Рабочая программа внеурочной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности
Автор: Сивакова Елена Анатольевна
1.Планируемые результаты обучения:- знание шашечных терминов- знание и выполнение правил шашечной игры, цифрового ряда и нотации;- умение ориентироваться на шахматной доске;- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;- умение общаться и договариваться со сверстниками;- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;- научиться простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с кодексом новичка;- умение реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;- знание простейших дебютных схем: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;- умение реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;- знание основ композиционной игры;- овладение навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;- уважительным отношением к товарищу.Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса, конкурса по решению комбинаций.Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса по решению комбинаций.2.Учебно-тематический план1-й год обучения2-ой год обучения3.Содержание программыПервый год обучения1. Шахматная доска и фигуры(2ч.)Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.2. Ходы и взятие фигур (4ч.)Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.3. Цель и результат шашечной партии (4ч.)Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.4. Общие принципы разыгрывание партии (6ч.)Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.5. Особенности хода «дамки» (2ч.)Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.6. Тактические приемы и особенности их применения (8ч.)Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.7. Шашечный турнир (2ч.)Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся8. Игра «Уголки»(2ч.)9. Игра «Поддавки» (2ч.)10. Подведение итогов года (2ч.)Второй год обученияВводное занятие. (1ч.)Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практическое занятие.История возникновения шашечной игры. (2ч.)Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка. Практические занятия.Миттельшпиль (середина игры). (7ч.)Сила центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки (нападение на слабую шашку). Игра в середине партии. Отсталые шашки (а1, h2). Фланги. Ударные колонны. “Золотые шашки”. Последовательность захвата центральных полей (f4, затем с5). Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых полей, вскрытие. Расчет и план игры. Простейшие приемы. Идея и механизм комбинаций. Борьба против центральных шашек соперника. Важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6). Способы постановки “кола” и “тычка” для атаки в центре. Практические занятия.Стратегия и тактика. (7ч.)Основы шашечной теории. Сущность и цель игры в русских шашках. Фланги. Элементы шашечной позиции. Понятие о комбинации. (1, 2-хходдовки) и позиционные приемы (оппозиция, размен). Основные стадии партии: начало, середина, окончание. Связь теории с практикой; кодекс новичка. Позиционные приемы игры. Понятия. Тактические приемы игры. Общие вопросы теории, понятия, термины. Практические занятия.Дебют. (6ч.)Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода сд4. Развитие левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек в игру. Знакомство с дебютами: “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”. Практические занятия.Эндшпиль (окончание). (6ч.)Нормальные окончания. Петля, двойная петля, четыре дамки против одной, меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против одной. Понятия: “размен”, “скользящий размен”, “оппозиция”, “запирание”, “столбняк”, “петля”, “застава”, “вилка” (распорка), “распутье”, “трамплин”. Дамочные окончания (1х1, 2х1, 3х1). Спортивный режим и гигиена: гимнастика, сон, питание, купание, двигательная активность. Физическая подготовка. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания. Практические занятия.Шашечная композиция. (4ч.)Композиция – область шашечного творчества. Основные виды (жанры) композиции: проблемы, этюды, задачи, комбинации. Практические занятия.8. Итоговое занятие. (1ч.) 3. Календарно-тематическое планирование 3 класс Календарно-тематическое планирование 1 классМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №1»Рассмотрено на Принят на Утверждаюзаседании МО учителей педагогическом Директор школыначальных классов совете _______Е.П. Кротовскаяпротокол №___ протокол №____ Приказ №______от__________________ от_____________ от______________Руководитель МО________КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКРУЖКА«Русские шашки»Класс:3Кол-во часов: 34По программе: 34 часаВ неделю: 1 час Составила: Сивакова Е.А. учитель нач. классов пгт.ТяжинскийМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №1»Рассмотрено на Принят на Утверждаюзаседании МО учителей педагогическом Директор школыначальных классов совете _______Е.П. Кротовскаяпротокол №___ протокол №____ Приказ №______от__________________ от_____________ от______________Руководитель МО________КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКРУЖКА«Русские шашки»Класс:1Кол-во часов: 33По программе: 33 часаВ неделю: 1 час Составила: Сивакова Е.А. учитель нач. классов пгт.Тяжинский