Старшая группа
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Старшая группа
Автор: Жолобова Татьяна Васильевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»Согласовано Старший воспитатель______________________ 2017 г. Рабочая программа Старшая группа( 5 – 6 лет)срок реализации программы 2017-18 уч. годСоставитель программы:воспитатель высшей квалификационной категорииЖолобова Т. В.с. Кыштовка2017 г. 1. Пояснительная записка 1.1 Рабочая программа – это локальный документ внутреннего пользования, который моделирует образовательную деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МКДОУ детский сад «Ласточка» в старшей группе. Программа общеразвивающей направленности обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.Программа не предусматривает деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Реализуемая программа строится на принципе личностно–ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:−Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;−Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;−Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;−Основной образовательной программе дошкольного образования МКДОУ детский сад «Ласточка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года), утверждённой 30.08.2015г.- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;-Уставом МКДОУ детский сад «Ласточка» утвержденным 22. 09.2015.- Положением о рабочей программе педагога МКДОУ д.с. «Ласточка».Для разработки Программы (части, формируемой участниками образовательного процесса) были использованы дополнительные программы и методики:1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физической направленности «Здоровячок» (автор программы инструктор по ФИЗО Рогатина И.Н.).2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности «Родной край люби и знай» (автор программы старший воспитатель Никифорова О.В.).3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности « Рябинушка» (фольклор) (автор программы музыкальный руководитель Дагаева И.Ю.).4.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности « Мозаика» (танцы) (автор программы музыкальный руководитель Дагаева И.Ю.).5. Методика по подготовке к обучению грамоте О.М.ЕльцовойРабочая программа –обеспечивает разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно-эстетическое развитие;физическое развитие.1.2 Цель и задачи реализации ПрограммыЦелью: Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы деятельности.Задачи: Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений:Методика по подготовке к обучению грамоте по О.М.ЕльцовойЦель - формирование звуковой аналитико – синтетической активности.Задачи:развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слоговразвитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающихобогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.Развитие фонетического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей Обучение звуко - слоговому анализу слов Развитие мелкой моторики рукиДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной край люби и знай».Цель программы: Углубление и расширение знаний воспитанников о семье, родном крае, природе родного края, его истории и традициях. Создание условий для формирования личности ребёнка на основе культурно – исторических традиций Кыштовского района. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.Задачи программы:1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом.Формировать гражданские позиции и патриотические чувства: к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок».Цель программы:Формирование эмоционально-положительного отношения и устойчивого интереса к физической культуре, ориентация на здоровый образ жизни. Сохранение и улучшение здоровья воспитанников, путём пропагандыздорового образа жизни, осуществления индивидуального подхода в работе с физически одарёнными детьми дошкольного возраста.Задачи:- Развивать физические качества — скорость, силу, гибкость, выносливость, координацию;- Владеть основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);- Формировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.- Воспитывать у детей потребности здоровом и активном образе жизни, любви к спорту и движению.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мозаика».Цель программы:Создание условий для творческого развития личности воспитанников, воспитания творческой личности, способны к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к музыкальной культуре и развитие музыкальных способностей и исполнительских навыков, посредством приобщения к мировому и русскому национальному хореографическому искусству, раскрытие творческого потенциала и развитие природных способностей у воспитанников средствами танца.Задачи реализации Программы1.Создать условия, способствующие раскрытию природных задатков и творческого потенциала ребёнка в процессе обучению искусству танца.2. Содействовать всестороннему развитию личности средствами музыки и танца.3. Через активную музыкальную деятельность сформировать у воспитанников двигательные навыки и качества, а также устойчивый интерес к танцам.4. Выявить, раскрыть и развивать специальные способности воспитанников.5. Совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений.6. Воспитывать художественно-эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рябинушка».Цель программы – воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.Задачи:Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Формировать исполнительские навыки в области пения, движения и музицирования.Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способность у детей.1.2. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.Возрастные и индивидуальные особенности детей (5 - 6 лет)Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать полкартинки, передавая не только главное, но и детали. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.1.3.Описание контингента воспитанников в старшей группе, состояния здоровья и индивидуальных особенностей развития.В старшей группе на 1 сентября 2017 года 25 детей. В группе13 мальчиков, 12 девочек. Список детей старшей группы МКДОУ д/с «Ласточка» 2017 - 2018 уч. годПри реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год: сентябрь, май. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Планируемые итоговые результаты содержат 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО, что позволяет оценить качество образовательной деятельности, которые воспитанник приобретает в результате освоения Программы.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками.- Может сам оценивать свои поступки и поступки сверстников.- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.- Решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.- Соблюдает элементарные правила гигиены.- Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.- Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной, игре.- Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу.- Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице и в транспорте; элементарные правила дорожного движения.- Знает и соблюдает правила поведения в природе.- Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.- Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.Образовательная область «Познавательное развитие».- Называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают родители.- Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна, столице нашей Родины.- Положительно высказывается и толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность.- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10).- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами. - Размещает предметы в порядке возрастания и убывания (сравнивает предметы на глаз).- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.- Называет текущий день недели, определяет части суток.- Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.- Знает название родного города(села), страны, ее столицу.- Называет времена года, отмечает их особенности.- При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.- Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.Знать свой домашний адрес, название села, области.Иметь представление о символике села, области.Знать название близлежащих улиц.Иметь представление о жизни и быте народа населяющем село.Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.Знать профессии своих родителей.Знать правила поведения в природе.Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.Образовательная область «Речевое развитие».- Имеет достаточно богатый словарный запас.- Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.- Знает 2 -3 программных стихотворения, 2 – 3 считалки, 2 -3 загадки.- Проявляет умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с товарищем.- Составляет предложения из 3 – 4 слов.- Членят простые предложения на слова, слова на слоги.- Определяют место звука в слове.- Знает термины: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый ,мягкий - Различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные; - Определяет порядок звуков и место звука в слоге; - Находит слова с определенным звуком; - Умеет членить слова на слоги (части); - Умеет составлять предложение из 3-4 слов; - Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок, из опыта, небольшие сказки. - Ориентируется на странице тетради, правильно располагает на ней предметные рисунки , узоры - Аккуратно заштриховывает предметные рисунки, не выходя за контуры, и соблюдает наклон.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».- Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям.- Различает произведения изобразительного искусства.- С удовольствием включается в проектную деятельность.- Создает изображения предметов; сюжетные изображения.- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.- Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.- Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы, и движения фигур.- Создает изображения по мотивам народных игрушек.- Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали. Вырезает круг из квадрата, овал – из прямоугольника, умеет плавно срезать и закруглять углы.- Различает жанры музыкальных произведений, звучание музыкальных инструментов.- Различает высокие и низкие звуки.- Может петь без напряжения, плавно, легким звуком.- Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.- Умеет выполнять танцевальные движения.- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов.- Умеет играть на металлофоне.1.Умеют двигаться в соответствии с характером музыки.2. Согласовывают движения с эмоциональным содержанием музыки.3. Умеют реагировать на начало и окончание музыки.4. Переходят от одного движения к другому.5. Самостоятельно ориентируются в пространстве.6. Передают хлопками динамический и ритмический рисунок музыки.7. Умеют изменять движения с изменением характера музыки. 8.Исполняют плясовые движения, действуют с воображаемыми предметами. 9. Умеют импровизировать под любое музыкальное сопровождение. 10.Чувствуют характер музыки и передают его танцевальными движениями, правильно исполняют программные танцы 11.Имеют навык лёгкого шага с носка на пятку.Эмоционально отзывчивна произведения музыкального фольклора.Накоплен багаж фольклораСформирован музыкальный вкус, знания о народном календаре, о народных традициях и обрядах, о быте и укладе жизни наших предков, о видах музыкального фольклора. Сформированы музыкальные и творческие способности. Проявляет себя в исполнительской деятельности.Образовательная область «Физическое развитие».- Владеет соответствующими возрасту основными движениями.- Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.- Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования.- Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.- Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, соблюдения режима дня.-Развиты и улучшены физические качества: скорость, силу, гибкость, выносливость, координацию;- Накоплены и обобщены двигательный опыт детей – владеют основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);- Сформированы потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;- Сформированы ценности здорового образа жизни, дети владеют его элементарными нормами и правилами;Результаты педагогической диагностики детей средней группы:4 детей соблюдают правила организованного поведения, самостоятельно отбирают и придумывают сюжеты игр, моделируют предметно-игровую среду; договариваются со сверстниками. Проявляют себя терпимым и доброжелательным партнером. Знают и соблюдают правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Старательно доводят начатое дело до конца, поддерживают порядок в группе и на участке детского сада. Имеют представления о живой и неживой природе, устанавливают элементарные причинно-следственные связи; Участвуют в коллективной беседе;самостоятельно пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;различают жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности. Делят предложения на слова и составлять из слов (2-4). Различают виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);определяют жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец). Использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации.Усвоили основные культурно-гигиенические навыки: следит за своим внешним видом;имеют сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.Умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры; проявляют интерес к физической культуре и спорту.19 детей – иногда соблюдают правила организованного поведения, могут, но самостоятельно не отбирают и не придумывать сюжеты игр, не моделируют предметно-игровую среду; не могут договариваться со сверстниками. Не всегда проявляют себя доброжелательными к партнерам. Знают, но не соблюдают правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Не доводят начатое дело до конца, не поддерживают порядок в группе и на участке детского сада. Имеют представления о живой и неживой природе, но не могут устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Не участвуют в коллективной беседе; с помощью взрослого пересказывают небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; не могут различить жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности. Не пытаются и не разделяют предложения на слова и не составляют из слов (2-4). Не могут различить виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Не пытаются определить жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец). Не знают и не пытаются использовать разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации. Знают, но не применяют основные культурно-гигиенические навыки: при мытье рук, своим внешним видом. Не сформированы представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Не может даже с помощью взрослого организовывать подвижные игры, не придумывает собственные игры. Не проявляют интерес к физической культуре и спорту. – 2 детей не соблюдает правила организованного поведения, не может самостоятельно отбирать и не придумывает сюжеты игр, не моделирует предметно-игровую среду; не может договариваться со сверстниками. Не всегда проявляет себя доброжелательным к партнерам. Не знает и не соблюдает правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Не доводит начатое дело до конца, не поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. Не имеет представления о живой и неживой природе и не умеет устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Не участвуют в коллективной беседе;не умеет даже с помощью взрослого пересказывать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; не может различить жанры литературных произведений, выделить их характерные особенности. Не пытается и не разделяет предложения на слова и не составляет из слов (2-4). Не может и не пытается различить виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Не пытается определить жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец). Не знает и не пытается использовать разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации. Не знает и не применяет основные культурно-гигиенические навыки: при мытье рук, своим внешним видом. Не сформированы представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Не может даже с помощью взрослого организовывать подвижные игры, не придумывает собственные игры. Не проявляют интерес к физической культуре и спорту.1.4. Особенности семей воспитанников.Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Взаимодействие с родителями осуществляется в условиях открытости обеих сторон, на основании договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования. При выборе форм работы с родителями учитывается тип семьи, сущностные характеристики. Семьи, сущностные характеристики.1.5. Планируемые результаты освоения программы.В соответствии с требованиями ФГОС ДОрезультатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. С учетом содержания образовательной деятельности, предусмотренной настоящей Программой, конкретизируются целевые ориентиры освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образованияОвладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательскойдеятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видамтруда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функциив совместнойдеятельности.Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований,их физических и психическихособенностей.Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощьтем, кто в этомнуждается.Проявляет умение слышать других и стремление бытьпонятым другими.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватноих оценивать.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылкиграмотности.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,владеет основными движениями, может контролировать свои движения иуправлять ими.Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыкиличной гигиены.Проявляет ответственность за начатое дело.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видахдеятельности.Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительноймотивациикдальнейшемуобучениюв школе,институте.Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающейсреде.Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыка, танцы, театральную деятельность ,изобразительную деятельность и т.д.).Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеетпредставлениеоеегеографическомразнообразии,многонациональности,важнейших историческихсобытиях.Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейныхценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположномуполу.Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу омладших.Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни какценность.Часть, формируемая участниками образовательного процесса:Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной край люби и знай».Реализация программы позволит сформировать у дошкольников такие качества, как социальная активность, нравственность, гуманистическое отношение к человеку, познавательную активность, умение планировать, умение находить и передавать информацию. Знать свой домашний адрес, название села, области.Иметь представление о символике села, области.Знать название близлежащих улиц.Иметь представление о жизни и быте народа населяющем село.Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.Знать профессии своих родителей.Знать правила поведения в природе.Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программыа «Здоровячок»: -Развить и улучшить физические качества: скорость, силу, гибкость, выносливость, координацию;- Накопить и обобщить двигательный опыт детей – владеют основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);- Сформировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;- Сформировать ценности здорового образа жизни, владеть его элементарными нормами и правилами;Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рябинушка»:- Эмоционально отзывчив на произведения музыкального фольклора;- Знаком с видами музыкального фольклора, накоплен фольклорный багаж; - Сформирован музыкальный вкус, знания о народном календаре, о народных традициях и обрядах, о быте и укладе жизни наших предков;- Сформированы музыкальные и творческие способности;- Имеют желание проявлять себя в исполнительской деятельности.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мозаика»:- Умеют двигаться в соответствии с характером музыки.- Согласовывают движения с эмоциональным содержанием музыки.- Умеют реагировать на начало и окончание музыки. - Переходят от одного движения к другому.- Самостоятельно ориентируются в пространстве.- Передают хлопками динамический и ритмический рисунок музыки.- Умеют изменять движения с изменением характера музыки.- Умеют создавать музыкально – двигательный образ.- Исполняют плясовые движения, действовать с воображаемыми предметами.- Выполняют движения с предметами.- Умеют выполнять пространственные задания по замыслу.- Умеют выполнять роль ведущего по замыслу- Исполняют движения в характере музыки, сохраняя осанку, выворотность ног;- Правильно открывают и закрывают руку на талию;- Правильно исполняют этюды и танцевальные композиции. 2. Содержание образовательного процесса2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.2.1. Дошкольное образование в МКДОУ направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательная деятельность организуется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: познавательноеразвитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическоеразвитие.Образовательная область: Познавательное развитие. Направление: Формирование элементарных математических представлений.Образовательная областьПознавательное развитие.Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально – познавательное и интеллектуально – творческие.Задачи:- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие воображения и творческой активности;-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и их свойствах (форма, цвет, количество, времени, пространства и т.д.);формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, традициях и праздниках.«Развитие познавательно – исследовательской деятельности»Формирование элементарных математических представленийФормирование элементарных математических представлений с элементами с познавательно - исследовательской деятельности.Ознакомление с миром природы.Приобщение к социокультурным ценностям.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи:- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками;- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегулирования собственных действий;-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Овладение речью как средством общения и культуры. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Нравственное воспитание.«Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста»Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях. Способы поведения в них; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. «Трудовое воспитание»Методы и приемы трудового воспитания детейОбразовательная область«Речевое развитие»Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи:Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 7.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. «Приобщение к художественной литературе». Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.Задачи: Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; Развитие литературной речи; Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетическоговкуса. Подготовка к обучению грамоте по методике О.М.Ельцовой(часть формируемая участниками образовательных отношений)Цель - формирование звуковой аналитико – синтетической активности.Задачи:развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слоговразвитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающихобогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.Развитие фонетического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей Обучение звуко - слоговому анализу слов Развитие мелкой моторики рукиСодержание работы:1.Развитие связной речи:-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений 2.Лексическая работа:-обогащение словарного запаса детей -создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)3. Развитие звуковой культуры речи-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.4. Развитие фонетического слуха:-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове-выделение в слове гласных звуков . согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.5. Обучение звуко - слоговому анализу:-звуковой анализ слов и слогов-дифференциация понятий «звук» и «буква»-соотнесение букв и звуков6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру) Художественно-эстетическое развитие.Цель: воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства.Задачи:- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;-становление эстетического отношения к окружающему миру;-формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыка, художественной литературы, фольклора;-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.Задачи художественно – эстетического развития в старшем дошкольном возрасте:Конструктивно – модельная деятельностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рябинушка»Программа предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду детьми старшего дошкольного возраста с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством.Цель программы – воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.Задачи:- Формировать любовь к родной земле, уважение традициям своего народа и людям труда;- Развивать активное активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;- Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления).- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения и музицирования.- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способность у детей. Состоит из двух разделов:Народоведение (формирование мировоззрения)Музыкальный фольклор (развитие способностей) Раздел «Народоведение» раскрывается тремя темами: 1 Народный календарь, народные обычаи и обряды.Быт и уклад жизни.Жанры литературного фольклора.Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка:Слушание – восприятие.ПениеНародная хореографияМузыкально – фольклорные игрыИгра на народных инструментахНародный театр.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мозаика»Этапы реализации программыПервый этап – диагностико-организационный.Он включает в себя:обеспечение материально-технической базы;создание системы диагностики развития детей в процессе реализации программы;разработка отдельных форм и методов работы с детьми;организация информационно-методического обеспечения;разработка авторской программы.Второй этап – организационно-практическийРазработана система его реализации по трём основным направлениям:Работа с родителямиС педагогамиС детьмиРабота с педагогамиКонсультации психолога «Лечим «звездную болезнь»»,«Поддержка высокой самооценки ребенка».Модель реализации программыСоставленный план-программа рассчитан для работы с детьми от 5-6 и 6-7 лет . Предполагается проведение педагогической деятельности по трём направлениям:Специально-организованная деятельность взрослого с воспитанниками - 2 занятия в неделю, т.е 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня, темы занятия определены в перспективном планировании, который представлен ниже Материал распределён понедельно, усложняется с учётом дидактических целей и возраста детей.Совместная деятельность – проведение праздников, досугов, развлечений, работа с родителями.Самостоятельная деятельность – игра на музыкальных инструментах, выполнение музыкально- ритмических движений, сольное пение. Образовательная область «Физическое развитие»Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Физическая культураПринципы физического развития. Дидактические: • Систематичность и последовательность • Развивающее обучение • Доступность • Воспитывающее обучение • Учет индивидуальных и возрастных особенностей • Сознательность и активность ребенка • Наглядность Специальные Непрерывность; Последовательность наращивания тренирующих воздействий; Цикличность. Гигиенические: • Сбалансированность нагрузок; • Рациональность чередования деятельности и отдыха; • Возрастная адекватность; • Оздоровительная направленность всего образовательного процесса; • Осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания. Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Медико-профилактические организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей; физического развития дошкольников; закаливание; организация профилактических мероприятий; организация обеспечения требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды.Физкультурно-оздоровительные развитие физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры детей; дыхательная гимнастика; массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.Примерная тематика для перспективного плана.Перспективное планирование на год.Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений - 27 з.Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: ФЭМП с элементами познавательно – исследовательской деятельности - 9 з.Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Приобщение к социально-культурным ценностям - 27 з.Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Нравственное воспитание - 9 з.Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Формирование основ безопасности - 9 з.Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Ознакомление с миром природы - 27 з.Образовательная область: Познавательное развитие. Образовательная деятельность: Познавательно – исследовательская деятельность - 9 з.Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Подготовка к обучению грамоте 36 з.Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи - 36 з.Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Приобщение к художественной литературе – 18 з.Образовательная область: Художественно - эстетическое развитие. Образовательная деятельность: Аппликация - 18 з.Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Образовательная деятельность: Знакомство с искусством - 18 з.Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Образовательная деятельность: ИЗО (Рисование) - 36 з.Образовательная область: Физическое развитие. Образовательная деятельность: Формирование здорового образа жизни - 9 з.Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Образовательная деятельность: Конструктивно – модельная деятельность - 18 з.Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Образовательная деятельность: Лепка - 18 з.Часть, формируемая участниками образовательного процесса по патриотической направленности «Родной край люби и знай»Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам. 1 раздел. «Вместе дружная семья». (Семья, детский сад). 2 раздел. «Вот эта улица, вот этот дом». 3 раздел. «Село, в котором я живу». 4 раздел. «Наша кладовая».1 раздел «Вместе дружная семья».Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.Задачи:Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.Познакомить детей с историей детского сада.2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».Цель: Воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, природа и полезные ископаемые, символика родного края.Задачи:Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.Расширять представления о природных богатствах земли: растительном и животном мире; полезных ископаемых.Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. 3 раздел «Село, в котором я живу».Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села.Задачи:Расширять представления о достопримечательностях.Воспитывать уважение к героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.4 раздел «Наша кладовая».Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в селе и культуре, которую они представляют.Задачи:Формировать представление об основных профессиях жителей села.Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей живущих в селе, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.Старшая группа (5 – 6 лет)Проекты 2017 – 2018 учебный год2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребности и интересов.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Образовательная область «Познавательное развитие»Образовательная область «Речевое развитие»Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Образовательная область «Физическое развитие»2.3. 2.3. Коррекционно образовательная деятельность в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ. В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;- преодоление недостатков в речевом развитии;- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;- развитие навыков звукового анализа и синтеза; - развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи). Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи; - онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме; - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; - принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; - принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; - принцип постепенности подачи учебного материала; - принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. - принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; - принцип обеспечения активной языковой практики. Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) по образовательной области «Речевое развитие». Главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПУНКТ ДОУ. Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка: - Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко - слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. - Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. - Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. - Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. - Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. - Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. - Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. - Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. - У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2-3 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, экранах звукопроизношения, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Логопедическое обследование дошкольников проводится с помощью программно-диагностического комплекса «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет», издательства «Учитель», соответствующий ФГОС ДО. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие».Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»: Нормализация фонетической стороны речи: - правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;- Дифференцирует все звуки;Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;- способен проводить звуковой анализ слов;- понимает смыслоразличительную роль фонемы.2.4. Технологии формы организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей, совместной и самостоятельной деятельности детейДеятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детейМодель плана деятельности педагогаЧасти формируемой участниками образовательных отношений Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной край люби и знай»2.5. План взаимодействия с семьями воспитанниковЦель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. План взаимодействия с семьей. 2017 – 2018 год3. Организация образовательного процессаПравильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумноечередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствие3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МКДОУ д/с «Ласточка».Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня в холодный периодОрганизация образовательного процесса, самостоятельной игровойдеятельности и прогулки в режиме дня в тёплый периодРасписание непрерывной образовательной деятельности ННОД на неделюЦиклограмма образовательной деятельности вне НОД на неделюЦиклограмма деятельности воспитателя в рамках образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (старший дошкольный возраст: старшая группа) Режим двигательной активностиПлан профилактической оздоровительной работы3.2. Перечень методических пособий, дидактических материалов3.3. Традиционные события, праздники и мероприятия совместной деятельности воспитателя с воспитанниками и родителями3.4. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной средыОсновой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, что максимально обеспечивает полноценное физическое, социально - коммуникативное, речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие ребёнка.Предметно-развивающая среда территории ДОУ3.5. Предметно - развивающая среда в группеМатериально – техническое обеспечение программы: Приложение №1.Краткосрочный проект для старшей группы «Красавица матрешка»Тип проекта: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно-речевой.Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.Сроки реализации: 3 дняАктуальность: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.Гипотиза: Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.Проблема: Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.Цели: Воспитание интереса к народному творчеству на примере русской национальной игрушки; Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке; Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи. Задачи: Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, дидактические, с игры, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) . Целенаправленно развивать творческие способности детей.Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Оформить мини-музей «Красавицы матрешки»Этапы работы1. Подготовительный: Беседа о матрешках, их разнообразии, совершенствование исследовательских действий, рассматривание цвета, формы, манипуляторные действия с игрушками.Рисование «Украсим платочки для матрешек». Дидактические игры, подвижные игры, словестные игры, загадки, стихи по теме «матрешка» Консультации для родителей «Как играть с матрешкой», «Матрешка своими руками», «Матрешкина сказка».2. Активной деятельности:День неделиСреда: Заучивание стихов о матрёшке и объяснение смысла «Матрёшка»Разгадывание загадок о матрешках Работа с родителями: изготовление семейных матрешек из различных материалов (картон, ткань и т. д.) Дидактическая игра «Матрешки» Обучающая игра «Где носик?» Подвижная игра «К матрешке в гости»Рисование простейших элементов росписиЧетверг:Беседа: история возникновения матрешки Чтение и заучивание «Матрешкины потешки»Дидактическая игра «Собери матрешку Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая» Подвижная игра «К матрешке в гости» Раскрашивание матрешекПальчиковая игра – физкультминуткаПятница: Беседа – матрешка как символ семьи. Виды матрешек.Сюжетно ролевая игра «Семья»Чтение стихотворений (о Матрёшке) Подвижная игра «К матрешке в гости»Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая» Рисование матрешки Физминутка «Матрешки»Беседа «Родственница матрешки – деревянная игрушка «Ванька – встанька» Изготовление открыток в виде матрешек Выставка и обсуждение матрешек «Семейных»3. Содержание деятельности (заключительный)Сбор коллекции игрушек – матрешек изготовленных совместно родителями и детьми своими рукамиВыставка рисунков «Красавица матрешка». Рассказы детей об изготовлении матрешек в семье Приложение №2 проект «Самый дорогой человек».Группа: СтаршаяДата проведения: с 21 по 23 ноября 2017г.Воспитатель: Жолобова Т.В.Цель: праздник - «День Матери».Задачи проекта:• Расширять представления детей о роли мамы в семье.• Уточнить и расширить знания о понятии «семья».• Воспитать заботливое, внимательное отношение к маме.• Воспитать чувство любви и уважения к своим мамам, стремление ей помогать, радовать ее.• Способствовать развитию детской речи (чтение стихов, пальчиковая гимнастика, составление рассказов о маме).• Развивать коммуникативные навыки детей.Предполагаемый результат:Обогащение знание детей о роли мамы в их жизни.Осознание доброго, заботливого отношения к маме.Формы работы с детьми:• Беседа с детьми о маме, семье: «Расскажи о маме», «Моя мама лучше всех», «Мамины профессии», «Почему мама расстраивается», «Как помогаю маме», «Чем я порадовал маму».• Чтение произведений о маме: Е.Благинина. «Посидим в тишине».• Загадывание загадок: о вещах необходимых каждой маме.• Прослушивание и заучивание песен: «Песенка мамонтёнка», «Мама» (первое слово, главное слово….).• Словесные игры: «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т.д.). «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?».• Дидактические игры: «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Мама – детеныши».• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Мамины помощники», «Встреча гостей», «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Мама-повар», «Мама-врач», «Мама-парикмахер».• Физкультминутка. Игра «Мама», «Стирка»• Выпуск стенгазеты: «Поздравляем наших мам».Воспитатель: Кто нас крепко любит?Дети: Мама, мама.Воспитатель: Кто нас утром будит?Дети: Мама, мама.Воспитатель: Книжки нам читает?Дети: Мама, мама.Воспитатель: Песни напевает?Дети: Мама, мама.Воспитатель: Кто нас обнимает?Дети: Мама, мама.Воспитатель: Хвалит и ласкает?Дети: Мама, мама.Кто вас, детки, крепко любит,Кто вас нежно так голубит,Не смыкая ночью глаз,Кто заботится о вас? (мама)Аппликация «Корзиночка с цветами»Стенгазета для наших мамочек.Список используемой литературы:- Центр игровой поддержки ребёнка раннего возраста Ю.А.Афонькина, Е.М.Омельченко.- Рабочая программа воспитателя «От рождения до школы». Н.Е.Вераксы. М.А.Васильевой (от 2 до 3 лет)- Интернет ресурсы. Приложение №3«Помогите птицам зимой».Информационная карта проекта:Тип проекта:По доминирующей деятельности: информационно - творческий.По времени проведения: долгосрочныйУчастники проекта:дети старшей группы «Ягодка», воспитатели, родители.Актуальность:В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем.Тема проекта «Помогите птицам зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.Проблема:недостаточные представления детей о зимующих птицах.Цель проекта:Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них.Задачи проекта:для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.Предполагаемый результат проекта:для детей: имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.Реализация проекта1 этап – подготовительный.Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.2 этап – основной.Познавательное развитие:1.НОД «Зимующие птицы»Цель: рассказать детям о зимующих птицах, о том, как трудно им перебиваться в холодное зимнее время, о том, как люди могут заботиться о них. Учить отличать зимующих птиц по характерным признакам, замечать особенности поведения, уточнить с детьми, чем питаются птицы, среду обитания. Воспитывать бережное отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.2.Беседа «Зимующие и перелетные птицы»Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоёмов, земли), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.3.Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»Цель: объяснить детям, почему птицам зимой страшнее голод, чем холод. Расширять представления детей о жизни птиц в холодное зимнее время.4.Беседа «Для чего кормушке крыша?»Цель: формировать представление о зимующих птицах, закреплять и обобщать знания детей о предназначении кормушек для птиц, обогащать словарь. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.5.Дидактические игры:«Угадай по описанию» Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.«Счет птиц» Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.«Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).«Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Физическое развитие1.Утренняя гимнастика.2.Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышках сидят», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы» (с мячом.3.Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Прилетайте, птички», «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», «Дятел».4. Ритмическое упражнение: «Снегири»Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири,Распушили пёрышки, греются на солнышкеГоловой вертят, улететь хотят. Кыш-кыш! Улетели! За метелью! За метелью!Речевое развитие1.Рассматривание плаката «Зимующие птицы».2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».3.Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.4.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»Покормите птиц зимой.Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна —И не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.5. Чтение рассказов и стихов: В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягина «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонов «Зимние гости», М.Горький «Воробьишко».6. Отгадывание загадок по теме.7. Рассказы детей из личного опыта «Как мы с папой мастерили кормушку», «Кормушка у моего окна», «Какие птицы прилетают к нам на участок».8. Рассказывание детям сказки «Как снегири красногрудыми стали».Социально – коммуникативное развитие1. Наблюдения за птицами на кормушке.2. Наблюдения за воробьями, синицами, вороной, голубями.3. Наблюдения за птичьими следами на снегу.4. Подготовка корма для птиц с помощью родителей.5. Изготовление кормушек для птиц (совместная деятельность детей и родителей).6. Развешивание кормушек для птиц на участке детского сада с помощью родителей воспитанников.7. Подкормка зимующих птиц, чистка кормушек от мусора.Художественно – эстетическое развитие1.НОД Рисование «Воробышки зимой»Цель: закреплять знания о птицах зимой, учить рисовать фигурку воробья, рисовать всем ворсом и концом кисти. Развивать индивидуальность, творческую активность.2.НОД Коллективная аппликация «Синички и снегири на дереве»Цель: закреплять знания о зимующих птицах, о форме и цвете предмета; развивать память, внимание; совершенствовать технические навыки работы клеем и кистью; развивать чувство коллективизма, дружеские отношения; воспитывать заботливое отношение к птицам.3.НОД Лепка «Птицы на кормушке»Цель: учить детей лепить птиц: воробья, снегиря, синицу; передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет; учить дополнять работу деталями, делать крылья, глаза и клюв, подбирать пластилин, соответственно цвету птиц. Закреплять знакомые приемы лепки. Лепить птиц конструктивным способом, сглаживать места скрепления пальцами, путем вытягивания делать хвост, примазывать крылья, делать глаза и клюв. Продолжать учить работать с пластилином. Воспитывать стремление добиваться нужного результата.4.Совместная работа детей и родителей по изготовлению шапочек-масок «Птицы» для подвижных игр.Взаимодействие с родителямиПодбор фотографий, картинок, иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о зимующих птицах.Совместная трудовая деятельность детей, родителей, воспитателей по подготовке корма для птиц, по изготовлению кормушек для птиц, по изготовлению шапочек-масок для подвижных игр, по организации выставки творческих работ «Зимующие птицы», по созданию альбома «Зимующие птицы».Совместные творческие работы детей и родителей на тему «Зимующие птицы»3 этап - заключительныйПодведение итогов проекта.Оформление альбома «Зимующие птицы».Оформление фотоальбома: «Кормушки, которые мы смастерили».Проведение конкурса «Лучшая кормушка для птиц»Список используемой литературы:1. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч.центр «Сфера» 2008г.2.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М.-2007г.3. Е.Г.Зверева, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.4. Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»; «Ранок», Харьков 2008г.5.Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2014г. Приложение №4Проект: « Сибирь – мой край родной».Выполнила: Жолобова Т.В.Цель проекта: приобщение детей к истории и культуре родного края.Задачи:Формировать интерес к истории родного края.Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.Учить видеть историю вокруг себя.Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.Проект реализован на старшем дошкольном возрасте и рассчитан на 2 недели.Результаты проекта:Фотоальбомы “Моё село”, “Сибирь ”, “Город Новосибирск – столица Сибири”, “Природа родного края”.Выставки картин, рисунков “Моя улица”, “Русский сарафан” Посещение музея “Русская изба».Конспект занятия для старшей группы“Хвойные деревья Сибири”Задачи:Обучающие:Обобщить и расширить знания детей о хвойных деревьях Сибири.Упражнять в различении хвойных деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишкам.Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.Развивающие:Продолжать учить детей анализировать, делать выводы.Продолжать учить детей логично и грамотно излагать свои мысли.Воспитательные:Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.Словарная работа:Обогащать словарь детей за счет слов: годичные кольца, спил.Активизация словаря детей по теме “Хвойные деревья”.Материал к занятию:иллюстрации хвойных деревьевчасти хвойных деревьев: шишки, хвоя, веточки, семенасхема “Жизнь дерева”спилы сосны на всех детейсимволы – напоминалочки;баночки с землей, палочки, семена ели.Предварительная работа:чтение познавательной литературы по темерассматривание картин русских художников на тему “Лес”просмотр видеофильмов “Тайга”, “Сибирь ”экскурсии и прогулки в лесдидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”.Индивидуальная работа:рассматривание иллюстраций и дидактические игры с детьми.Ход занятияДети сидят за столамиРебята, как называется край, в котором мы живем? (Мы живем в Сибири)А сейчас послушайте стихотворение.Деревья в снежном одеяньеВокруг, куда не бросишь взгляд,Здесь годы, судьбы, расстоянья,Незримо сквозь века летят.Здесь снежное тайги раздолье,Здесь кедр с сосною говорит,Здесь, среди этого приволья,Остановившись, время спит.Спит в стороне седая ельИ песню ей поет метель.А возле ели тихоРастет большая пихта…Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении?(Сосна, ель, пихта, кедр.)Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края.Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом?(Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструмен