Рабочая программа внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности
Автор: Сивакова Елена Анатольевна

1.Планируемые результаты обучения:- знание шашечных терминов- знание и выполнение правил шашечной игры, цифрового ряда и нотации;- умение ориентироваться на шахматной доске;- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;- умение преодолевать волнение перед игрой и соревнованиями;- умение общаться и договариваться со сверстниками;- познакомиться с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;- научиться простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомиться с кодексом новичка;- умение реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более: при численном преимуществе, как простейшее средство достижения победы - размен;- знание простейших дебютных схем: ход сд4 – развитие левого фланга белых (игра за белых); “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”;- умение реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;- знание основ композиционной игры;- овладение навыками поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью;- уважительным отношением к товарищу.Результативность обучения по программе определяется с помощью устного опроса, конкурса по решению комбинаций.Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде конкурса по решению комбинаций.2.Учебно-тематический план1-й год обучения2-ой год обучения3.Содержание программыПервый год обучения1. Шахматная доска и фигуры(2ч.)Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.2. Ходы и взятие фигур (4ч.)Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.3. Цель и результат шашечной партии (4ч.)Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.4. Общие принципы разыгрывание партии (6ч.)Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.5. Особенности хода «дамки» (2ч.)Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.6. Тактические приемы и особенности их применения (8ч.)Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.7. Шашечный турнир (2ч.)Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся8. Игра «Уголки»(2ч.)9. Игра «Поддавки» (2ч.)10. Подведение итогов года (2ч.)Второй год обучения
  • Вводное занятие. (1ч.)
  • Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практическое занятие.
  • История возникновения шашечной игры. (2ч.)
  • Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка. Практические занятия.
  • Миттельшпиль (середина игры). (7ч.)
  • Сила центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки (нападение на слабую шашку). Игра в середине партии. Отсталые шашки (а1, h2). Фланги. Ударные колонны. “Золотые шашки”. Последовательность захвата центральных полей (f4, затем с5). Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых полей, вскрытие. Расчет и план игры. Простейшие приемы. Идея и механизм комбинаций. Борьба против центральных шашек соперника. Важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6). Способы постановки “кола” и “тычка” для атаки в центре. Практические занятия.
  • Стратегия и тактика. (7ч.)
  • Основы шашечной теории. Сущность и цель игры в русских шашках. Фланги. Элементы шашечной позиции. Понятие о комбинации. (1, 2-хходдовки) и позиционные приемы (оппозиция, размен). Основные стадии партии: начало, середина, окончание. Связь теории с практикой; кодекс новичка. Позиционные приемы игры. Понятия. Тактические приемы игры. Общие вопросы теории, понятия, термины. Практические занятия.
  • Дебют. (6ч.)
  • Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода сд4. Развитие левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек в игру. Знакомство с дебютами: “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”. Практические занятия.
  • Эндшпиль (окончание). (6ч.)
  • Нормальные окончания. Петля, двойная петля, четыре дамки против одной, меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против одной. Понятия: “размен”, “скользящий размен”, “оппозиция”, “запирание”, “столбняк”, “петля”, “застава”, “вилка” (распорка), “распутье”, “трамплин”. Дамочные окончания (1х1, 2х1, 3х1). Спортивный режим и гигиена: гимнастика, сон, питание, купание, двигательная активность. Физическая подготовка. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания. Практические занятия.
  • Шашечная композиция. (4ч.)
  • Композиция – область шашечного творчества. Основные виды (жанры) композиции: проблемы, этюды, задачи, комбинации. Практические занятия.8. Итоговое занятие. (1ч.) 3. Календарно-тематическое планирование 3 класс Календарно-тематическое планирование 1 классМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №1»Рассмотрено на Принят на Утверждаюзаседании МО учителей педагогическом Директор школыначальных классов совете _______Е.П. Кротовскаяпротокол №___ протокол №____ Приказ №______от__________________ от_____________ от______________Руководитель МО________КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКРУЖКА«Русские шашки»Класс:3Кол-во часов: 34По программе: 34 часаВ неделю: 1 час Составила: Сивакова Е.А. учитель нач. классов пгт.ТяжинскийМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №1»Рассмотрено на Принят на Утверждаюзаседании МО учителей педагогическом Директор школыначальных классов совете _______Е.П. Кротовскаяпротокол №___ протокол №____ Приказ №______от__________________ от_____________ от______________Руководитель МО________КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКРУЖКА«Русские шашки»Класс:1Кол-во часов: 33По программе: 33 часаВ неделю: 1 час Составила: Сивакова Е.А. учитель нач. классов пгт.Тяжинский