Тема: «Эта волшебница, чудо-вода! Работа прошла экспертную оценку и получила положительное заключение редакционного совета СМИ ВОП "ЗАВУЧ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Эта волшебница, чудо-вода! Работа прошла экспертную оценку и получила положительное заключение редакционного совета СМИ ВОП "ЗАВУЧ"
Автор: Соколова Елена Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 156
Конспект занятия
по познавательному развитию
в старшей группе
Тема Эта волшебница, чудо-вода!
Работу выполнила
Соколова Елена Ивановна
МБДОУ детский сад № 156
Тверь
2018 год
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1.Расширять представления детей о свойствах воды, ее значении в жизни
человека и роли в природе.
2.Учить детей старшего дошкольного возраста проводить несложные опыты с водой.
3.Познакомить детей с минеральными целебными напитками Тверского
края.
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей интерес к познанию мира водной стихии.
2.Развивать умение выражать свои мысли последовательно, опираясь на
полученные знания и свой собственный опыт.
3.Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое
мышление, любознательность, умение наблюдать и анализировать.
Речевые задачи:
1.Поощрять попытки детей делиться с воспитателем и сверстниками раз-
ными впечатлениями, уточнив источник полученной информации.
2.Способствовать развитию у детей умения самостоятельно находить от-
веты на разные вопросы опытно-экспериментальным путем.
3.Обогащать словарный запас детей, связанный с темой воды.
Воспитательные задачи:
1.Подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию необхо-
димости водосбережения в нашей жизни.
2.Формировать навыки повседневного природоохранного поведения в
в отношении водных запасов у детей 6-го года жизни в быту, на при-
роде и т.д.
3.Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отно-
шение к природе в целом.
Структура: Организационный момент: 0,5 минуты;
1 часть: 3 минуты;
2 часть: 14 минут;
3 часть: 1 минута;
4 часть: 3 минуты;
5 часть: 0,5 минут;
6 часть: 1 минута.
Игровая мотивация: (организационный момент): приветствие.
1 часть: познавательная разминка;
2 часть: практическая (опытно-экспериментальная);
3 часть: физкультминутка;
4 часть: словесно-игровая;
5 часть: познавательно-краеведческая;
6 часть: песенно-игровая.
Общее время: 23 минуты.
Резервное время: 1-2 минуты.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
1 часть: наблюдение за правильным отгадыванием детьми загадок на картинки- слайды;
2 часть: наблюдение за опытно-экспериментальной деятельностью
детей;
3 часть: наблюдение за точным выполнением движений детьми в
соответствии со словами;
4 часть: наблюдение за выстраиванием речевых цепочек детьми по теме;
5 часть: опрос детей: в чем целебные свойства воды Тверского края?
6 часть: наблюдение за исполнение песни Дождик муз. В. Карасевой,
слова Т.Волгиной.
Организация детей:
1 часть: построение детей на ковре в шеренгу лицом к доске;
2 часть: работа детей за столами в опытно-экспериментальной лаборатории;
3 часть: дети стоят свободно у своих стульчиков;
4 часть: дети сидят на ковре;
5 часть: дети стоят у стола воспитателя;
6 часть: свободное построение детей на ковре.
Оборудование:
доска с экраном, ноутбук, столы для опытно-экспериментальной работы.
Демонстрационный материал:
слайды, изображающие водные ресурсы планеты Земля (реки, озера, моря
океаны), плакаты по теме вода, лабораторное оборудование на столе педагога,
запись шумов природных явлений, бутылки с минеральной водой Тверского
края.
Раздаточный материал:
набор индивидуального оборудования для опытно-экспериментальной
работы, эмблемы на каждого ребенка с изображением водной стихии.
Предварительная работа:
Знакомство со звуковой картиной Водопад, рассматривание водопрово-
да в туалетной комнате и нагревателя в моечной, чтение художественной лите-
ратуры о воде (сказки, стихи, рассказы), заучивание малых фольклорных форм
(чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, заклички…),
рассматривание плакатов Экономьте воду, Вода нужна всем, заучивание
потешек и стихотворений о воде в природе, об использовании человеком воды
в бытовых и промышленных целях, разучивание словесных и подвижных игр,
связанных с водой стихией, проведение опытов на растениях в уголке природы,
труд в природе- годовой цикл, организация дидактических и сюжетно-ролевых
игр, организация и проведение краткосрочных и длительных по времени наб-
людений с зарисовкой сменяемых картинок, разучивание танцевальных номе-
ров, физкультурно-игровых упражнений, продуктивная деятельность в детском
саду и дома по данной теме.
Содержание (ход)
Методы, приемы
Воспитатель : Доброе утро я вам говорю, (гостям)
Доброе утро! Я всех вас люблю! (детям)
Желаю вам хорошо заниматься,
Внимательно слушать, ума набираться.
Словесные:
-приветствие.
1 часть. Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам
закрыть глаза и послушать…(шум прибоя). Откройте гла-
за и скажите: Что вы услышали? Ответы детей (шум воды
шум волн, шум прибоя, шум моря, так волны бьются о
скалы, так бурно течет вода…). Правильно! Вы отгадали
звуковую загадку, а теперь послушайте словесные. На
ваш правильный ответ будут появляться на экране картин
ки- отгадки. Попробуем? –Да.
-Дал водицы на чаек нам журчащий…(ручеек). Слайды.
-К нам течет издалека лентой синею…(река).
-Мы рыбачить едем скоро на Московские…(озера).
-Плещут волны на просторе- берегов не видно в…(море).
-В сто морей тот великан, он зовется…(океан).
Молодцы! Правильно ответили!. А сейчас скажите мне:
что объединяет эти картинки- отгадки?- Вода, водная
стихия (ее количество- от ручейка до океана).
А хотите вы разгадать тайны, секреты воды на сегодняш-
нем занятии? –Да. Тогда мы с вами будем продолжать
изучать воду, ее волшебные живительные свойства. И
поэтому мы переходим в нашу лабораторию и становим-
ся серьезными учеными- исследователями. Мы уже все
приготовили для опытов, одели фартучки. Кругом чисто-
та, лабораторная стеклянная посуда. Садимся аккуратно.
Практические:
-слушание шумов.
Словесные:
-отгадывание звуко-
вой загадки;
-отгадывание сло-
весных загадок;
-вопрос-ответ;
-обобщение;
-приглашение.
Наглядныые:
-демонстрация
слайдов.
2 часть: практическая (опытно-экспериментальная).
Воспитатель показывает куб и шар. Ребята, какой формы
эти предметы? - Кубической и шарообразной. Верно.
Если я опущу эти предметы в любую из этих емкостей,
то изменится ли их форма?- Нет. А если я буду воду пере-
ливать из одной емкости в другую, изменится ли ее форма?- Да. Какая она будет?- Кубическая, шарообразная,
цилиндрическая, трапециевидная, конусообразная и т.д.
Почему?
Вывод: Потому что вода не имеет своей формы и она
всегда принимает форму того сосуда, в который ее на-
лили, т.к. вода- жидкость. /1/.
Где применяется это свойство воды?- Везде. При поливе
комнатных, садовых, огородных растений, при заборе во-
ды в чайник, кастрюлю, в ванну и т.д.
2. Давайте уточним, если ли у воды вкус?- Пробуем через
соломинку. –Нет вкуса. Обычная вода безвкусна.
А если добавить сахар или соль, то какая она будет по
вкусу?- Сладкая и соленая. А если несколько капелек ли-
мона?- Кислая. /Можно проверить/. Почему?
Вывод: Потому что вода не имеет вкуса, а приобретает вкус тех веществ, которые в нее добавляют. /2/.
Где применяется это свойство воды?- В быту, в про-
мышленности, особенно пищевой, парфюмерной…
3. Скажите, а какого цвета вода?- Бесцветная. Еще какая?
Прозрачная /трубочка или чайная ложка в стакане/.
Можно ли изменить цвет воды?- Да. Чем? –красками на
занятиях по рисованию, чайной заваркой во время еды
/используются пакетики чая с коричневым и красным от-
тенком/. Чем еще можно изменить цвет воды?- Любым
растворителем, зеленкой, например, для лечебных целей.
Скажите, видна ли ложка в стакане с подкрашенной водой?- Да /Нет/. А если я опущу ложку в молоко, то будет
она видна?- Нет. Почему? Потому что молоко не прозрач-
но /и крепкая чайная заварка тоже/.
Вывод: Вода прозрачная, но растворяет красители и
меняет свой цвет и прозрачность. /3/.
Где применяется это свойство воды?- В быту, в худо-
жественных мастерских и т.д.
Скажите, а можно ли без разрешения взрослых что-то
растворять в воде и пить? - Нет. Почему? Можно нечаян-
но отравиться и заболеть; попасть в больницу, если выпь-
ешь что-либо грязное…
4.Подумайте и скажите, есть ли у воды запах?- Нет /да.
Нюхаем воду с растворенным кофе, апельсином, лимоном или другим веществом.
Вывод: Чистая вода не имеет запаха, а впитывает запах того вещества, которого мы в ней растворили./4/.
Итак, вода не имеет, - загибаем пальчики, -своей формы, цвета, вкуса, запаха, а приобретает их от тех ве-
ществ, которые в ней растворяются…
/Можно предложить детям поработать на карточках, за-
черкнув свойства воды, которые у нее отсутствуют/.
3 часть. Физкультминутка: ведущий- ребенок.
-Вы слыхали о воде? – за ушки держимся,
-Говорят она везде! – руки в стороны,
-В луже, в море, в океане- руки вправо, влево, в центр,
-И в водопроводном кране – сверху вниз рукой,
-Как сосулька замерзает, - руки вверх,
-В лес туманом заползает, - руки в стороны,
-На плите у нас кипит,- волнообразные движения,
-Паром чайника шипит. – руки вверх.
-Без нее нам не умыться, - умываем лицо, руки, ноги-
наклоны вперед,
-Не наесться, не напиться! – руки ко рту,
-Смею вам я доложить, - шагаем на месте,
-Без воды нам не прожить! – шагаем и грозим пальцем.
Вывод: Несмотря на то, что вода не имеет ни формы, ни
вкуса, ни цвета, ни запаха, она все это приобретает нам
на благо. А что такое благо? - Польза, жизнь. Без воды
ничего живое на Земле не выживет. Вода- наша жизнь.
Наглядные:
-показ предметов.
Словесные:
-вопрос-ответ;
-уточнение;
-вывод.
Практические:
-работа с лабора-
тории.
Словесные:
-вопрос-ответ;
-вывод,
-уточнение,
-дополнение;
-обобщение,
-повторение слов
стихотворения,
совместный вывод
о пользе воды на
планете Земля.
Игровой:
-физкультминутка.
4 часть. Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам назвать по
цепочке все знакомые вам слова, связанные с водой. Ду-
маем и называем: Ручей, родник, море, океан, болото, ре-
ка, аквариум, фонтан, лед, снежинка, сосулька, иней, во-
допроводный кран, поливальная машина, пожарная ма-
шина, посудомоечная машина, волны и т.д./ по типу игры
в слова/.
Воспитатель: Нас окружает везде и всегда эта волшебни-
ца, чудо- вода! А что еще нужное людям умеет делать во-
да? Что мы делаем с помощью воды? /использование в
речи детей глаголов/: моемся, стираем, пьем, поливаем…
Вода – волшебница помогает нам делать это. Потому
что она еще кто? – Помощница! Труженица! Живица!
Людям вода очень нужна! А птицам? А животным? А
растениям? - Ответы детей. Посмотрите на посадки лука,
семян… Они растут, но только когда мы их поливаем…
Скажите, а в человеке есть вода? - Да. Это слезы, кровь,
пот, сопельки, в животике… Обязательно человеку нуж-
на вода, 2,5 литра в день- 10 стаканов! Без воды человек
может прожить всего 3-4 дня!
Вот почему говорят живая вода! ЖИВИЦА! Она дает
жизнь! Она волшебница!
5 часть. Воспитатель: Молодцы! Вам, ученым сегодня
подарок- живительная вода из лечебных минеральных ис-
точников Тверского края- из родников. Это Кашинская
вода и Тверская! Подумайте, почему люди любят пить
эту воду? Почему ее советуют к употреблению в пищу
многие врачи Тверского края? Зачем надо оберегать эти
источники? Ответы детей с опорой на чистоту и целебные свойства наших минеральных источников.
На доске появляется слайд- родника (или истока реки
Волга).
Словесные:
-предложение,
-повторение слов
/по типу игры в
в слова/,
-уточнение,
-вывод
Наглядные:
-демонстрация
слайдов,
-показ бутылок с
этикетками из ми-
неральных источни-
ков Тверского края.
6 часть. Воспитатель: Мы все вместе говорим спасибо воде за ее волшебные качества, за ее живительную силу.
Скажите, а с неба на землю какая живительная льется во-
да? – Конечно, дождик! Целебный дождик! Давайте спо-
ем про него! Дети поют песню про дождик и выполняют
движения, стоя в кругу:
-Ой, дождик пошел! - руки вверх, помашем дождику.
-За окошком снова непогодица, - головой влево -вправо.
-Тучка в небе отчего-то хмурится, - руки вверх.
-Ну а мне очень даже нравится, - ловим капельки,
-В дождик этот я пойду гулять, - покружиться 1 раз.
-Дождик льет по крышам, на улице вода, - пружинка,
-Я иду по лужам, по воде шагаю я, - шагать на месте.
-Ля-ля, ля-ля, по воде шагаю я, - хлопки, шаги 2 раза.
-Тучка, дождик посылаешь ты на нас, - поочередно руки
вверх, помахать над головой,
-И не стоит огорчатся нам сейчас, - погрозить пальчиком,
покачать головой,
-Нужен дождик и деревьям и цветам, - руки в стороны,
-И, конечно, нужен он всем нам! - руки к себе.
-Дождик льет по крышам, на улице вода, - пружинка,
-Я иду по лужам, по воде шагаю я, - шагать на месте,
-Ля-ля, ля-ля, по воде шагаю я. – хлопки, шаги 2 раза.
Словесные:
-объявление
благодарности,
-вопрос-ответ,
-прощание.
Игровые:
-пение песни с
рифмованием
слов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Экологическое образование в Тверском регионе.
Тверь, 2001.
2. Молодова Л.П.. Игровые экологические занятия с детьми.
Минск, Асар, 2001.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
М., ТЦ Сфера, 2001.
4. Бондаренко Т.М.. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
Воронеж, ТЦ Учитель, 2002.
5. Скоролупова О.А.. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста
по теме Вода.
М., Скрипторий, 2003.