"Пальчиковая страна" (пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционной технологии Су-Джок терапии по мотивам народных сказок)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пальчиковая страна" (пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционной технологии Су-Джок терапии по мотивам народных сказок)
Автор: Подсевалова Елена Петровна
"Пальчиковая страна"
(пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционной технологии
Су-Джок терапии по мотивам народных сказок)
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее”.В.А.Сухомлинский
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых сказках-играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су-Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су-Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
С помощью шариков (“ежиков”) и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 3-4 лет)дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Колобок румяный бок,
(катаем шарик по ладошке круговые движения)
Покатился за порог
(катаем шарик по ладошке движения вверх в низ)
Покатился за порог,
Скок – поскок,
(сжимаем шарик ладошкой правой и левой)
Покатился он в лесок,
(катаем шарик по ладошке движения вверх в низ)
Скок-поскок,
(сжимаем шарик ладошкой правой и левой)
Повстречал в лесу зайчонка
(имитирующие изображающие животных )
И зубастого волчонка,
Мишку косолапого,
А лисичка колобка ам взяла и сцапала!
(Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его)
Колобок (по мотивам русской народной сказки для детей 5-7 лет) дети повторяют слова и выполняют действия с шариком и колечком в соответствии с текстом
1,2,3,4,5
(поочередно одевать колечко, на пальцы правой руки, начиная с большого)
Сказку будем начинать
(Держа шарик подушечками пальцев,
Старик старухе говорит
делайте вращательные движения вперёд
По амбару помети,
(как будто закручиваете крышку)).
По сусекам поскреби
(Держа шарик подушечками пальцев,
Да и тесто замеси.
делайте вращательные движения назад
Колобок ты испеки,
(как будто открываете крышку)).
На окошко положи.
Колобок румяный бок,
(дети катают Су-Джок между ладоней круговые движения)
Покатился за порог
(дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз)
Покатился за порог,
Скок – поскок,
(обхватываем ладонью правой и левой рукой)
Покатился он в лесок,
(дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз)
Скок-поскок,
(обхватываем ладонью правой и левой рукой)
Повстречал в лесу зайчонка
(имитирующие движения
И зубастого волчонка,
изображающие животных )
Мишку косолапого,
А лисичка колобка, ам взяла и сцапала!
(Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его)
Пальчиковые сказки-игры с использованием нетрадиционных логопедических технологий Су-Джок терапии по мотивам русских народных сказок, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые сказки-игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия движениям.
Эффективность применения нетрадиционных методов коррекционной логопедической работы во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.