Интегрированное занятие


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие
Автор: Варламова Ирина Сергеевна

Глава 2. Практическая работа по использовании пальчиковых игр в работе с детьми подготовительной группы2.1. Планирование пальчиковых игр Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно - развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда включала в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:-мелкая и крупная мозаика;-леска, проволока, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц;-пособия по застегиванию пуговиц разной величины;-коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;-цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге «Рисуем ниточкой»;-пособия со шнуровкой;-наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки;-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;-счетные палочки и спички для выкладывания узоров с образцами рисунков;-головоломки «Собери картинку»;-пальчиковый театр;-конструкторы. Работа по данному направлению подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Очень важно чтобы все закреплялось и повторялось дома, в семье. [23,6]Для этого необходимо просветить родителей. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы, это:-индивидуальные беседы;-консультации;-рекомендации;-памятки. Можно на родительском собрании показать игры и обязательно проиграть их с родителями. 2.2. Педагогическая работа по организации и проведении пальчиковых игрПедагогический проект « Веселые ручки» Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.[25,10] Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, развитие ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.[23,12] Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.3.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.4.Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.5.Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.6.В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.  Итак, развитие ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.[28,5] Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений. Цель проекта: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.Задачи для педагога:- научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;-познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;-развивать речь детей, расширять словарный запас.Задачи для детей:- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка; Задачи для родителей:- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;- в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики. Участники проекта: 1. Воспитатель: Воробьева Наталья Владимировна;2. Дети;3. Родители и другие члены семьи.Средства достижения поставленных задач:-применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;-использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;-листы для родителей;-разучивание стихов, потешек;-использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.Условия: Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме. 1. Игра «Цветные столбики»2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»3. Мозаика 50 деталей4. Пирамидка «Сияние»5. Кубики в картинках6. Мозаика мелкая «Полянка»7. Пазлы «Гусеница»8. Набор «Строим вместе» (54 кубика)9. Конструктор «Строитель»10. Пальчиковый театр «Колобок»11. Пальчиковый театр «Репка»12. Пальчиковый театр «Теремок»13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик» Приобретена методическая литература по данной теме.
  • Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
  • Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
  • Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
  • Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
  • Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  • Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  • Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
  •  Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки. Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2017г. по май 2018г.) Предполагаемый результат: Дети:- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;-увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.-речевая активность детей в различных видах деятельности;-дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;-отзывы родителей и педагогов;-у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. Родители:-родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;-родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома; Этапы проекта: I. Подготовительный этап:-Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.Изучение методической литературы по данной теме:- О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);- С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);- А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:- письменных консультаций, стендов информации;-современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.-оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;-выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др. II. Основной этап реализации проекта:- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;-разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;-обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;-включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени. Рекомендации по проведению пальчиковых игр: — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой; — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой; — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением; — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;— не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;— никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;— стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. Работа с родителями:-выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;-консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;-мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;-беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;-родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;-Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;-семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». III. Заключительный этап Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;-возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;-считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.  План выполнения проектаТаким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование в мае 2016 года показало увеличение диагностируемых знаний в среднем на 35 % по сравнению с предыдущим годом (сентябрь 2015 г.)Перспектива на будущее:  разработать перспективу проекта «Теневой театр». Перечень используемой литературы:1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008; 2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006; 3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008; 4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009; 5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008; 6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006; 7) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001; 8) Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007. Заключение Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений. Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения. Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий. Список литературы1.Авдулова, Т.П. Игра: её развитие на современном этапе / Т.П. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - 112 с.2.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.3.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение / А.Г. Арушанова. - Минск, 1999. - 221 с.4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.5. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82 с.6. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.7. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. –М.: Академия развития, 1998.8. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.9. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.10. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.11. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.12. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.– С.18-30.13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.14. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.15.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 181 с.16.Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 1999. - 160 с.17.Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2000. - 18 с.18.Образовательные стандарты Дошкольное образование. - Минск, - 2013. - 28 с.19.Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 311 с.20.Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. - 119 с.21.Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - (Серия «Мир детства»). 22. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.23. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 1999. – 352 с.24. Сухобская Г. С. Творческий потенциал учителя и его потребность в психолого-педагогических знаниях // Профессиональные потребности учителя в психолого- педагогических знаниях. - М., 1987.25. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.26. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с.27. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей / Под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 96 с.28. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам, народное искусство и детское творчество. – М.: Владос, 2000. – 115 с.29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.