Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Дружба»
Автор: Гиздатуллина Роза Васильевна

Методическая разработка классного часа «Дружба»АннотацияЦель проведения классного часа: способствовать духовно-нравственномувоспитанию, так как в современном мире подросток  окружён множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые влияют  на еще только формирующуюся сферу нравственности; классный час информирует подростка о нормах поведения в современном обществе, дает представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. В  любом студенческом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, так как от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Дружба взаимообогащает студентов, расширяет интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.Данная методическая разработка включает в себя ход классного часа, задания для работы в подгруппах в игровой форме, бланк оценки выполненных заданий для жюри, раздаточный материал для выполнения заданий и перечень использованных источников.  К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, охвачены и разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе.Данная методическая разработка раскрывает не только основные понятия по данной теме, но и дает возможность реализовать полученные знания в жизненной ситуации студента, которые возникают в повседневной жизни.Классный час на тему: «Дружба».Цель классного часа:
  • Выявить уровень понимания студентами понятия «дружба»;
  • Активизировать произвольное внимание к этому понятию и явлению;
  • Применяя навыки анализа, самоанализа, самоконтроля, наблюдения, обобщения, дать учащимся возможность высказать свою точку зрения на предмет обсуждения, познакомиться с другими точками зрения;
  • Провести социометрическое исследование межличностных отношений в коллективе;
  • Дать возможность ощутить себя единым целым с группой, незаменимой частью целого.
  • Оборудование: листы с половицами и поговорками о дружбе, листы для незаконченных предложений, подготовка сценки – ролевого диалога о дружбе по рассказу Аркадия Аверченко «Муха», медальоны «Самый, самый …» из бумаги, бланки для студентов.Ход мероприятия:Организационный момент: Приветствие студентов, гостей, сообщение темы и цели общения.Беседа – дискуссия: «А что такое дружба?»Вводное слово преподавателя:Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – о дружбе.Прежде чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение, а затем, в конце нашего разговора, мы сравним – изменилось ли ваше мнение на этот счет, или нет, и может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, открыли для себя в этих отношениях что-то новое…
  • Друг – это тот, кто …
  • С другом можно …
  • Я дружу с … потому, что …
  • Студенты разъясняют значение дружбы. Возможен обмен мнениями, дискуссия – как известно, в споре рождается истина. Пытаемся дать свое определение дружбы.Вопросы для дискуссии:
  • Какие чувства может испытывать человек?
  • Какие пословицы, поговорки о дружбе Вам известны?
  • В каких случаях проявляется дружба?
  • Какие личностные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны?
  • Мудрые высказывания о дружбе.
  • Непонимание делает из друзей врагов.
  • (Л.Фейхтвангер)
  • Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.
  • (У.Мизнер)
  • Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
  • (М.Твен)
  • Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
  • (Л.Толстой)Пословицы о дружбе.
  • Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
  • С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
  • Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.
  • Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
  • С иным водиться – что в крапиву садиться.
  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Старый друг – лучше новых двух.
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг до поры – тот же недруг.
  • Друг не испытанный – что орех не сколотый.
  • Друга ищи, а найдешь береги.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
  • Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Сценка – ролевой диалог «Муха». По рассказу А.Аверченко «Муха».Действующие лица: ведущий, заключенный, муха.Заключенный: Итак, я в тюрьме! Боже, какая тоска… Ни одного звука не проникает ко мне; ни одного живого существа не вижу я.Что это там на стене? Неужели? Какое счастье!Ведущий: На унылой тюремной стене камеры он увидел обыкновенную муху. Она сидела и терла передними лапками у себя над головой.Заключенный: Милая Муха! Ты будешь моим товарищем … Ты скрасишь мое одиночество!Муха: Интересненько, куда это я залетела? Отдохну немного, приведу себя в порядок. Ох, устала, намоталась я за целый день. (Зевает…) Как раз чуток бы вздремнутьОй! Кто это на меня глаза пялит, что даже стыдно? Не думает ли он меня укокошить!Заключенный: Как же мне сделать приятное моему новому товарищу? Придумал! Устрою ей ужин. Так, вот кусочек сахара, который нужно смочить водой, и крошки вареного мяса. Боюсь, как бы она не улетела от меня, огорченная неприхотливостью этой пищи.Мушка, посмотри-ка сюда… Увы, она не замечает моих забот…Ведущий: Заключенный встает с кровати и начинает осторожно размахивать руками, стараясь подогнать Муху к столу.Заключенный: Не бойся, бедняшка! Я не сделаю тебе зла: мы оба одинаково несчастны и одиноки. Прекрасно! Наконец-то она села на стол! Приятного аппетита!Муха: Вижу, что мне придется распроститься с отдыхом. Полетаю немного. Чего этот псих ко мне пристает? Намесил на столе какой-то сладкой дряни с вываренной говядиной – и гоняется за мной по камере, хлопая в ладоши.Что за смешное, нелепое зрелище: человек, а прыгает как теленок, потерявший всякое достоинство…Придется усесться на стол, отведать месива. Брр!... Что он там кричит?Заключенный: Как холодно в камере! Моя Муха – мой дорогой товарищ – сидит на стене в каком-то странном оцепенении… Неужели она умрет? Нет! Я не допущу этого! Эй, вы, тюремщики! Когда я был один, вы могли меня морозить, но теперь… Дайте нам тепла! Дайте огня!Ведущий: Заключенный с воплями стал стучать в дверь.Заключенный: Какое счастье, мне принесли чайник с горячим чаем! Милый друг! Сейчас тебе будет тепло.Ведущий: Заключенный подносит чайник к стене, где сидит муха, и долго держит его около нее.Заключенный: Как я рад, она зашевелилась … вспорхнула… Наконец-то! Мы должны, дорогой товарищ, поддерживать друг друга, не правда ли?Муха: Час от часу не легче, ни минуты покоя! Только я задремала, как он стал кричать и колотить в дверь и доколотился до того, что ему принесли чайник с кипятком.Что он еще собирается предпринять? Этого еще не доставало! Тычет горячим чайником прямо мне в бок… Осторожно, черт! Так и есть: опалил мне крыло. Попробую полетать.Постой! Оставь! Да оставь же!Ф-фу!Не-ет, миленький, с меня довольно. Какое счастье – открывается дверь, и я – адью!Заключенный: Сегодня я не могу ни есть, ни пить. Лежу на койке и бессмысленно гляжу в одну точку… Моя Муха исчезла! Улетела, покинула меня, эгоистичное, самодовольное создание!Разве тебе было плохо? Разве я не был тебе преданным, верным другом, на чью сильную руку ты могла опереться?!Улетела! Неблагодарная!Ведущий: Так трагически закончилась эта кратковременная дружба…Выводы и комментарии:
  • Поучительный рассказ. В нем хорошо показано, как на одну и ту же вещь, одно и тоже действие можно взглянуть с разных сторон. Так часто получается в жизни, что от навязчивой помощи получается только вред.
  • Очень важно, чтобы общающиеся стороны понимали друг друга, чувствовали, что нужно и как нужно помочь.
  • Чтобы иметь друга, надо правильно понять его желания, а не лезть со своими эгоистичными заботами.
  • Несмотря на то, что побуждения и действия друга направлены на то, чтобы сделать как можно лучше для своего товарища или подруги, происходит обратное, он теряет друга. По-моему, это получается от того, что все-таки такой человек думает больше о себе…
  • О таком типе людей хорошо написал В.Г.Белинский (он называл их романтиками): их «тянет к дружбе не столько потребность симпатии, столь сильная в молодые годы, сколько потребность иметь при себе человека, которому бы они беспрестанно могли говорить о драгоценной своей особе».
  • Сюжет этого рассказа можно перевести на взаимоотношения между молодыми людьми, когда, например, юноша симпатизирует девушке и хочет с ней подружиться. Тюрьма – это ассоциация его замкнутости, нерешительности, неуверенности в себе. А его искренние действия, беспокойство, желание сделать все как можно лучше – оборачиваются против него самого, потому что он не пытается понять своего партнера, встать на его место, понять его настроение, чувства…
  • Игра «Необитаемый остров»Давайте представим себя на необитаемом остове. А теперь представьте, что благодаря чуду мы смогли выбраться с этого острова, но построенный нами корабль вдруг потерпел крушение. Команде удалось спастись, но пострадал капитан. Все оказались посреди океана в одной лодке, в которой есть 15 предметов. Из них надо выбрать те, которые могут помочь спастись. В связи с тем, что лодка перегружена, от некоторых ненужных предметов, возможно, придется избавиться. Перед вами бланк с перечнем этих предметов. Сейчас каждый из вас представит, какие предметы ему потребуется для спасения, и поставит в первую графу таблицы порядковый номер по важности.Теперь попробуйте, обсудив ваши варианты ответов, прийти к единому общему мнению. Во второй графе своей таблицы поставьте порядковый номер в соответствии с мнением большинства.А теперь послушайте мнение эксперта (в его роли выступает классный руководитель). Подсчитайте разницу (из большего вычитается меньшее) между оценкой эксперта и а) вашими номерами; б) номерами коллективного решения. Подсчитайте итоговую сумму: если она менее 60, вы спаслись. А если вам спастись не удалось, не огорчайтесь, ведь это только игра, и мы учимся все делать вместе, и со временем у нас все получится.Теперь оценим ваши лидерские качества. Для этого надо вычислить разницу между «ошибками всех» и «ошибками одного» и подсчитать итог:
  • Меньше 20 баллов – вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;
  • 20 – 30 баллов – у вас высокий уровень лидерства;
  • 30 – 40 баллов – задатки лидера у вас есть, но вы не стремитесь их проявлять;
  • больше 40 баллов – вы конформист.
  • Анкета «Моя группа»1. В нашей группе:а) большинство ребят хорошие;б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;в) большинство ребят неприятны мне.2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоей группы и ты, жили бы недалеко друг от друга?а) да;б) мне все равно;в) нет.3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоей группы?а) да;б) не уверен;в) нет.4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоей группы?а) да;б) не знаю;в) нет.5. Оцени, насколько нравится тебе твоя группа:1 балл — совсем не нравится;2 балла — не нравится;3 балла — и нравится и не нравится;4 балла — нравится;5 баллов — очень нравится.6. Если бы тебе представилась возможность всей группой поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?а) хорошо;б) равнодушно;в) плохо.7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоей группе помогает?а) да;б) не замечал;в) нет.8. Оцени, насколько дружная у вас группа:1 балл — cовсем не дружный;2 балла — недружный;3 балла — когда как;4 балла — дружный;5 баллов — очень дружный.9. Летом или после окончания учебного года захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?а) да;б) нечто среднее;в) нет.ОценкаЗасчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.Подсчитай сумму баллов.Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.Подсчитай общую сумму. Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в группе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают.10—18 баллов — Кто-то в группе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружной группе. Ты ценишь одногруппников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая дружба часто остается на всю жизнь. Анкета «Сплоченность группы»Ниже приводятся характеристики малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоей группе.1а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в группе, мы в кругу друзей;б) далеко не всем уютно в нашей группе;в) в группе есть ребята, с которыми никто не дружит.2а) В основном ребята дорожат нашей группой;б) большинство ребят не задумываются о том, что значит группа в их студенческой жизни;в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другую группу.3а) В нашей группе внимательно относятся к каждому студенту;б) наша группа заботиться не только о себе и нашем колледже, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;в) ребят из нашей группы больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из студентов.4а) В нашей группе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;б) жизнь в нашей группе могла бы быть интереснее;в) в нашей группе скучно, чтобы жизнь группы была интересней, все надо полностью изменить.5а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;б) хотелось бы чаще ходить куда-то всей группой;в) не надо никуда ходить вместе всей группой.6а) Думаю, что наша группа дружная;б) в нашей группе есть несколько дружеских компаний, несколько подгрупп, а общей дружбы нет;в) дружба в группе невозможна.7а) Думаю, что каждый из нас может проявить в группе свои способности и интересы;б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в группе;в) мало кто из ребят может проявить в группе свои способности и интересы. Обработка результатовПолученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопросаОтветы в баллаха          б          в1          10        2          -102          10        2          -103          10        20        -104          10        5          -105          20        10        -106          10        6          -57          30        20        -10 Подсчитайте сумму полученных балловИнтерпретация результатов76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны. После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить группу на две подгруппы (выбор происходит добровольно). Одна подгруппа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая подгруппа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой подгруппе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.Награждение.Медальон «Самый, самый …»Игра – присуждение медальонов с надписями качеств личности. Медальоны вручает сменный ведущий при одобрении выбора большинством коллектива.Например:
  • самый ответственный;
  • самый обаятельный;
  • самый скромный;
  • самый элегантный;
  • самый умный;
  • самый эрудированный;
  • самый прикольный;
  • самый привлекательный;
  • самый пунктуальный;
  • самый общительный;
  • самый творческий;
  • самый креативный;
  • самый трудолюбивый;
  • самый спортивный;
  • самый улыбчивый;
  • самый отзывчивый;
  • самый талантливый;
  • самый уверенный;
  • самый организованный;
  • самый уверенный;
  • самый задумчивый.
  • Итог:Участники садятся в круг и делятся тем, что накопилось на сердце за время проведения классного часа. Анализируют свои ответы на незаконченные предложения, которые они заполнили в начале классного часа. Это обсуждение позволяет студентам почувствовать себя частичкой целого коллектива и в то же время ощутить свою собственную значимость.Современная молодежь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, все это живо, трепетно ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скепсисом.