условием преемственности в обучении родному языку является продолжение всех направлений работы по развитию речи и понимание того нового, что появляется в языковом сознании детей на каждом возрастном этапе. Разработанная методика обучения всем сторонам речи дошкольника (фонетической, лексической, грамматической) должна продолжаться в начальной школе, углубляя и расширяя речевые умения детей.5.1 Речевое развитие в условиях семьиДошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка.Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые - не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.), - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко.В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения (то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией). В итоге к шести - семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители.ЗаключениеОдной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию.Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Причем взрослым избавиться от подобных привычек гораздо сложнее чем детям, которые могут их вообще избежать. И именно это зависит от нас – воспитателей.Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.В конце данной работы я бы хотела отметить, что проблема, которую я постаралась изложить выше,она нуждается в разрешении в таком раннем возрасте когда сами дети даже не осознают ее существование. И именно поэтому на нас взрослых лежит большая и важная задача дать нашим детям и всему подрастающему поколению в целом качественное и правильное воспитание и обучение.Список литературы1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,20036. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М., Просвещение, 19818. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№910. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.