«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Колумбаева Наталия Вениаминовна
«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»“Если вы не видите немедленного результата – хорошего или плохого, -будьте терпеливы и наблюдайте»ДипакЧопра.Аннотация.В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями впсихическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют наразвитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологическойобстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированныйподход к обучению, завышенныетребования школьного образования,опережающие темпы развития головного мозга ребенка. И своевременноевыявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в школе, исоответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятностьперерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.Цель данной статьи поделиться и рассказать о значимости логопедическойритмики в системе методик, направленных на коррекцию речевых ипсихологических нарушений у детей с ограниченными возможностями.Ключевые слова:логоритмика, речь, развитие, дефектВ нашем образовательном учреждении педагог - психолог сопровождаетдетей с нарушением слуха и речи.По моим наблюдениям, именно такие детииспытывают значительные трудности диагностики интеллектуальныхнарушений, сложности разграничения влияния умственной отсталости исенсорных нарушений на ход психического развития ребёнка. У большинствадетей отмечены эмоциональные и коммуникативные нарушения, которыеявляются следствием других первичных расстройств и заболеваний(расстройств аутистического спектра, психических заболеваний).Одной из универсальных базовых способностей человека являетсяритмическая способность. Всё в нашем организме подчинено ритму-работает ли сердце, лёгкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесносвязано с формированием пространственно-временных отношений.Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувстворитма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, пониматьмузыкальные произведения.Система ритмического воспитания получила распространение в началеXX века в Европе и стала известна под названием « метод ритмическойгимнастики». Её создателем был швейцарский педагог и музыкант ЭмильЖак-Далькроз (1865-1950). Логопедическая ритмика Г.А.Волковой - первоеиздание в России, посвящённое проблемам логоритмического воздействия налиц с речевой патологией. Согласно исследованиям современных учёных,Г.А.Волковой, Н.А.Власовой, В.А Гринер, естественнонаучная основалогопедической ритмики складывается из комплекса биологических,психолого- педагогических и музыкальных дисциплин[1].Основываясь на данном принципе, я стала внедрять элементылогоритмики и отметила, что детям очень нравится данный вид работы.Эффективность исправления недостатков развития, присущих детям сограниченными возможностями, зависит от правильной постановки всегоучебно- воспитательного процесса на коррекционных занятиях и отприменения специфических приёмов обучения.Опыт моей деятельности действительно подтвердил ученияо том, чтовсе окружающее нас пространствоживёт по законам ритма:смена времёнгода, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчиненоопределённому ритму.[2] Любые ритмические движенияактивизируютдеятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего возрастарекомендуется заниматься чувством ритма в доступной для школьников сограниченными развитиями здоровья вформе- логоритмическихупражнениях и играх.Реализуя данный принцип, я убедилась, что логоритмическиеупражнения дают неограниченную возможность отработки и закрепленияречевых навыков и коммуникативных способностейучащихся,воспитания положительной мотивации к учёбе, раскрытию ребёнка какличности. Очень важна логопедическая ритмика для детей с такназываемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительныйэмоциональный настрой речи, мотивацию к выполнению коррекционныхупражнений. Так, логоритмические упражнения воздействуют на речевые инеречевые процессы:развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти,пространственных представлений и навыков зрительнойориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики,координации движений; развитие мимической мускулатуры;развитие внимания.развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа иритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие оральногопраксиса; формирование фонематического слуха; коррекциязвукопроизношения.В списке моего инструментария, обычно стоят следующие упражнения:двигательныеупражнения, направленные на нормализациюмышечного тонуса;упражнения, воспитывающие чувство ритма,дифференцированность движений;упражнения на развитие внимания.В копилку своих приемов я могу отнести:показ движений, сопряжёно-отражённое и совместноевыполнение движений;словесная инструкция с конкретным показом речедвигательногодвижения под музыку.Основным видом деятельности моей практики являютсякоммуникативные игры. Игры с выбором участника или приглашениемпозволяют задействовать малоактивных детейпри отборе составаучастников.Дети с удовольствием включаются в пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры. Структура занятий выстраиваетсяв виде эшафота, где каждое занятие служит ступенькой для последующего.Тем самым соблюдается последовательность, постепенное осложнение иповторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, ичёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарьдетей.В итоге, совокупное, целенаправленное коррекционное воздействие, с однойстороны, ведёт к исправлению речевых дефектов, с другой стороны - создаётбазу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклови даёт возможность социализироваться в обществе [3]. В результатепрактического воплощения моих занятий по логоритмике представляетсявозможным констатировать следующие результаты:1 Исправление и смягчение дефектов речи детейссистемнымнедоразвитием речи.2 Улучшение двигательных способностей детей (появляется чёткость икоординация движений, способность ощущать ритмическуювыразительность).3 Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в своюочередь, активизирует умственную деятельность участников группы.4 Появление потребности в красивом выразительном движении.Подводя итоги своей работы по реализации логоритмическихупражнений, хочется еще раз подчеркнуть, что главный принципдостижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждомуребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевыевозможности.Поэтому до начала занятий обязательно нужно «растопитьлед», наладить доброжелательное, внимательное общение с детьми и неждать скороспелых результатов.Литература:1Коррекционная педагогика. Научно - методический журнал.№2 (60),20142Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига,2002 – 213 с.3Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченнымивозможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002 – 80 с4Коррекционно - развивающее образование. Научно - методическийжурнал. № 4 (26), 20135Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников/А.Л.Сиротюк.М.: ТЦСфера, 2001.8 с.6 Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическоесопровождение обучения/ А.Л.Сиротюк.М.: ТЦСфера, 2003.288 с.7.ФЭН- НАУКА, выпуск №3(18)/2013