Дошкольное воспитание. Лепка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дошкольное воспитание. Лепка
Автор: Гаврилюк Наталья Ивановна

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛЕПКАФормирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок начинает учиться точно и расчленено их воспринимать, взаимодействовать с ними, узнает о различных их свойствах и отношениях - о цвет, форма, размер и так далее. Малыш на уровне эмоционального понимания откликается на яркие игрушки, картинки, цветовые пятна; взяв в руку игрушку, в первую очередь обследует её форму.У детей особая острота восприятия. То, что было воспринято эмоционально в детстве, в дальнейшем запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у ребенка эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Безусловно произведение искусства расширяет кругозор ребенка тем, что несет определенную информацию. Оно также влияет на формирование нравственного чувства.Лепка имеет огромное значение в ходе обучения и воспитания детей дошкольных возрастов. Она развивает зрительное восприятие, память, образное мышление, прививает ручные умения и навыки. Лепка, также, как и остальные виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, а также развивает умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Следовательно, мы должны понимать актуальность и важность данной темы.Еще одна специфическая черта лепки заключается в ее тесной связи с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует ребенка к игровым действиям с ней. Подобная организация занятия в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, и расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.Методику обучения детей навыку лепки необходимо строить с учетом определенных условий. Ведь не правильное обучение может привести к плачевным результатам. Далее предлагаю рассмотреть самые значимые условия.
  • Для большего значения творческой деятельности необходимо занимается ею не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
  • в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям тесно связан с формированием и появлением предпосылок творчества, художественно - образного начала, с обогащением у детей представления об окружающем мире;
  • дети более успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественное средство, при передаче образа, если систематизировать учебные и творческие задания.
  • Принцип построения рабочей программы по лепке должен исходить из конкретной задачи обучения В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческой способности у ребенка. Впечатление, получаемое им из окружающей жизни, является основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у детей закрепляются определенные отношения к изображаемому, уточняется и приобретается знание об окружении. Во время занятия лепкой дети приобретают навыки и умение работать с всевозможнейшими материалами, у них развивается способность творчески использовать это умение в процессе изображения предметов и явлений действительности. С помощью лепки в стиле игры мы можем обучить ребенка любым необходимым знаниям в ненавязчивой форме. Характеризуя творчество, можно сказать что оно является сознательной, целенаправленной, активной деятельностью человека, направленной на познание и преобразование окружающей действительности, создание новых, не существующих идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материального и духовного развития общества. Оно свойственно только человеку. Лишь человек творит, приводя в движение свое мышление, память, чувства, создавая в собственном сознании понятия и образы и в дальнейшем воплощает идею в жизнь. Чем лучше развита творческая способность человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее и интереснее как личность.Вначале связь между движением и образом однозначна. Ребенок усваивает ее, подражая взрослому. При этом вырабатывается навык произвольного выполнения движений, которые необходимы для создания образа. Со временем ребенок оказывается в состоянии создавать и другие образы, то есть уже может устанавливать новые связи и обучатся им. Поэтому созданные ребенком образы крайне устойчивы, понятны внешней формой выражения. Это уже не те, случайно вспыхнувшие ассоциации, которыми ребенок владел ранее. Объективное сходство с предметом поможет ему увидеть живой образ. В таких случаях меняется характер восприятия изображения, и дети рассказывают о том, что у них получилось в процессе творчества.После того, как ребенок научится изображать хотя бы несколько предметов и овладеет формообразующими движениями, можно проводить занятие на свободную тему. В процессе игры с глиной или пластилином, дети со временем начинают понимать, что из них возможно слепить изображения всевозможнейших предметов.Подбирая предмет изображения, необходимо исходить из общих дидактических принципов и особенности возраста. Предмет, во - первых, должен быть хорошо знакомым ребенку, во - вторых, должен вызывать у ребенка только положительные эмоции и быть интересным. В - третьих, крайне важна простота его формы и строения, также он должен состоять из небольшого количества частей.Ведущим методом формообразующего движения должен быть показ, который сопровождается простыми и точными объяснениями действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем переходить к словесной инструкции.Также невозможно не отметить один важный факт. Наиболее эффективным способом развития наблюдательности у детей дошкольного возраста, является приучение их к систематическому наблюдению на занятиях по лепке.Это обусловлено тем что планомерное и целенаправленное рассматривание натуры лучше воспринимается и усваивается ребенком. Но к величайшему сожалению, зачастую практика показывает следующее: дети, не обращают внимание на натуру, по факту делая наброски по памяти из имеющегося у них представления о данном объекте. В итоге неточность в изображение очертаний, а также сильное искажение формы. Изучение и познание натуры в данном случае не происходит. Основными причинами этого является отсутствие у детей умения, привычки смотреть на натуру, рассматривать объекты изображения.Что касается психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, то известно, что в данном возрасте существенно снижается порог всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится главенствующим при ознакомлении с окружающим миром, возрастает целенаправленность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливается взаимосвязь восприятия речи и мышления, и, как следствие, восприятие становится более обдуманным. Отдельную роль в развитии восприятия детей старшего дошкольного возраста играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. При нормальном развитии дети к шестилетнему возрасту уже могут правильно исследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и так далее.Делая вывод по данной работе можно с уверенностью отметить то, что лепка как вид изобразительной деятельности в большей мере, чем рисование либо же аппликация развивает и усовершенствует природные чувства осязания рук, активные действия которых ведут к более точной передаче формы. Благодаря этому умению, ребенок быстрее усваивает способы изображения и переходит к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведет к более интенсивному развитию творчества.Естественно в этой работе мы не можем рассмотреть все формы, методы и приемы развития творческих способностей в процессе практических занятий по лепке. Но крайне важно отметить то, что обучение, организованное квалифицированным педагогом, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе лепки. В свою же очередь родители должны знать: задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачей обучения.