Предшкольная подготовка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предшкольная подготовка
Автор: Буньков Наталья Ивановна
Пояснительная запискаОбращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.Поэтому на первый план выходят новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.Нормативно-правовое обеспечение программы:1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.2.Конституция Российской Федерации 1993 г.3.Конвенция ООН о правах ребенка.4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.5.Федеральный государственный стандарт НОО.6.Устав ОУ7. Положение о группе предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста МБОУ «Катандинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза П.Н.НаговицинаПрограмма разработана коллективом учителей начальных классов МБОУ «Катандинская СОШ» и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Цель данной программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.Программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. При разработке программы за основу взят комплект программы «Предшкола нового поколения», Составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова . В комплект входит 3 парциальных программы: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по окружающему миру», «Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму». Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей (законных представителей) на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.Актуальность разработки данной программы:необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием: -сохранение и укрепление здоровья детей;- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися. Занятия по программе «Успешный первоклассник» способствуют формированию: -направленного внимания; -познавательного и коммуникативного мотива; воспитывают:-любовь и уважение к родителям; -интерес к изучению окружающей среды; -наблюдательность;-доброжелательное отношение к окружающим;-желание помогать другим;обучают:-правилам личной гигиены; - приёмам самообслуживания; -работе с простейшими инструментами;-приёмам проведения опытов и экспериментов; укрепляют:-чувство уверенности в своих силах; - чувство собственного достоинства. Задачи подготовительного курса:-обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;-помочь детям вжиться в позицию школьника;-содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.-формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;-обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;-развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;-развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);-формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:-занятие-игра; -занятие-путешествие; -занятие-исследование; -занятие-праздник; -занятие-спектакль; -занятие-конкурс; -занятие-экскурсия;-занятие-соревнование. Основные принципы работы:1.Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;2.Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;3.Комплексный подход при разработке занятий,4.Вариативность содержания и форм проведения занятий;5.Систематичность и последовательность занятий;6.Наглядность.7.Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;8.Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;9.Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;10.Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;11.Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки «Успешный первоклассник».Характеристика результатов формирования универсальных учебных действийЛичностные УУД1.Ценитьи принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».2.Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовьк родителям.3.Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.4.Оценивать жизненные ситуацийи поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.Регулятивные УУД1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности,в жизненных ситуациях под руководством учителя.3.Определять план выполнения заданий науроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.Познавательные УУД1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которыебудутсформированы на основе изучения данного раздела.2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информациюв учебнике.3.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.4.Группировать предметы, объекты наоснове существенных признаков.5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.Коммуникативные УУДУчаствовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.3.Слушать и понимать речь других.4.Участвоватьв паре. Адаптационные занятия организуются на базе МБОУ «Катандинская СОШ»имени Героя Советского Союза П.Н.Наговицина и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.Программа рассчитана на 5 недель. Общее количество занятий – 20.Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.Формы и методы работы. Индивидуальные достижения дошкольников фиксируются после каждого занятия в оценочном листе (см. Приложение 1) представляющем собой таблицу с цветными квадратами (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий-подтянуться), что позволяет иметь возможность оценивать успехи каждого ребенка и накопить материал с целью составления рекомендаций для последующих работ и для общения с родителями. В ходе обучения планируется проведение самостоятельных работ, тестов, диагностик, позволяющих определить степень усвоения материала и довести результаты до сведения родителей на тематических встречах или индивидуальных беседах. После завершения обучения в группе подготовки планируется проведение психолого-педагогической диагностики, включающей в себя следующие знания:- копирование рисунка- ориентировка в межклеточном пространстве,- решение простых математических задач с графическим изображением ответа- тест на развитие фонематического слуха- выделение главного признака предмета- выявление закономерности- графический диктант.Ожидаемые результаты:Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей (законных представителей).Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность, направленную на подготовку к школе.Распределение количества занятий по образовательным областямЦиклограмма работы с родителями (законными представителями) будущих первоклассников.Формы работы:день открытых дверей;консультации;устный журнал для родителей (законных представителей);педагогический лекторий для родителей (законных представителей).Тематика:Советы практического психолога.Физическая подготовленность ребенка к школе.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.Социально-личностное развитие будущего первоклассника.Первые дни ребенка в школе.Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей. Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений1.Основные цели программыФормирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций; формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка.Тематическое планированиеПознавательно-речевое развитие и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письмуОсновные цели: формирование целостной картины мира, познавательных интересов, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка.В этой области дошкольного образования происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций.Формируются общие представления ребенка об окружающем его мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве.На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из основных условий познания.Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:опору на природную детскую любознательность;поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;пору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение, игровая деятельность;организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;опору на совместную деятельность детей и взрослых.Информация для познавательно-речевого развития предоставляется детям в интегрированном виде из разных областей культуры: речевой и языковой, из мира искусств, общественной жизни человека, его здоровья и экологии, математики и естественных наук, ОБЖ и гигиены и пр.Познавательно-речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.Интеллектуальная готовность — это прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления (однако в основном мышление дошкольника остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами или их заместителями), а также достаточный уровень сформированное познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.Познавательно-речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.Тематическое планирование Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе формирования у детей познавательного интереса к окружающему мируОсновные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентации, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи. В этой области образования происходит развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, формирование положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру.Образование, направленное на социально-личностное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:создание условий для появления нравственных основ патриотических чувств (первоначальные представления о России - стране, в которой он живет, о столице России - Москве, о малой родине, о родной природе и др.);воспитание доброжелательного отношения к окружающим, воспитание уважения прав сверстников, умения сотрудничать с ними;формирование положительного отношения к себе (уверенность в своих возможностях, осознание своих прав и свобод не в ущерб окружающим сверстникам, осознание ценности сотрудничества с другими людьми);формирование культуры поведения (правила поведения в общественном месте, правила вежливости, правила приличия);формирование у ребенка внутренней позиции будущего школьника;формирование умений работать по правилу, по образцу, точно выполнять инструкции, контролировать процесс и результат деятельности.Социально-личностная готовность ребенка к школе включает в себя сформированность нравственных и коммуникативных способностей ребенка.Личностная готовность ребенка к школе характеризуется, прежде всего, готовностью ребенка (сформированностью внутренней позиции) к принятию новой социальной роли - роли школьника, имеющего круг прав и обязанностейТематическое планированиеПрограммное обеспечение:Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать (книга для работы взрослых с детьми).Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать (тетрадь для работы взрослых с детьми).Чуракова Р.Г., О.А. Захарова. Кронтик учится рисовать фигуры (книга для работы взрослых с детьми).Чуракова Р.Г., О.А. Захарова. Кронтик учится рисовать фигуры (тетрадь для работы взрослых с детьми).О.А. Захарова. Учимся записывать числа (тетрадь для работы взрослых с детьми).Чуракова Р.Г., Н.А. Чуракова, О.А. Захарова. Живопись и математика. Комплект репродукций ( 40 штук) и методическое пособие для работы взрослых с детьми.Авторы: И.С. Рукавишников, д.ф.н., проф.; Л.В. Харазова, к.б.н.; Т.Г Раджувейт, к.п.н.Необходимые учебные пособия:И.О. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать». Книга для работы взрослых с детьми.И.С. Рукавишников, Т.П. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать». Тетрадь для работы взрослых с детьми.И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Кронтик осваивает звуки». Книга для работы взрослых с детьми.И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Кронтик осваивает звуки». Тетрадь для работы взрослых с детьми.О.Н. Федотова. Маша и Миша изучают окружающий мир (Книга для работы взрослых с детьми);О.Н. Федотова. Маша и Миша изучают окружающий мир (Тетрадь для работы взрослых с детьми);О.В. Малаховская «Кронтик учится слушать и рассуждать» (Книга для работы взрослых с детьми).О.В. Малаховская «Кронтик учится слушать и рассуждать» (Тетрадь для работы взрослых с детьми).Н.А. Чуракова «Кронтик в музее. Как там - внутри картин?» (Книга для работывзрослых с детьми)Н.А. Чуракова «В музее с Кронтильдой». (Книга для работы взрослых с детьми)А.Чуракова «Малевич и Матисс» (Альбом для работы взрослых с детьми) Оценочный лист (схема) Приложение 1.Индивидуальные достижения дошкольников – отлично - хорошо - подтянуться