"Эмоциональное состояние"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Эмоциональное состояние"
Автор: Рогаль Марина Григорьевна
Материал для обыгрывания различных эмоциональных состояний
Упражнение на выражение Гнева и Злости
Король Боровик
Шёл король Боровик,
Через лес на прямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(дети изображают)
2) Гневная гиена(6-7 лет)
Я страшная гиена,
Я гневная гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена
3) Два сердитых мальчика(4-5 лет)
Мальчики поссорились: сердиты, брови сдвинули, размахались руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся…
4) Чуня- задавака
- Я стукну волка в нос,
Ему по уху дам.
Я срежу волку хвост!
Пусть волк боится сам.
5) Упрямый мальчик (3-5 лет)
Пора идти спать. Мальчик: Не хочу! Не пойду! (размахивает руками, топает ногами…)
6) Сердитая Маша (6-7 лет)
Старшая сестра отнимает у младшего брата свой альбом и посматривает на него грозно. Брат испугался и убежал из дома, чуть не попав под машину…
7) Два маленьких ревнивица(6-7 лет)
Братья близнецы ревновали друг друга к маме, пока зубной врач не удалил у них зубы ревности…
(злость)
Упражнение на выражение Радости
1) Маме улыбаемся(3-4 года)
Ой лады, лады, лады, (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды,(раздвигает руки в стороны ладонями вверх)
Чисто умываемся – вот так! (гладят по кругу свои щёки)
Маме улыбаемся – вот так!(опускают руки и улыбаются)
2) Карлсон(5-6 лет)
Мой дом - у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
Показать лицо Карлсона и Малыша (надуть щёки - улыбнуться): в парах
3) Встреча с другом (6-7 лет)
После отпуска встречаются два друга.
- объятия, улыбка
4) Цветок(4-5 лет)
Тёплый Луч упал на землю и согрел в земле семечко из него росток из ростка прекрасный цветок, который нежится на солнце (улыбка, мышцы лица расслаблены)
5) Ласка (4-5 лет)
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой.
6) Вкусные конфеты (3-4 года)
Девочки по очереди угощают детей, Они берут по 1, разворачивают, кладут в рот, улыбаются, жуют
7) Медвежата выздоровели(4-5 лет)
Заболели Тим и Том. Доктор вылечил.
- Сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок приподнят, улыбка.
(радость)
Упражнение на выражение Удивления
Мальчик очень удивился, увидев фокус (рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты)
Упражнение на выражение Актёры
Прочитать с чувством радости, страха, удивления, хвастовства
Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
8) Разные настроения (4-5 лет)
Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит.
А смеётся малыш –
Что ручей журчит.
А уж слёзы текут –
Будто дождик льёт.
Улыбается малыш –
Будто солнце взойдёт.
Вот какой малыш –
Сын мой.
(радость)
Упражнение на выражение Страха
1) Лисёнок боится (3-4 года)
Вступить в холодную воду
2) Страх (5-6 лет)
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…(голова втянута в плечи, брови нахмурены, глаза расширены, рот раскрыт (для восклицания)
3) Глаза(4-5 лет)
Гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребёнок один дома, стоит у окна, страшно.(ладони закрывают лицо)
4) Змей Горыныч(5-6 лет)
Сражение Ивана Царевича со Змеем Горынычем. (по ролям)
Упражнение на выражение Печали
1) Я так устал(5-6 лет)
Гномик несёт на плечах большую еловую шишку:
- Я так устал, я очень устал.
(останавливается, руки вдоль тела висят, плечи опущены)
2) Золушка(5-6 лет)
Золушка приходит домой очень печальной: она потеряла туфельку.(поникшая голова, брови сдвинуты, опущены уголки губ, замедлена походка)
3) Остров плакс(5-6 лет)
Путешественник попал на остров плакс, пытается утешить, но его отталкивают, ревут дальше.(брови сдвинуты, рот полуоткрыт).
Упражнение на выражение Отвращения, презрения
1) Солёный чай(5-6 лет)
Бабушка сослепу перепутала сахар и соль.(голова назад, брови нахмурены, глаза закрыты, верхняя губа к носу, нос сморщен)
2) Грязь(5-6 лет)
Мальчик в новых ботинках переходит грязную дорогу.(нехотя, на пальчиках, выбирая путь)
3) Грязная бумажка(5-6 лет)
Надо поднять и выбросить очень грязную бумажку.(кончиками пальцев, на вытянутой руке)
Бумажка раскраш., мнётся.
Очень худой ребёнок(6-7 лет)
Это кто там печально идёт?
И печальную песню поёт?
Муравей пробежал,
Повалил его с ног,
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног,
Митя из дома шёл,
До калитки дошёл,
Но дальше идти он не смог!
Он каши три раза не ел,
Худел, худел, болел, слабел!
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног!
(по ролям).
Стрекоза замёрзла(4-5 лет)
Холодно, холодно,
Ой-ёй-ёй-ёй!
Голодно, голодно,
Жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреется
И дайте поесть.
6) Ой, ой, живот болит(4-5 лет)
Тим и Том съели не мытые яблоки:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
(брови, туловище, руки на животе)
Упражнение на выражение
Смелости
1) Смелый заяц(4-5 лет)
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи, не боясь волка.
2) Часовой(5-6 лет)
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел.
Упражнение на выражение Вины, стыда
1) Чуня просит прощения(5-6 лет)
От хвастунишки- поросёнка Чуни ушли его друзья, а тут волк. Чуня говорит: Где вы, верные друзья? Чуне помогите! За баловство и за смех вы меня простите.
2) Таня - плакса(4-5 лет)
Дети в хороводе вокруг Тани: Наша Таня громко плачет… Таня плачет, после стиха вытирает слёзы и улыбается
3) Провинившийся(4-5 лет)
Мальчик разбил вазу, мама ругает, мальчик чувствует свою вину (голова наклонена и втянута в плечи, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела. Брови вверх и сдвинуты, уголки губ опущены)
4) Стыдно(4-5 лет)
М. сломал лентяйку, испугался наказания, свалил вину на брата, того наказали. М. стыдно (голова наклонена,
брови вверх и сдвинуты, углы рта опущ.
Упражнение Сердце
(5-6 лет)
Воспитатель (показывает картинку с изображением сердца). Приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Да, это бьется ваши сердца.
Иногда человеку говорят: У тебя доброе сердце.Что это значит доброе сердце? Про каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: сердце ноет, сердце- советчик, сердце радуется (Ответы детей)
Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно, когда сердитесь – учащённо. Это сердце вас предупреждает: Остановись, успокойся, не злись. Прости,- просит оно.
А у вас добрые сердца? Нарисуй своё сердце, каким вы его представляете.
Дети выполняют задание.
Упражнения
1) Застенчивый(6-7 лет)
Ребёнок стесняется рассказать стихотворение на утреннике.(по очереди, по ролям)
2) Ябедник(6-7 лет)
Мальчик мешает рисовать ребятам. Дети прогоняют его. Мальчик ябедничает воспитателю, что его обидели.(ситуация обыгрывается)
3) Любимый сын(5-6 лет)
Мальчик входит потихоньку в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что ей делают подарок.
4) Так будет справедливо(6-7)
Дети баловались, пока мамы не было дома, разбили люстру. Мама наказала младшего, старший сам встал в угол.
Упражнения
5) Жадный поросёнок(4-5 лет)
Поросенок пожадничал булку голодному, одинокому котёнку (грубое хрюканье в ответ, хватаем за хвостик).
6) Повар - лгун
Идёт кисонька из кухни
У неё глазоньки опухли
- О чём ты, кисонька, плачет?
- Как же мне, кисонька, не плакать?
- Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал.
(инсценировка)
7) Эгоист(5-6 лет)
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял одно и сказал: А эти я съем вечером. Мама подумала: Мой сын - эгоист
Саморегуляция
1) Возьми себя в руки
Как только тебе захотелось стукнуть кого-нибудь, сломать что-нибудь. Возьми себя в руки: обхвати ладонями локти и сильно прижми их к груди – поза выдержанного человека.
2) Врасти в землю
Пятками сильно надавить в пол, руки сжать в кулаки, зубы сцепить. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, никакие ветры тебе не страшны. Поза уверенного человека
3) Сбрось усталость
Встать, широко расставить ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело, опустить руки, голову к груди, рот приоткрыт. Покачаться, резко встряхнуться 2 раза – стряхнули усталость
4) Замри
Если ты расшалился, тобой не довольны. Скажи себе замри
Упражнения
8) Хочу и всё! (4-5 лет)
Истерика в магазине игрушек
9) Жадный пёс(4-5 лет)
Жадный пёс
Дров принёс,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятал в уголок
И съел сам –
Ам – ам - ам!
10) Радость - смелость(3-4 года)
В дет. сад пришёл Молчок
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка - скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Упражнения
11) Морщинки
(Вдох-выдох) 3р.Улыбнуться соседу справа, слева; наморщить лоб(удивиться), нахмурить брови(рассердиться), наморщить нос(что-то не нравиться); расслабить мышцы. (Вдох-выдох) 3р.
12) Азбука настроений
Дети разбирают роли. От их имени (мамы, папы, кошки, мышки, попугая, рыбки) рассказывают:
- что они любят
- что их радует
- чего боятся…
13) Злюка(4-3 года)
Ребёнок сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недовольством.(брови сдвинуты, верхняя губа закушена).
Саморегуляция
4) Замри
Если ты расшалился, тобой не довольны.
Скажи себе Замри. После посмотри вокруг: чем и с кем ты мог бы заняться? И тебе будет интересно.
Упражнения для развития
эмоциональной сферы дошкольников.
1) Зеркало. Цель: учить правильно считывать эмоцию и изображать её на своём лице (4-5 лет).
Ход: ведущий показывает к/л эмоцию, остальные участники игры повторяют её.
2) Море волнуется. Цель: упражнять в изображении различных эмоциональных состояний (5-6 лет)
Ход: ведущий говорит: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция … замри! Можно обсудить, почему у ребёнка могла возникнуть данная эмоция.
3) Непослушные мячики. Цель: легализация непослушания (с 5 лет)
Ход: дети бросают мяч друг другу и говорят примерно следующее: не хочу заправлять кровать, не хочу…
4) Неправильный рисунок. Цель: осмысление установок, легализация непослушания, развитие творческого мышления.
Ход: детям даётся задание нарисовать неправильный рисунок. Затем обсуждается: с чьей точки зрения он неправильный? (с 5 лет)
5) Один день ребёнка. Цель: развитие не вербальных средств общения и упражнение в изображении различных эмоций.
Ход: ведущий предлагает изобразить один день хорошего и один день плохого ребёнка. (с 6 лет)
6) Разбуди котёнка. Цель: развивать эмпатию, эмоции добра и радости.
Ход: ведущий предлагает упражнение: кто ласковее разбудит котёнка? (котёнком может быть игрушка или другой ребёнок)(с 4 лет)
7) Кукареку! Цель: учить относиться с юмором к конфликтным
ситуациям.
Ход: ребёнок сидит на стуле, его обижают, а он говорит: Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!(с 5 лет)
8) Как ты думаешь? Цель: эмоциональная децентрация.
Ход: ребёнку предлагают представить, что чувствует в конфликте мама, папа, бабушка, сибинг.(с 6 лет)
9) Передай эмоцию. Цель: игренировать в понимании и передаче эмоциональных состояний.
Ход: дети по кругу передают друг другу эмоцию(с 3 лет)
10 Воображалки. Цель: развитие воображения.
Ход: ребёнку предлагается представить, на что похоже его настроение и рассказать об этом или нарисовать.(с 4 лет)
11) Злой дракон. Цель: развитие эмпатии, умение сочувствовать; упражнять в изображении страха.
Ход: дети гуляют в лесу, на них напал злой дракон. Дети прячутся в домиках – обручах, гладят друг друга, утешают.(с 4 лет)
12) Кто смешнее? Цель: упражнять в изображении радости.
Ход: ведущий предлагает организовать конкурс Кто смешнее рассмеется? (с 4 лет).
13) Оторвали мишки лапу. Цель: развитие эмпатии, выразительных движений, упражнять в изображении эмоции гнева.
Ход: обсуждать, какая девочка оторвала мишке лапу (злая), а какая пожалела (добрая). Стихотворение обыгрывается.(с 4 лет)
14) Ассоциации. Цель: учить находить ассоциации, развивать воображение.
Ход: детям предлагается представить и сказать на что похоже добро и зло (например, на вату и сосновую веточку) (с 5 лет).
15) Волшебный мешочек. Цель: упражнять в назывании и классификации эмоций.
Ход: в волшебный мешочек складываются отрицательные эмоции, а достаются – положительные. (с 5 лет)
16) Закончи предложение(с 5 лет). Цель: учить вербализировать свои состояния.
Ход: ребятам предлагается продолжить предложения:
- я люблю, когда…
- меня беспокоит, что…
- когда я злой…
- когда мне плохо…
- когда меня обижают…
- я боюсь…
17) Колечко. Цель: учить читать эмоциональное состояние другого человека.
Ход: дети играют в р-н игру Колечко. Игрок должен определить у кого спрятано колечко.(с 5 лет)
Ход: угадать кому положили колечко.
18) Глаза в глаза. Цель: учить читать эмоциональное состояние другого человека, учить мимикой передавать свое эмоциональное состояние.
Ход: в парах, держась за руки, дети передают друг другу:
- я грустный, помоги мне
- мне весело, давай поиграем
- я не хочу с тобой дружить
19) Угадай эмоцию. Цель: упражнять в передаче эмоций. (с 4 лет)
Ход: детям раздаётся пиктограмма, по очереди каждый ребёнок показывает ту эмоцию, которая ему досталась на карточке. Остальные дети догадаются, что он изображает. Усложнение – кто покажет точнее? Расскажи, когда возникает эта эмоция?
20) Рисование эмоций. Цель: упражнять в выражении эмоций средствами, развивать творческое воображение
Темы:
1. Моё настроение сейчас
2. Нарисуй ту эмоцию, которую хочешь
3. Нарисуй ту эмоцию, которую проходили на занятии
а) сюжетные рисунки
б) абстрактные рисунки (цвет, характер линий, композиция)