Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крестики-нолики"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крестики-нолики"
Автор: Шумакова Людмила Александровна

Игра Крестики – нолики
Цели:
Специальные: в занимательной форме повторить учебный материал по фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, орфографии.
Общепредметные: 1) учить творческому подходу к предмету изучения; 2) развивать логическое мышление, внимание; 3) учить работать в коллективе; 4) воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: игровое поле, кроссворд, карточки для эстафеты, карточка со словом тумбочка , ребусы, черный ящик с карточками для игры, призы.
Ход игры
Выбор команд и капитанов. (Крестики и Нолики)
Знакомство с правилами игры
Перед вами поле, состоящее из 9 квадратов, на которых записаны названия туров игры. Если выбранный тур выигрывает команда Нолики, на этом квадрате надпись сменяется карточкой с изображением нолика; если выигрывают Крестики, на игровом поле появляется крестик. Выигрывает игру та команда, которая набрала большее количество карточек со своим символом.
Конкурс капитанов
Чтобы разыграть право выбора сектора, проведем конкурс капитанов. Выигравший капитан называет квадрат, с которого начнем игру.
Вопросы капитанам:
Кто автор четырехтомного Толкового словаря живого великорусского языка? (Владимир Иванович Даль)
Кто является создателем первой славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий)
1. Кроссворд
2. Реклама
Задание – придумать за 5-7 минут и показать рекламу учебника русского языка.
Игра со зрителями
(проводится во время подготовки команд к представлению рекламы).
Разгадать ребусы:
ООО (трио); 100Л (стол); С 3 Ж (стриж); ПО 2 Л (подвал); О 5 (опять).
Составить анаграммы к данным словам. (Анаграмма – это слова, которые получаются из уже имеющихся путем перестановки букв. Например: марш – шрам).
АКТЕР (терка), ЛОДКА (оклад), НАВЕС (весна), ЛЕТО (тело), КОМАР (корма)
3. Эстафета
Каждая команда получает карточку, на которой записаны слова с пропущенными орфограммами (по 2 слова на каждого участника). Задача игроков – вставить пропущенные буквы в своих словах и передать карточку товарищу по команде. Оценивается скорость и правильность выполнения.
р(а/о)стение, ключ(е/и)к
ра(з/с)хвалить, много туч(ь/-)
заг(о/а)релся, об(ь/ъ)явил
прик(а/о)сается, об(и/ы)грать
выт(и/е)рать, скр(и/е)петь
ш(о/ё)пот, пр(и/е)открыть
4. Аукцион
Ребятам предлагается назвать как можно больше слов с корнем
-звон-
5. Счастливый случай
В течение одной минуты команда отвечает на лингвистические вопросы. Оценивается количество вопросов, на которые команда смогла ответить верно.
Вопросы для первой команды
Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)
Знак препинания, который ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения. (Двоеточие)
Стиль речи, употребляемый при составлении документов. (Деловой)
Значимая часть слова, которая служит для образования форм слова. (Окончание)
Изменение имени существительного по падежам и числам. (Склонение)
Имена прилагательные, которые обозначают принадлежность предмета кому-либо. (Притяжательные)
Слова, вошедшие в лексику русского язык из других языков. (заимствованные слова)
Сколько звуков в слове ЯМА? (4звука)
Назовите корень в словах обуть и разуть (Корень –У-)
Сколько букв эф в слове профессия? (Одна)
Вопросы для второй команды
Изменение глаголов по лицам и числам.(Спряжение)
В каком случае перед одиночным союзом И запятая ставится? (Если он соединяет части сложного предложения)
Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. (Местоимение)
Звук Ц звонкий или глухой? (Глухой)
Пол-лимона напишете слитно, через дефис или раздельно? (Через дефис)
Слова, употребляемые жителями определенной местности. (Диалектные)
Тип речи, в котором перечисляются одновременные признаки предмета или явления. (Описание)
Назовите окончание в слове полями. (Окончание –ями)
Назовите разряд местоимений весь, всякий, каждый, другой. (Определительные)
Сколько в русском языке гласных звуков? (6 звуков)
6. Веселый диктант
Подготовленные ребята показывают сценку-пантомиму по стихотворению А.Барто:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плач!
Не утонит в речке мяч!
Команды получают задание угадать, по какому детскому стихотворению А.Барто поставлена сценка, и записать его.
7. Перестрелка
Команды становятся лицом друг к другу так, чтобы образовались пары противников. Участники первой команды задумывают слово и называют его противнику. Тот должен быстро назвать синоним к слову. Участники второй команды проделывают то же самое с антонимами. Выигрывает команда, сумевшая правильно ответить на большее количество выстрелов.
8. Кто больше?
Перед командами выставляется карточка со словом тумбочка. За время игры со зрителями команды должны составить как можно больше слов из букв этого слова. Во время проверки задания команды называют свои слова поочередно; повторять то, что уже названо противником, нельзя. Выигрывает команда, у которой больше слов.
Игра со зрителями
Я предлагаю вам, ребята, быстро продолжить начатые мною фразы.
Он –кот, она…(кошка)
Он – козел, она…(коза)
Он – бобр, она…(бобр)
Он – осел, она…(ослица)
Он – пловец, она… (пловчиха)
Он – храбрец, она…(храбрец)
Он – рукав, она … (не существует)
Она – оса, он…(оса)
Она – стрекоза, он… (стрекоза)
Она – ворона, он…(ворона, ворон – другой вид птицы)
9. Черный ящик
Командам поочередно (после минутного обсуждения) предлагается определить, что в черном ящике. Если команда не справилась с заданием, то ответить могут зрители или соперники.
Задание для первой команды
Внимательно посмотрите на эти слова, найдите закономерность в их записи и определите, что в черном ящике.
Англия, Бельгия, Венгрия, Германия, Дания, Европа, Железногорск, Зеландия, Ирландия, Йорк, Канада, Лас-Вегас, Мадагаскар, Неаполь….
(В черном ящике находится алфавит, так как все эти географические названия располагаются в алфавитном порядке)
Задание для второй команды
Внимательно изучите запись, найдите закономерность и скажите, что в черном ящике.
Горький говорил: Всем хорошим во мне я обязан книгам.
Русь моя, люблю твои березы! – писал Николай Рубцов.
(В черном ящике кавычки, так как продемонстрированы предложения с прямой речью, где этот знак пропущен).
Подведение итогов, награждение победителей
Черный ящик
Англия, Бельгия, Венгрия, Германия, Дания, Европа, Железногорск, Зеландия, Ирландия, Йорк, Канада, Лас-Вегас, Мадагаскар, Неаполь….
Горький говорил: Всем хорошим во мне я обязан книгам.
Русь моя, люблю твои березы! – писал Николай Рубцов.
ТУМБОЧКА
ТУМБОЧКА

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Кроссворд
По горизонтали: 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. 4. Морфологический признак именных частей речи. 6.Устойчивое сочетание слов. 8.знак препинания.
По вертикали: 1.Наименьшая единица общения, при помощи которой выражаются мысли, чувства, вопросы, просьбы, приказы. 3.Знак препинания. 5.Главный член предложения. 7. Слово, однозвучное с другим, но отличное от него по значению.


О
Р
Е
Н
Ь
Е



А
Д
Е
Ж
К
И
Л
А

Р
А
З
Е
О
Л

Г
И
З
М
Е
Ж
М
У

В
О
Е
Т
О
Ч
И
Е
Н
Н
М
И
И
О
Е
М
Е
Кроссворд
По горизонтали: 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. 4. Морфологический признак именных частей речи. 6.Устойчивое сочетание слов. 8.знак препинания.
По вертикали: 1.Наименьшая единица общения, при помощи которой выражаются мысли, чувства, вопросы, просьбы, приказы. 3.Знак препинания. 5.Главный член предложения. 7. Слово, однозвучное с другим, но отличное от него по значению.
1
2
5
3
4
6
7
8
Кроссворд
По горизонтали: 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. 4. Морфологический признак именных частей речи. 6.Устойчивое сочетание слов. 8.знак препинания.
По вертикали: 1.Наименьшая единица общения, при помощи которой выражаются мысли, чувства, вопросы, просьбы, приказы. 3.Знак препинания. 5.Главный член предложения. 7. Слово, однозвучное с другим, но отличное от него по значению.
1
2
5
3
4
6
7
8
р(а/о)стение, ключ(е/и)к
ра(з/с)хвалить, много туч(ь/-)
заг(о/а)релся, об(ь/ъ)явил
прик(а/о)сается, об(и/ы)грать
выт(и/е)рать, скр(и/е)петь
1) р(а/о)стение, ключ(е/и)к
2) ра(з/с)хвалить, много туч(ь/-)
3) заг(о/а)релся, об(ь/ъ)явил
4) прик(а/о)сается, об(и/ы)грать
5) выт(и/е)рать, скр(и/е)петь
Ребусы
ООО ;
100Л ;
С 3 Ж ;
ПО 2 Л ;
О 5 .
Анограммы
АКТЕР,
ЛОДКА,
НАВЕС,
ЛЕТО,
КОМАР