Воспитание в целостном педагогическом процессе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание в целостном педагогическом процессе
Автор: Чучва Елена Анатольевна

Воспитание в целостном педагогическом процессе
Основные понятия темы
Воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений к младшим; направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни (И.П. Подласый).
Воспитанность представляет собой согласованность знаний, убеждений и поведения (С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов).
Воспитанность – наличный уровень личностного развития, лежащего в основе отношения к миру, своему в нем месту, к людям, степень осознания себя, своих возможностей; образ такого человека в глазах окружающих (Б.З.Вульфов).
Воспитуемость понимается как возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности (С.В.Сарычев, И.Н.Логвинов).
Содержательные аспекты темы
Цели и задачи воспитания
Главная цель воспитания – формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть полезным этому обществу.
Задачи воспитания определяются так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, скромности, доброты, бескорыстности.
Связь обучения и воспитания
Воспитание включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них – учит как надо поступать;
Стиль общения и методы обучения содержат в себе воспитательный потенциал.
Воспитательный процесс
Процесс воспитания – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учащимися и учителем, в результате которого у учащегося формируются опыт деятельности и поведения, личностные качества.
Особенности воспитательного процесса
1. Целенаправленность. Основным ориентиром в воспитании служит общественная направленность. Педагог должен видеть модель, к которой он стремится, проистекающая из нее цель должна быть понятна воспитаннику, он должен ее принять и понять – тогда будет эффективным воспитание.
2. Многофакторность процесса. При его осуществлении учитель должен учитывать большое количество объективных и субъективных (внутренние потребности личности) факторов. Чем больше совпадают влияние учителя и объективных факторов, тем успешнее воспитание.
3. Значимость личности педагога. Огромную роль в воспитании играет личность педагога: его умения, черты характера, качества, ценности.
4. Отдаленность результатов от непосредственного воспитательного воздействия – воспитание не дает мгновенного эффекта.
5. Непрерывность. Это процесс постоянного взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие не приведет к результату, необходима система работы.
6. Комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненное идее целостности формирования личности.
Противоречия процесса воспитания. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.
Внешние противоречия
1. Несоответствие воспитательных влияний семьи и школы, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы.
2. Противоречие в необходимости усвоения учащимися все возрастающего потока информации и наличия у учеников умения ориентироваться в ее содержании, направленности, значимости, умения самостоятельно пополнять свои знания.
3. Противоречие между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями поведения и реально сформированными качествами личности.
4. Противоречие между словом и делом, которое возникает из того, что имеет место переоценка словесных методов воспитания и относительная обособленность их от практического поведения личности.
Внутренние противоречия
1. Противоречие между возникающими у личности новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения. Это расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Если педагог или родители не создают условий для удовлетворения потребностей (не преподносят положительные образцы поведения, не предоставляют сферы деятельности), то ребенок сам находит сферу их удовлетворения (усваивает новые нормы, которые могут быть и негативными, отрицательными). Назначение воспитателя – правильно сориентировать ребенка;
2. Противоречие между уровнем развития личности и образом жизни, выполняемыми функциями. Ребенок постоянно вырастает из сложившегося образа и стремится к новому положению, к новым видам деятельности (надо предоставлять ему возможность выполнять новые функции).
Содержание процесса воспитания обеспечивается за счет различных форм и методов развитие личности. Оно включает:
1) формирование мировоззрения;
2) воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
3) воспитание политической сознательности и развитие общественной активности;
4) трудовое воспитание;
5) воспитание нравственности и культуры поведения;
6) воспитание правосознания и воспитание гражданской ответственности;
7) воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей;
8) физическое совершенствование, укрепление здоровья.
Закономерности, принципы, методы, средства, формы воспитания
Закономерности воспитания
Зависимость воспитания от совокупности субъективных и объективных факторов среды (от идеологии, политической системы и т.д.).
Субъективные факторы
1. Формирование в структуре личности новообразований совершается только путем активности самого ребенка.
2. Эффективность воспитания зависит от деятельности, активности самих участников взаимодействия.
3. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их потребностями.
4. Эффективность воспитания зависит от:
– сопутствующих процессов обучения и развития личности;
– сложившихся воспитательных отношений;
– соответствия цели и действий, помогающих эту цель достигнуть;
– соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников;
– интенсивности воспитания и самовоспитания;
– качества воспитательного воздействия;
– интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника;
– сочетания педагогического воздействия и уровня вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;
– интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.
Принципы воспитания
1. Ориентации на ценностные отношения.
2. Субъектности.
3. Принятия ребенка как данность.
4. Связи воспитания с жизнью.
5. Комплексного подхода к воспитанию, единства воспитательных воздействий.
6. Единства сознания и поведения.
7. Воспитания в труде.
8. Воспитания в коллективе.
9. Сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью самих учащихся.
10. Уважения к личности ребенка, гуманизации воспитания.
11. Учета индивидуальных особенностей.
12. Преемственности и систематичности педагогических воздействий.
13. Единства педагогических требований школы, семьи, общественности.
Методы воспитания
Метод воспитания – это путь достижения цели воспитания.
Классификация методов воспитания (Ю.К. Бабанский)
1. Методы формирования сознания: беседы, лекции, диспуты, пример.
2. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения:
– педагогическое требование, общественное мнение;
– приучение;
– упражнение;
– создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности:
– соревнование;
– поощрение;
– наказание.
Средства воспитания – это совокупность приемов воздействия.
Труд – это средство, а показ труда – это прием.
Средства воспитания – художественная литература, театр, выставка, спорт, интересный собеседник, предметы культуры и природы, коллектив воспитанников, коллектив учителей.
В процессе воспитания выделяют средства материальной культуры (игрушки, одежда, посуда) и средства духовной культуры (книги, речь, живопись и т.д.).
Формы организации воспитательного процесса:
– индивидуальные;
– групповые;
– массовые.
К формам воспитательного процесса относят кружки, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки и т.д.
Этапы воспитательного процесса:
I этап процесса воспитания – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения;
II этап – переход знаний в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах взгляды, которые служат руководством к жизни;
III этап – воспитание чувств. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил;
IV этап – организация различных видов деятельности.
Критерии воспитанности
М.В. Гамезо выделяет два критерия воспитанности:
уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (чем руководствуется человек в своем поведении);
уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость личности, умение преодолевать трудности, управлять своими желаниями, действовать под влиянием намерения, преодолевать другие непосредственные побуждения, которые мешают выполнять намерения.
А.К. Маркова, исследуя психологические закономерности труда учителя, указывает, что чрезвычайно важным для оценки его эффективности являются именно те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда педагога: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика, по ее мнению, включает в себя:
1) запас нравственных представлений (что знает ученик о нормах поведения в обществе);
нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);
реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).
Л. Кольберг выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает две стадии. Критерием воспитанности в его концепции выступают инстанции, которые определяют нравственный выбор личности в ситуации неопределенности (нравственной дилеммы).
1.Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей в расчет не принимаются. На первой стадии (покорность и наказание) суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На второй стадии (личный интерес) суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. На третьей стадии (одобрение другими людьми) суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии (авторитет, закон и порядок) суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На пятой стадии (общественный договор и демократия) оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. На шестой стадии (универсальные принципы) поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.
По данным Кольберга, многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
Подходы к воспитанию
Подход – ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Педагог избирает ориентацию и убежден в том, что она способствует достижению успеха в работе.
Системный подход. Под системным подходом в научной литературе (И.В. Блауберг, В.П.Кузьмин, В.Н.Садовский и др.) понимается направление методологии специально-научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем: объекты изучаются с точки зрения внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловливающих их целостность, внутреннюю организацию и функционирование.
Система – совокупность единиц, упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка. Например, воспитательная система характризуется взаимосвязью:
– основных субъектов воспитательного процесса – учеников, учителей и родителей;
– всех компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного) процесса воспитания;
– учебной деятельности и внеучебной работы;
– учебного заведения и социума;
– прошлого, настоящего и будущего школы.
Системность – отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов. Компонент – часть системы. Элемент – минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой. Структура – способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия. Связь – наличие взаимной зависимости, общности между чем-нибудь. Системообразующий фактор – обстоятельство, которое создает, поддерживает целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Методы познания педагогических систем:
1. Системный анализ:
морфологический анализ позволяет рассмотреть, из каких элементов состоит система, что они представляют, каков их набор;
структурный анализ выясняет характер связей элементов, наличие и особенности системообразующих факторов;
функциональный анализ направлен на раскрытие функций системы в целом и отдельных ее компонентов;
генетический анализ (исторический) позволяет исследовать зарождение, становление, развитие, преобразование системы.
2. Системный синтез – попытка осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных срезах с этого объекта.
3. Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания.
Деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает оперирование следующими понятиями:
Деятельность – особая форма активности, в результате реализации которой осуществляется преобразование материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразование самой деятельности и преобразование субъекта деятельности.
Взаимодеятельность – совместная деятельность воспитанников, их общение как условие, средство, цель и движущая сила воспитания.
Духовная деятельность – ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на осмысление (придание смыслов) окружающей и внутренней действительности, на установление личностных смыслов происходящих событий, явлений и т.д.
Смыслообразующая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значения своих действий, поступков и другие.
Основные идеи деятельностного подхода
1. Деятельность – средство становления и развития личности. Деятельность непосредственно и опосредованно способствует изменениям в структуре личности; личность, в свою очередь, осуществляет выбор форм и видов деятельности, удовлетворяющей потребности личностного развития.
2. Цель реализации подхода – человек, способный превращать жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
3. Со стороны педагога использование данного подхода означает организацию и целенаправленное управление учебно-воспитательной деятельностью ученика в контексте его жизнедеятельности – направленность на создание условий для формирования его интересов, ценностных ориентаций, для понимания им смысла обучения и воспитания, становления личностного опыта, субъектности школьника.
4. Суть воспитания с позиций деятельностного подхода в том, что в центре внимания должна стоять не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей. Совместный выбор, поиск ценностей, норм, законов жизни в процессе деятельности составляет содержание воспитательного процесса.
5. Деятельностный подход предполагает:
а) конструирование и создание ситуаций воспитывающей деятельности. Например, тимуровское движение, поиски участников Великой Отечественной войны под девизом Никто не забыт, ничто не забыто, зеленые патрули и т.д.;
б) ориентацию на сензитивные периоды развития личности, когда она более восприимчива к развитию языка, освоению способов общения, предметных и умственных действий;
в) учет характера и законов смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка;
г) следование идее современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект. Воспитание здесь – восхождение к субъектности.
Принципы деятельностного подхода:
– субъектности воспитания;
– учета ведущих видов деятельности;
– учета сензитивных периодов развития, определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
– амплификации (обогащения, усиления) развития ребенка;
– результативности видов деятельности и др.
Реализация деятельностного подхода в воспитании (см. табл. 1).
Таблица 1
Реализация деятельностного подхода в воспитании
Возраст
Ведущий вид деятельности
Методы воспитательной работы
Дошкольное детство
Игра
Коллективные игры со сверстниками, игры с родителями, продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование)
Младший школьный
Учебная деятельность:
важна оценка учителя, ребенок оценивает самого себя, его оценивают в коллективе
Методы организации коллектива: единые требования, самоуправление, соревнование.
Методы повседневного общения: уважение, педагогическое требование, убеждение, побуждение, сочувствие
Подростковый
Общение со сверстниками
Наличие общей, совместной деятельности ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе чего происходит становление способов взаимодействия, совместная деятельность. Самоанализ, самокритика, самоконтроль
Юность
Учение, ориентированное на выбор профессии.
Самоопределение социальное, личностное, профессиональное
Понимание, полисубъектный диалог, гуманистическая интеракция, поддержка, совет, поручения, связанные с ответственной деятельностью; обращение к воле, интеллекту, самолюбию, совести
Личностно ориентированный подход. Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно ориентированный подход предполает оперирование следующими понятиями:
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Самовыражение – процесс и результат развития и проявления субъектом присущих ему качеств и особенностей.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного индивида или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман).
Принципы личностно ориентированного подхода:
– самоактуализации: побудить детей к проявлению и развитию природных способностей и использованию социальных возможностей;
– индивидуализации: учет индивидуальных возможностей и содействие их развитию;
– субъектности: способствовать формированию и обогащению субъектного опыта, межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим;
– выбора;
– творчества и успеха;
– доверия и поддержки: вера в ребенка, его силы, поддержка устремлений к самореализации. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминируют успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация подхода в воспитании предполагает использование технологий, включающих в себя адекватные ситуации способы педагогической деятельности:
– диалогичности;
– творческого характера деятельности;
– направленности на поддержку индивидуального развития ребенка;
– предоставления учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов.
Философско-антропологический подход. В основе – идеи К.Д.Ушинского. Он утверждал, что надо создать синтетическое учение о человеке, в котором осмысливались бы только те факты из разных наук, которые могут применяться в деле воспитания, т.е. речь идет о синтезе знаний о человеке с целью их использования в интересах обучения и воспитания. В философии есть направление – философская антропология, которое уже осмыслило знания о человеке, опираясь на источники из разных наук, и представило их в форме сущностных характеристик человеческого бытия.
В педагогике, согласно данному философскому направлению, создается педагогическая антропология. Проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, разрабатывает философско-антропологический подход. Этот подход сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанников, их духовного бытия, позволяет понять различные модусы духовного бытия, такие как вера, надежда, любовь, призвание, цель, смысл жизни, переживания, убеждения, мысли, чувства сознательного и бессознательного (см. табл. 2).
Таблица 2
Группы категорий философско-антропологического подхода
Группы категорий
Категории,
составляющие группу
1. Категории, отражающие человеческое бытие
Духовность
Бытие
Жизнь
Индивид
Индивидуальность
Субъект
Человек
2. Категории, отражающие бытие как самопознание
Внутренний опыт
Диалог
Диалогическое взаимодействие
Переживание
Понимающее бытие
Смысл жизни
Ценность
3. Категории, отражающие бытие как самоопределение, самовоспитание
Воспитание
Воспитывающее понимание
Личность
Самовоспитание
Саморазвитие
Самореализация
Совесть
Творчество
4. Категории, отражающие бытие в мире
Благодарность
Встреча
Взаимопонимание
Доверие
Любовь
Надежда
Терпимость
Принципы философско-антропологического подхода
1. Антропологический принцип – предписывает рассмотрение понятия человек как исходной базовой ценности, акцентирует внимание на актуализации, воспроизведении, самоосуществлении человеческого в человеке в рамках воспитательного процесса.
2. Онтологический принцип – предусматривает бытийное (не научное) понимание человека: понимание его таким, каков он есть в жизни; предмет понимания – рефлексивные действия личности, а не поступки, все, что можно наблюдать посредством органов чувств и фиксировать (кризис, любовь, разочарование, пробуждение, благодарность и т.д.).
3. Принцип диалогизма – отражает субъект-субъектный характер взаимодействия, ценностно-смысловое равенство.
4. Принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания как условия гуманности и адекватности любых форм, методов воспитания.
6. Принцип креативности.
7. Принцип рассмотрения компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.
Методы воспитания
1. Метод создания понимающего бытия. Понять человека – это значит помочь, поддержать, предостеречь, сообщить энергию успеха, вызвать доверие, заинтересовать. Это способность увидеть воспитанника вне созданной им же легенды о себе самом. Это умение видеть мир и ситуацию глазами ребенка; способность к самопониманию. Метод строится на принципах: толерантности, максимальной объективности, необходимости освободить свое сознание от установок, определяемых требованиями дня, идеологией и т.д.
2. Метод диалогического взаимодействия.
Синергетический подход (М.А. Весна, Л.Я. Зорина, Н.М. Таланчук и др.). От греческого слова синергейя, что значит действие, сотрудничество. Главное здесь – процессы саморегуляции, саморазвития, которые происходят в природных и социальных системах.
В коллективах имеют место официальные и неофициальные отношения, официальные и неофициальные лидеры, действую предписанные и неписаные правила поведения. Синергетиков интересуют неофициальные характеристики.
Синергетический подход предполает оперирование следующими понятиями:
Самоорганизующаяся система – сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий.
Бифуркация – раздвоение, ветвление путей эволюции открытой нелинейной системы.
Флуктуация – это случайное отклонение величин, характеризующих систему от средних значений, ведущее к появлению в определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы
Аттрактор – (цель) – устойчивое состояние системы, которое притягивает к себе все множество траекторий движения системного объекта.
Основные идеи синергетического подхода:
– идея о нелинейности, открытости систем;
– идея о конструктивной роли хаоса;
– идея устойчивости, неустойчивости, необходимости и случайности;
– идея о невозможности очного прогноза и др.
Методы синергетического подхода:
– Диалог.
– Метод сценарного мышления и др.
Концепции воспитания
На рубеже ХХ и ХIХ веков произошли существенные изменения как в области человеческой жизнедеятельности, так и в воспитании детей. Только в России за последние 15 лет появилось более десятка новых подходов и концепций воспитания (см. табл. 33).
Таблица 33
Концепции воспитания
Название концепции, авторы
Сущность понятия воспитание
Цель воспитания
Содержание воспитания
Критерии эффективности
воспитательного процесса
Системное построение воспитания
(В.А. Караковский,
Л.И. Новикова)
Целенаправленное управление процессом развития личности
Всестороннее гармоничное развитие личности
Обращение в процессе воспитания к общечеловеческим ценностям: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир; создание комплексной программы вопитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях
1.Критерии факта – упорядоченность жизни школы, наличие сложившегося школьного коллектива, интегрированность воспитательных воздействий.
2.Критерии качества – степень приближенности воспитательной системы к цели воспитания, общий психологический климат школы, уровень воспитанности выпускников
Системно-ролевая теория формирования личности ребена
(Н.М. Таланчук)
Усвоение социальных ролей; процесс человековедения (вести к человеческому идеалу)
Формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять социальные роли
Освоение совокупности социальных ролей и ценностей через семейное воспитание (семейные роли), воспитание в коллективе (роли в профессионально-трудовой деятельности); участие в общественной сфере жизнедеятельности
Готовность и способность выполнять социальные роли
Воспитание как социализация ребенка (М.И.Рожков)
Воспитание – компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека
1.Идеальная: духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
2.Реальная: соответствие воспитания особенностям воспитанников и условиями их развития
Обеспечение развития всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (сознательного отношения к своим действиям)
1.Степень воспитанности школьников.
2.Уровень развития коллектива и сложившихся в нем отношений.
3.Организационные аспекты воспитательной деятельности
Формирование образа жизни, достойной Человека
(Н.Е. Щуркова)
Целенаправленное, организованное педагогом восхождение ребенка к культуре общества как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека
Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, построенную на Истине, Добре и Красоте
Реализация в воспитательном процессе философического, диалогического и
этического направлений
1. Внешний облик ребенка.
2. Физическое и психическое развитие.
3. Поведение.
4. Качественность разнообразной деятельности.
5. Способности и самочувствие детей.
6. Ценностные предпочтения.
7. Отношение ребенка к своему Я
Воспитание ребенка как человека культуры
(Е.В. Бондаревская)
Процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении
Целостный человек культуры – свободная, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность
Формирование субъектного опыта ребенка, который включает аксиологическую, культурологическую, жизнетворческую,
морально-этическую, гражданскую, личностную и
индивидуально-творческую составляющие
1. Уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности.
2. Способность к нравственной саморегуляции поведения.
3. Мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
(О.С. Газман)
Специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, который немыслим без процесса обучения. Эти процессы являются процессами приобщения человека к общему и должному. Кроме того, есть процесс, направленный на развитие индивидуальности и субъектности ребенка, который называется педагогическая поддержка
Идеальная цель – формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель – дать каждому школьнику базовые образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех или иных сторон личности
Формирование базовой культуры личности, которая состоит из:
– культуры жизненного самоопределения;
– культуры семейных отношений;
– экономической культуры и культуры труда;
– политической, демократической, правовой культуры;
– интеллектуальной культуры;
– нравственной культуры;
– коммуникативной культуры;
– экологической культуры;
– художественной культуры;
– физической культуры
1. Готовность к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
2. Развитость индивидуальных способностей.
3. Нравственная направленность.
4. Физическое и психическое здоровье.
5. Сформированность базовой культуры учащегося.
5. Защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности
Самовоспитание школьников
(Г.К. Селевко)
Процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности
Воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина, мастера в своем профессиональном деле, способного к жизненному самосовершенствованию
Освоение ребенком знаний, умений и навыков, которые позволят ему целенаправленно и результативно вести работу по самосознанию, самостроительству, самореализации своей личности
Критерий поступка.
Критерий отношений.
Критерий содержания.
Критерий метода.
Критерий времени.
Критерий доминантности
Воспитание на основе потребностей человека
(В.П. Созонов)
Деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности, в поддержании здоровья, в защищенности, в уважении, признании, в смысле жизни, в самореализации, в удовольствии
Обеспечить необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося
Содействие становлению мотивационно-потребностной сферы личности ребенка через реализацию основных направлений воспитательного процесса:
– организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности;
– создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
– создание условий для успешного самоутверждения;
– помощь ребенку в поиске и обретении ценностей, смысла жизни;
–психолого-педагогическое просвещение воспитанников;
– воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия
1.Оценка работы воспитателя по качеству созданных условий:
– психологический климат коллектива;
– интеллектуальный и эмоциональный фон жизни;
– уровень психологической защищенности;
– характер взаимоотношений учителей и учеников;
– возможность самореализации и др.
2.Оценка личности воспитанника:
– самоприятие;
– способность к рефлексии;
– знание себя;
– признание и приятие окружающей среды;
– способность к пониманию, сочувствию;
– активность, поиск новых способов отношений;
– эмоциональная и интеллектуальная независимости и др.
Воспитательная система
Термин воспитательная система предложен А.Т.Куракиным и Л.И.Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Если рассматривать воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности (по Х.Й.Лийметс), то воспитательная система может рассматриваться как целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат; это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливают формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного коллектива.
Задача воспитательной системы – интегрировать все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания.
Структура воспитательной системы. Воспитательная система имеет сложную структуру. В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выделили следующие ее компоненты:
1. Цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается). Цели определяют облик системы, ее идеальную модель.
2. Деятельность, обеспечивающую ее реализацию; через блок деятельности и общения, направленные на достижение целей, она реализуется субъектом как реальная система. При этом не всякая деятельность является системообразующей. Для этого она должна быть коллективной, творческой личностно значимой для учащихся.
3. Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий.
4. Отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность.
5. Среда системы, освоенная субъектом.
6. Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие системы.
Ядром воспитательной системы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов – педагогического и ученического. При этом педагогический коллектив – управляющая подсистема, а ученический – управляемая. Но ученический коллектив – объект не только педагогического, но и общественного воздействия. Мало того, по отношению к педагогическому коллективу он постоянно выступает в роли субъекта, существенно коррегирующего, а порой и преобразующего его влияние.
Функции воспитательной системы (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова):
1) интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий);
2) регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им);
3) развивающая (обеспечивает динамику воспитательной системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).
Наблюдения последних лет позволяют утверждать о наличии ряда новых функций школьных воспитательных систем, которые вызваны объективными реалиями нашей жизни:
– защиты,
– корректировки,
– компенсации.
Признаки воспитательной системы
1. Целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка.
2. Включение в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования – педагогическую деятельность.
3. Воспитательная система имеет конкретные условия воспитания – контингент учащихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя;
4. Открытость, т.е. связь с окружающей средой. Окружающая среда для большей части воспитательной системы – это семьи учащихся, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д.
Признаки гуманистической воспитательной системы в школе
Наличие в школе малой, т.е. собственной концепции воспитания, отражающей ее настоящее и будущее и принятой как педагогами, так и учащимися.
Здоровый образ жизни коллектива.
Ориентация на общечеловеческие ценности.
4. Событийный характер больших коллективных дел.
Наличие зон свободного развития.
Оформление школы по принципу И стены воспитывают.
Включенность среды в школу и школы в среду.
Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил.
Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе учреждения.
10.Внимательность, доброжелательность, стремление помочь итоварищам и посторонним людям: чувство принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта.
Каждый из этих признаков в отдельности еще не говорит о наличии сложившейся гуманистической системы. Однако наличие всех (или почти всех) названных признаков – свидетельство того, что система практически сложилась.
Формирование воспитательной системы школы
В длительном процессе формирования школьной воспитательной системы прослеживаются отдельные этапы, для которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.
I этап – этап становления системы. Характерные черты:
1) выработка главных ориентиров, коллективных ценностей;
2) в педагогическом коллективе усиливаются разногласия;
3) обозначаются лидеры, актив, формируются группы;
4) взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей, но идет работа на коллективность;
5) в управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.
На II этапе:
1) утверждается системообразующий вид деятельности;
2) идет отработка эффективных форм и методов деятельности;
3) бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления;
4) рождаются коллективные традиции. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический – более статичен и консервативен;
5) с внешней средой отношения складываются сложно, особенно с молодежным окружением: возникает борьба за влияние на личность учащегося;
6) главное в управлении – это согласовать темпы развития ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не стали тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, обеспечили инициативу в организации его жизни. Важным также является упорядочение отношений с внешней средой.
III этап – развития воспитательной системы – характеризуется следующими чертами:
1) ученический и педагогический коллективы чаще выступают как единое целое, как содружество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности, у большинства формируется чувство школы, доминирует педагогика отношений;
2) становится интенсивным процесс педагогизации всей школы: старшие дети принимают на себя педагогические функции. По отношению к младшим они – воспитатели, а по отношению к преподавателям – коллеги. Идет ориентация на педагогическую профессию. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке. Формируется тип преподавателя-исследователя;
3) система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем – социальное наследование;
4) в управлении школой практически исчезают административно-приказные формы, возрастает интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Возникает потребность в специальной психологической службе. Воспитательная система вступает в состояние равновесия. Но это состояние нестабильно, так как встает вопрос о соотношении традиций и инноваций, которые вступают в противоречие. Развитие системы в конечном итоге связано с введением новаций и переводом их в традиции. Традиция придает устойчивость, связана с сохранением системы, укреплением ее структуры. Инновация обновляет систему, изменяет устойчивые связи. Воспитательная система не может существовать постоянно. Она постоянно совершенствуется.
Моделирование воспитательной системы
Моделируя воспитательную систему, важно знать главное, а именно: что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Это может быть цель, ее изменение и корректировка. Это может быть изменение системообразующей деятельности, приход в коллектив нового педагога с иными педагогическими идеями, с новыми личностными возможностями, приводящими к бесконечному процессу моделирования. Привлекательной, осмысленной с позиций философии, педагогики, психологии может быть идея, которая опирается на общекультурные, гуманистические идеалы. Здесь важна гармония между воспитанием патриотических чувств и привитием детям общечеловеческих ценностей.
По мнению Т.И.Олейниковой, такой гармонии может способствовать опора на следующие блоки:
Земля – общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию.
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.
Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.
Знания – результат разнообразного и прежде всего творческого труда. Знания ученика – показатель труда учителя.
Культура – великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в духовной жизни.
Мир – покой и согласие между народами и государствами, людьми– главное условие существования Земли и человечества. Человек – абсолютная ценность, мера всех вещей, цель, средство и результат воспитания.
Однако здесь, как и в перечне главных ценностей воспитания, составленном В.А.Караковским, отсутствуют составляющие нравственности: доброта, гуманизм и др.
Виды авторских школ: школы А.С.Макаренко, М.Монтессори, В.А.Сухомлинского и др. Приведем перечень некоторых экспериментальных площадок, где в той или иной степени формируются или уже сформированы уникальные воспитательные системы:
Школа, открытая социуму.
Школа личностно-развивающего обучения. Акцент – система дополнительного образования.
Школа эстетического воспитания как основы общего воспитания учащихся.
Школа духовного воспитания личности ребенка как субъекта этнокультуры в условиях многонационального комплекса Детский сад – школа.
Художественно-промышленная школа.
Школа жизнетворчества.
Школа личностно ориентированного обучения. Акценты: клубная внеурочная работа, школьный центр гуманитарной культуры.
Школа природы.
Школа опережающего развития учащихся в системе Экология и диалектика.
Школа технического творчества.
Школа-интернат-студия Народные промыслы.
Экологическая школа.
Школа гармоничного развития личности ребенка.
Школа искусств.
Школа нравственного воспитания учащихся как основы учебно-воспитательного процесса.
Педагогический комплекс села.
Поселковая средняя школа Школа радости.
Сельская школа Центр эстетического воспитания.
Школа Центр профессиональной ориентации.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы образовательного учреждения используют две группы оценок: 1) критерии факта, 2) критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данном образовательном учреждении воспитательная система, вторая группа дает представление об уровне ее сформированности.
Критерии факта:
упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данного образовательного учреждения);
наличие сложившегося единого коллектива образовательного учреждения;
интегрированность воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Критерии качества:
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие учащегося, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
уровень воспитанности учащихся, причем определяющей чертой выпускника образовательного учреждения должно стать чувство собственного достоинства.
Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.