Диалог в форме беседы: виды и стили поведения.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диалог в форме беседы: виды и стили поведения.
Автор: Смиркина Елена Александровна
Диалог в форме беседы: виды и стили поведения.Беседа- наиболее распространённый жанр общения. Беседы могут проходить среди друзей, коллег, знакомых, педагогов, детей и т.д. В любой беседе разделяют две основные стратегии: эгоистическую и альтруистическую. Исходя их самих названий, вполне можно предположить, что именно характеризуют эти виды. Эгоистическая стратегия превращает диалог в монолог. Цель эгоистической стратегии- выговориться, заявить о себе, самоутвердиться, а часто и подавить партнера.Альтруистическая стратегия подразумевает истинный диалог. Выражается это в преследовании общей цели, поисках компромиссов решений, обоюдном уважении собеседников. В ходе беседы можно определить характеристику личности человека, т.к. впечатление от манеры речи распространяется на весь образ в целом. До того, как человек показал себя в деле и в работе, можно побеседовать с ним. Беседа определяет характер человека, его отношение к другим. Как утверждали мудрецы: «В беседе важно слушать, а не говорить», или «Слово-серебро, молчание-золото». Если вы хотите больше узнать о ком-то, дайте сказать и слушайте. После, задавайте вопросы, начиная с нейтральных и продолжая более предметными и конкретными.Беседа имеет свои формы и виды, а именно:Непринужденная дружеская беседа. Это беседа важна той атмосферой, которая при ней создается. Темы должны быть легкими, комфортными, не нарушающие душевную атмосферу. Этот тип беседы подразумевает альтруистическую стратегию. Только при таком взаимодействии возможно подтвердить слова А. де Сент-Экзюпери (3) «Высшая роскошь на Земле-это роскошь человеческого общения». Дружеские беседы очень часто можно встретить на страницах книг, в том числе и детских. Поэтому важно на таких примерах прививать детям подобное отношение к друзьям и важность общения с ними.Проблемная беседа. Не всегда это может быть выяснения ситуации или решение проблем. Это разговор о делах, о нахождении ответов: Как быть? Что лучше сделать, чтобы…? Эта беседа больше похожа на мозговой штурм, дискуссию. В отличии от непринужденной дружеской беседы, в проблемной беседе иная речевая ситуация-побуждающая, без фантазий и абстрактных идей.Ознакомительная беседа. Данный вид также можно назвать «выпытывающей», разведывающей беседой. Начало, как правило, такой беседы-это анкетные данные. Далее-интересы. Что вы хотите узнать о партнере (о публике) и что сами готовы рассказать о себе. Важно понимать, что существуют запретные темы. Их надо почувствовать и промолчать, если есть сомнения. Чем рискованнее беседа, тем деликатнее она должна вестись. В помощь вам владение языком и словом, чтобы не попасть в крайнюю ситуацию.Светская беседа. Не слишком распространенный жанр беседы, который может встречаться среди определенной публики, в зависимости от статуса и стиля жизни. Беседе присущ альтруистический стиль. Если поблизости есть друзья, то подобная беседа перерастет в дружескую. Часто темы бывают абстрактными. В педагогической практике во взаимодействии ученика и учителя такая беседа не совсем уместна, т.к. не выражает основной цели педагогики. Но в большинстве произведений литературных классиков светская беседа хорошо описана и ученики вполне могут иметь полное представление о месте, темах, участниках подобных бесед.Деловая беседа. Рабочий инструмент для бизнеса. По своей сути деловая беседа-это переговоры, торг, договоренности и т.д. Цель деловой беседы-выявление взаимовыгодных решений для удовлетворения разных интересов участников. Приемы деловой беседы: захватить и удержать инициативу, выяснить подлинное состояние дел, предложить партнеру альтернативу, обменять несущественное на существенное, четко обсудить и утвердить условия.Информационная беседа. Разновидность такой беседы: экзамен. Форма информационной беседы: прямой вопрос-прямой ответ. Часто типичная ситуация для педагогической деятельности. В такой беседе важно, чтобы все речевые цели были подчинены конечной.При любом виде беседу труднее спланировать, чем монолог. Заранее просчитать слова и реакцию своего собеседника, практически, невозможно. Можно только предположить. Это подтверждает, что подготовка к беседе –важная составляющая успеха. На основании вышеперечисленного описания беседы можно сделать вывод, что необходимо знать: виды бесед, целевые установки, приемы ухода от «острых вопросов», методы перевода беседы в различные функциональные формы, «хитрости» извлечения информации от других участников беседы, выбирать оптимальное поведение и стратегию ведения беседы.Для эффективной психологической организации беседы стоит обратить внимание на:1. Атмосфера. Желательно, отсутствие ярких раздражителей в месте проведения беседы или неожиданных событий (ситуаций).2. Оптимальное время для всех участников беседы.3. Расположение собеседников в пространстве комфортно, при необходимости- согласно их статусу.Действия при развитии диалога в беседе:1. С целью получения информации расспрос одного участника другим.2. Передача информации от одного участника другому.3. Внимательное обоюдное слушание.Для получения информации (расспроса) в беседе:1. Настроить партнера на тему.2. Стимулировать партнера на коммуникацию.3. Стимулировать партнера на развернутость высказывания.4. Уточнять, при необходимости, информацию партнера.Важные элементы в слушании партнера:1. Мобилизировать внимание для понимания смысла сказанного.2. Уточнение или перефразировка слов партнера.3. Понимание эмоционального состояния партнера.4. Для более точного вникания в смысл и форму сказанного оценка ситуации с позиции партнера.Для педагога, чтобы владеть методом беседы, необходима хорошая профессиональная подготовка: различные техники речи, функции руководителя и организатора. Мастерская беседа с учениками всегда способствует выявлению умений учителя опираться на жизненный опыт и формировать учебный опыт учеников для активного использования приобретенных знаний. Беседа позволяет учащимся включаться в различные виды творческой и учебной деятельности при плотном взаимодействии с учебным материалом. Беседа –метод обучения, стимулирующий учеников думать, рассуждать, предполагать, сравнивать и анализировать. Сухомлинский (1) писал:» Подростки ощущают огромную потребность в беседах: им хочется рассуждать». __________________________________________________________________ Василий Александрович (1918-1980) Советский педагог, Выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР.